Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.




Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя

«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше.»
М. Рустам (индийский ученый)

Подведя итоги прошлого учебного года (аттестация ДОУ, педагогов, конкурсы, выставки) на первый план вышла актуальная проблема – календарный план воспитателя. Также эта тема вызвана запросом Управления образования города, работниками дошкольных образовательных учреждений и призвана повысить качество ДОУ.

Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. Известное выражение: «Воспитатель сам должен быть воспитан» — не потеряло своей актуальности и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания.

Сегодня роль воспитателя в психическом и социальном развитии ребенка значительно возросла, поскольку ребенок проводит с воспитателем больше времени, чем с родителями.

И это обстоятельство способствует установлению особых эмоциональных связей между воспитателем и ребенком, которые отчасти компенсируют отсутствие родителей, от этого во многом зависит комфорт ребенка, характер его социальной адаптации и овладение коммуникативным навыкам.

Особую значимость имеет соблюдение одного из гуманистических принципов – «Не навреди».

Воспитателем-профессионалом становится тот, кто в практической работе с детьми стремиться проявлять творческую инициативу, использовать новые методы и технологии; кто постоянно занимается самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствует свои профессиональные навыки, расширяет кругозор и рамки своих интересов.

Сегодня очень важно знание физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста (папка для родителей в уголке), умение создать для них благоприятный психологический климат, овладение педагогической рефлексией, владение навыками конструктивного диалога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка, все это позволяет воспитателю, организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Залогом успешности являются следующие ЗОЛОТЫЕ ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

· Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

· Предъявляя требования к ребенку, ясно их себе представляйте, объясните их ребенку, узнайте его мнение.

· Не контролируйте каждый шаг ребенка, предоставляйте ему самостоятельность.

· Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.

· Не пропустите момента, когда у ребенка достигнут первый успех.

· Если ребенок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.

· Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребенку возможность ощутить ваше участие.

· Не делите детей на хороших и плохих, помните правило «золотой середины.

· Повышайте престиж профессии воспитателя.

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:

· Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

· Конвенцией о правах ребенка;

· Конституцией РФ;

· Трудовым Кодексом РФ;

· Законом РФ «Об образовании»;

· Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;

· федеральными и региональными программами образования;

· типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.

· законом Краснодарского края «Об образовании» от 22.12.2004 г. № 122. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края,

· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

· региональными нормативно-правовыми документами;

· нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;

· локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, вести дневник наблюдений за детьми, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:

· Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.

· Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую.

Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

1. календарный план воспитательно-образовательной работы,

2. табель посещаемости детей.

Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ. Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации сада и воспитателя.

Документация может быть систематизирована в следующих папках:

· информационно-нормативная (01),

· планирования и анализа (02),

· организации воспитательно-образовательной работы (03).

Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:

· Служебные и должностные инструкции:

1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.

2. Общие сведения о группе:

2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).
2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).
2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
2.5. Сведения о детях и их родителях.

3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

3.1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
3.3. Перспективное планирование по разделам программы.
3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).

Частые ошибки при планировании

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой — учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые. Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.

Приходя на аттестацию педагога первое, что просишь — это календарный план. Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.

Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.

Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

· учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;

· взаимосвязь процесса воспитания и обучения;

· регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.

Во время аттестации дошкольных образовательных учреждений выявлены наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:

· случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;

· вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;

· перегруженность (недогруженность) планов;

· отсутствие дат;

· расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;

· отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);

· пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;

· календарные планы представлены в виде перспективных;

· нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;

· нет сноски на литературу, страницу;

· не прописывается индивидуальная работа с детьми.

По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, какой воспитатель в какую смену, что проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.

Технология разработки календарных планов

· Общий алгоритм — канва.

· Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.

· Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

· Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

· Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).

· Соответствие программно-методическому обеспечению.

· Включать все виды деятельности.

· Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

· Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).

· Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

· Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

· Учтены время года и погодные условия.

· Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

· Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.

· Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

· Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.

· Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

· Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.

· Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

· Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.

· Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

· В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

· Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Титульный лист

2. Список детей группы

3. План работы с родителями

4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)

5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

7. Планирование самостоятельной деятельности детей

8. Планирование гимнастик

9. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая»)

10. Рекомендации специалистов

Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от системы планирования. Для облегчения поисков форм календарного планирования было выпущено методическое пособие «Варианты календарного планирования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Цель данного методического пособия – оказать теоретическую и практическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в создании системы планирования воспитательно-образовательного процесса.

Методическое пособие составлено с учетом профессиональных трудностей и проблем, возникающих у педагогов при определении алгоритма, структуры и содержания планирования работы в ДОУ и рекомендовано для практического использования воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

В пособии представлен педагогический опыт дошкольных образовательных учреждений города Краснодара №№ 16, 97, 115, 133, 173 по планированию воспитательно-образовательного процесса.

В сборнике изложены основные требования к оформлению и ведению документации, нормативно-правовые документы, предложены алгоритмы, образцы календарного планирования воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации «Дошкольное образование: ориентиры и требования», основой планирования работы в группах является реализуемая комплексная программа, в которой задачи и содержание работы воспитателя можно представить в двух разделах:

1. «Организация жизни и воспитание детей»,

2. «Обучение на занятиях».

То есть планирование должно отражать три стороны педагогической работы:

1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

3. Планирование самостоятельной деятельности детей.

Содержание разделов плана воспитательно-образовательного процесса

Рассмотрим их более подробно.

1. Титульный лист

2. Список детей группы

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю (ежедневно пишутся рекомендации или просьбы к родителям относящиеся к определенной тематике). Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

· родительские собрания,

· консультации (индивидуальные, групповые),

· семинары-практикумы,

· тематические выставки,

· эпизодические беседы с родителями,

· клубы по интересам,

· совместные праздники,

· развлечения и досуги,

· анкетирование,

· родительские посиделки,

· экскурсии,

· туристические походы,

· участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов (2.4.1.1249-03)

В группе детей ясельного возраста — не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие — во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.

В младшей группе проводится 11 занятий в неделю.

В средней группе проводится 12 занятий в неделю.

В старшей группе проводится 15 занятий в неделю.

В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию.

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Занятие планируется в соответствии с сеткой.

Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы).

Например:

Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;

Конструирование — «Сказочный домик» — Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в д/с» – стр. 112.

Трудным для воспитателя разновозрастной группы, как показывает наблюдение практики, является отражение в плане необходимого для каждого возраста перечня и количества занятий в течение дня и недели, правильное их чередование. Трудности вызываются тем, что для детей разного возраста они различны. Поэтому стремление воспитателей смешанных групп точно соблюсти требования программы не всегда оказывается успешным.

В ряде случаев возникает необходимость нарушить установленный порядок, изменить существующие требования, приспособить их к конкретным условиям совместного воспитания в одной группе детей разного возраста, значительно отличающихся по своему опыту и возможностям в усвоении знаний и умений.

Как же сочетать общие требования к планированию и проведению занятий с особенностями работы в условиях разновозрастной группы?

Что возможно и целесообразно изменять, а в чем надо точно придерживаться программных требований?

При планировании и организации занятий в разновозрастной группе педагогу необходимо прежде всего соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Это значит, что еженедельно со всеми возрастными подгруппами надо проводить занятия по всем разделам обучения (ознакомление детей с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование и аппликация, физкультурные и музыкальные занятия).

Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером), их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым), о сочетании занятий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др.

На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки»).

В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

· Утренний отрезок времени.

· Прогулка.

· Вечерняя прогулка.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

· индивидуальный диалог с каждым ребенком;

· совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

· чтение или рассказывание;

· дидактические упражнения, развивающие игры;

· творческие игры;

· наблюдения (в группе, на воздухе);

· психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

· труд (различные виды);

· художественно-продуктивная деятельность;

· музыка;

· познавательная пятиминутка.

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.

Зная их перечень, педагог,

· во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,

· во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

· игровую деятельность,

· беседы с детьми,

· рассматривание предметов и иллюстраций,

· короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:

· в младшей и средней — 3-4 вида,

· в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: