ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫОСКАРА УАЙЛЬДА В РОМАНЕ «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» И В СКАЗКАХ.
1. Место творчества О.Уайльда в английской литературе рубежа веков.
1) Своеобразие творческого метода писателя. Уайльд и эстетизм.
2) Особенности эстетической теории О.Уайльда.
3) Философские основы эстетики писателя. Уайльд и прерафаэлиты.
4) Соотношение искусства и жизни в теории О.Уайльда.
5) Понятие искусства и красоты.
6) Вопрос о назначении искусства.
2. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».
- Основная проблематика романа.
- Тема искусства в романе. Идейное значение образов Бэзила Холлуорда и Сибилы Вэйн.
- Идейная и композиционная роль образа лорда Генри.
- Тема красоты в романе. Сущность трагедии Дориана Грея.
- Авторская позиция в романе. Особенности её идейного звучания.
- Роль парадокса в романе.
3. Философия сказок Оскара Уайльда.
Литература для обязательного чтения:
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Сказки»
Рекомендуемая литература:
- Зарубежная литература ХХ века: учебник: [гриф Мо РФ] / под ред. Л.Г. Андреева.- М.: Высшая школа, 2004.- 559с.
Раздел «От викторианства к ХХ веку» – стр. 280 – 281.
- История английской литературы: учебник: [гриф УМО] / Н. П. Михальская.- М.: Академия, 2006.- 480 с.
Раздел «Рубеж Х1Х – ХХ веков» - стр. 302 – 305.
- Зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: учебное пособие: [гриф УМО] / под ред. В.М. Толмачева.- М.: Академия, 2003.- 496с.
Раздел «Оскар Уайльд и символизм в Англии» - стр. 230 – 247.
Дополнительная литература:
1) Оскар Уайльд «Идеальный муж», «Саломея».
1) Питер Акройд. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
АНГЛИЙСКИЙ НЕОРОМАНТИЗМ
1.Эстетика неоромантизма, его связь с романтизмом и реализмом.
- Стивенсон как глава неоромантиков:
1) Стивенсон как теоретик неоромантизма.
2) Неоромантические характеры и обстоятельства в романе «Остров сокровищ».
3) Черты неоромантизма в других романах и стихах Стивенсона.
Темы для индивидуальных сообщений:
1.Человек, природа и пути развития цивилизации в «Книгах джунглей» Киплинга.
2.Дж.Конрад как основатель новой повествовательной техники.
3.Фантастические романы Г.Уэллса.
4.Создание канонов классического детектива у А.Конан Дойла.
5.Творчество К.Г.Честертона.
6.Роман Э.-Л.Войнич «Овод» и его влияние на русскую литературу.
Для обязательного чтения:
Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ».
Р.Киплинг «Книга джунглей».
Г.Уэллс «Машина времени», «Война миров».
Рекомендуемая литература:
- Зарубежная литература ХХ века: учебник: [гриф Мо РФ] / под ред. Л.Г. Андреева.- М.: Высшая школа, 2004.- 559с.
Раздел «От викторианства к ХХ веку» - стр. 267 – 283.
- История английской литературы: учебник: [гриф УМО] / Н. П. Михальская.- М.: Академия, 2006.- 480 с.
Раздел «Рубеж Х1Х -ХХ веков» - стр. 286 – 309..
- Зарубежная литература конца ХIХ - начала ХХ века: учебное пособие: [гриф УМО] / под ред. В.М. Толмачева.- М.: Академия, 2003.- 496с.
Раздел «Неоромантизм и английская литература начала ХХ века» стр.284-301.
Дополнительная литература:
Джозеф Конрад «Лорд Джим», «Фрейя семи островов».
А.Конан Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе».
К.Г.Честертон «Рассказы о пасторе Брауне»
Э.Л.Войнич «Овод».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ДРАМЫ. ЮДЖИН О, НИЛ. ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР АБСУРДА
I.Становление национальной американской драмы в первые десятилетия ХХ века.
II. Драматургия Юджина О, Нила.
1) Первые шаги к новому театру: одноактные пьесы.
2) Реалистические пьесы 20-х годов.
3) «Любовь под вязами»:
- Конфликт пьесы.
- Символика характеров.
- Драматургическая техника.
4) Экспрессионистские пьесы («Косматая обезьяна»).
5) Проблемы семейства Тайронов как общечеловеческие («Долгое путешествие в ночь»)
Рекомендуемая литература:
- Зарубежная литература ХХ века: учебник: [гриф Мо РФ] / под ред. Л.Г. Андреева.- М.: Высшая школа, 2004.- 559с.
Раздел «Становление американского литературного сознания в ХХ веке» - стр. 324 – 329.
- Гиленсон, Б.А. История литературы США: учебное пособие / Б.А.Гиленсон. - – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 704 с.
Часть третья. Глава ХXIV «Юджин О.Нил: «отец американской драмы» - стр. 492 – 507.
- Зарубежная литература ХХ века: учебник: [Гриф УМО]/ под ред. Н.П.Михальской.- 4-е изд.- М.: Дрофа, 2003.- 464 с.
Раздел «Литература США» - стр. 221 – 223.
Дополнительная литература:
1. Коренева М.М. Творчество Юджина О, Нила и пути американской драмы./ М.М.Коренева – М., 1990.
2. Пинаев С.М. Поэтика трагического в американской литературе: Драматургия Ю.О,Нила. / С.М.Пинаев– М., 1988.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ПЬЕСА БЕРТОЛЬДА БРЕХТА «МАМАША КУРАЖ И ЕЁ ДЕТИ»
(ЧЕРТЫЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА)
1. Теория эпического театра Бертольда Брехта. Цели и основные принципы.
2. Воплощение принципов эпического театра в пьесе «Мамаша Кураж и её дети»:
2) Идейное содержание пьесы, его воплощение в сюжете.
3) Черты философского театра. Принцип параболы.
4) Понятие эпического и его воплощение в пьесе.
5) Присутствие «эффекта очуждения» в «Мамаше Кураж».
6) Символика характеров в пьесе.
3. Влияние идей Брехта на современный театр.
Литература для обязательного чтения:
Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и её дети».
Рекомендуемая литература:
- Зарубежная литература ХХ века: учебник: [гриф Мо РФ] / под ред. Л.Г. Андреева.- М.: Высшая школа, 2004.- 559с.
Раздел «Бертольд Брехт» - стр. 215 – 229.
- Зарубежная литература ХХ века: учебник: [Гриф УМО]/ под ред. Н.П.Михальской.- 4-е изд.- М.: Дрофа, 2003.- 464 с.
Раздел «Литература Германии. Бертольд Брехт » - стр.141 – 144.
Дополнительная литература:
Бертольд Брехт «Трёхгрошовая опера»
«Добрый человек из Сезуана»
«Кавказский меловой круг»
«Жизнь Галилея»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5