коммуникативных умений подростков.




Основные требования к составлению

Психокоррекционной программы.

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

- чётко формировать цели коррекционной работы;

- определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

- выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

- чётко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с учащимися;

- отобрать методики и техники коррекционной работы;

- определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

- определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю и т. п.);

- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин. В начале коррекционной программы до 1,5-2 ч. на заключительном этапе – например);

- определить содержание коррекционных занятий;

- при необходимости планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьёй – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.);

- для реализации коррекционной программы и оценки её эффективности предусмотреть контроль коррекционной работы.

 

Примерное содержание коррекционной программы.

Программа психолого-педагогической коррекции

коммуникативных умений подростков.

Цель программы: развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки в решении личностных проблем подростков.

Задачи программы:

1. Диагностика личностных качеств.

2. Овладение определёнными социально-психологическими знаниями.

3. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других.

4. Коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров.

5. Овладение приёмами межличностного взаимодействия.

Коррекция проводиться в виде социально-психологического тренинга. Психологическое воздействие основано на активных методах групповой работы. В ходе занятий решаются вопросы диагностика и развития личности; формируются коммуникативные навыки; оказывается психологическая помощь и поддержка, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. В итоге у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опят позитивного отношения к себе и окружающим людям, они становятся более компетентными в сфере общения.

Форма коррекционной работы: индивидуально-групповая.

Состав группы: 7-9 участников.

Примерный возраст участников: 12-15 лет.

Количество занятий: 10.

Частота занятий: 1 раз в неделю (при диагностике допускается до 2 раз в неделю).

Длительность занятий: от 1 часа до 1,5 часа.

 

I. Диагностический блок.

Цель: диагностика способностей развития личности, выявление факторов риска.

Диагностика проводится на протяжении 4 занятий; длительностью 1 час; частота занятий допускается до 2 раз в неделю; индивидуальная форма работы.

1-е занятие: проводится диагностика личностных особенностей с использованием: ПДО (патохарактерологический диагностический опросник), М МИЛ (миннесотский опросник многоаспектный личностный, тест Шмишена и т. п.).

2-е занятие: проводится диагностика самооценки (методика Е. В. Сидоренко и другие); иследование ценностных ориентаций (методика «ценностных ориентаций М. Рокича).

3-е занятие: проводится диагностика интеллектуального развития (тесы Амтхадера, Векслера, ШТУР).

4-е занятие: проводится диагностика взаимоотношений (метод незаконченных предложений, тест Т. Лири, социометрии).

Поученные результаты используются для составления социально-психологического профиля личности.

 

II. Установочный блок.

Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха.

Для реализации данной цели отводится одно занятие, длительностью до 1,5 часа; занятие проводятся 1 раз в неделю, групповая форма занятия.

 

5-е занятие: знакомство с принципами работы в группе.

Ход занятия.

1-е упражнение. Представление «Твоё имя, или я хочу тебя называть».

2-е упражнение. «Правила группы».

3-е упражнение. «Мой благородный поступок».

4-е упражнение. «Список личных претензий».

5-е упражнение. «Диагноз или какой я в общении».

6-е упражнение. «Мой стиль общения» (домашнее задание).

7-е упражнение. Анализ итогов «Откровенно говоря».

 

III. Коррекционный блок.

Цель: формировать активную социальную позицию подростков и развитие их коммуникативных способностей и способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих их людей, повышение общего уровня психологические культуры.

Для осуществления коррекционной работы отводится четыре занятия, длительностью до 1,5 часа; занятие проводится 1 раз в неделю; групповая форма занятия.

 

6-е занятие: самоанализ качеств, важных для межличностного общения.

Ход занятия.

1-е упражнение. Комплимент.

2-е упражнение. Анализ домашнего задания «Мой стиль общения».

3-е упражнение. Список качеств, важных для общения.

4-е упражнение. «Круг моего общения».

5-е упражнение. «Принимаю решение по изменению…».

Подведение итогов.

 

7-е занятие: развитие умений самоанализа и предопределения психологических барьеров.

1-е упражнение. «Нетрадиционное «невербальное» приветствие».

2-е упражнение. Домашнее задание «Мой лучший друг».

3-е упражнение. «Маленькие жертвы».

4-е упражнение. «Мы с тобой одной крови».

5-е упражнение. «Землетрясение».

6-е упражнение. «Оценка группы по коммуникативным качествам».

Подведение итогов.

 

8-е занятие: способы самоанализа и самокоррекции.

Ход занятия.

1-е упражнение. «Волшебные слова».

2-е упражнение. Анализ дневников «Мой тип общения».

3-е упражнение. «Контакты с новыми людьми» или «Инопланетянин».

4-е упражнение. «Неожиданная встреча».

5-е упражнение. «Анализ событий в группе».

Подведение итогов.

 

9-е занятие (продолжение). Способы самоанализа и самокоррекции.

Ход занятия.

1-е упражнение. «От всей души…».

2-е упражнение. «Новые знакомые».

3-е упражнение. «Друг для друга».

4-е упражнение. «Неожиданная встреча…».

5-е упражнение. «Необитаемый остров».

6-е упражнение. «Мнение».

Подведение итогов.

 

IV. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: оценить психологическое содержание и динамику изменений, закрепить коммуникативные навыки, наметить перспективы на будущее.

Для реализации отводится одно занятие; длительностью до 1,5 часа; групповая форма занятия.

 

10-е занятие. Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее.

Ход занятия.

1-е упражнение. Комплименты «Мне очень нравится, когда ты…».

2-е упражнение. Анализ дневников «Мой стиль общения».

3-е упражнение. Итоговая диагностика общительности.

4-е упражнение. Психологический чемодан: «Что собрать тебе в дорогу?»

5-е упражнение. «Больше всего мне нравится, когда партнёр по общению…»

 

Подведение итогов коррекционных занятий.

 

 

Литература:

1. Игры – обучения, тренинг, досуг…/под ред. В. В. Петруситского// - М.: Новая школа, 1994.

2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000.

3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.

4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

6. Практикум по арт-терапии /под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

8. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: