Примеры репертуара из моей практики и некоторые рекомендации в работе над ним.




Изучение в классе ансамбля переложений вокально-симфонической музыки стимулирует общее музыкальное развитиеучащихся, учит разбираться в строении музыкальных форм,воспитывает внимание

 

-11-

к качеству звука, к его красочности иявляется мощным средством развития тембро-динамического слуха, образного мышления. Решение сложных технических и звуковых задач при исполнении оркестровых переложений происходит успешнее, если содержание произведения и стиль композитора доступны пониманию учащегося.

В моей практике таким примером оказалась работа над ансамблем «Пушкинский вальс» №2 С.Прокофьева. Прослушивая это произведение в симфоническом исполнении, учащиеся старались передать и тембровую окраску различных инструментов, динамических нюансов, штриховых эффектов, насыщенность полнозвучных tutti, Обсуждая и сопоставляя различные трактовки и темпы,выбирали наиболее подходящие варианты. Безусловно, такой вид деятельности вовлекает в творческий процесс: обогащает музыкальные представления, развивает чувство стиля, формирует качества, необходимые настоящим музыкантам.

Однако в наши дни одного классического репертуара уже не достаточно для воспитания современного ученика- пианиста и здесь нужно проявить педагогический такт, профессиональное чутье и мудрость, чтобы найти лучшее во всем многообразии современной музыки и уберечь ученика от низкопробных поделок поп-культуры. Популярность «легкой» музыки понятна и обусловлена как влиянием вкусов семьи, так и влиянием средств массовой информации. Однако бесспорно и то, что исполнение джаза, рок-музыки не только нравится детям, но и развивает их способности, прививает навыки ансамблевой игры (в серии сборников «Джаз для детей»возрождаются забытые традиции любительского музицирования). Примером может послужить сборник пьес современного немецкого композитора, пианиста и педагога Манфреда Шмитца (1939) для шестиручного ансамбля

 

 

-12-

«Мини джаз 3». Представленные в нем тринадцать небольших джазовых пьес, расположенных по принципу «от простого к сложному», могут быть включены в репертуар обучающихся младших и средних классов ДШИ и ДМШ.

Шестиручное изложение пьес максимально упрощает нотный текст, что позволяет ускорить прочтение нотной записи и уделить больше внимания артикуляционным и ритмическим особенностям исполнения джазовой музыки и работе над решением специфических ансамблевых задач.

Необходимость акцентировать звуки, приходящиеся на слабые доли такта или между долями, штриховое разнообразие активизируют слух ученика, развивают координацию движений, улучшают приспособляемость к инструменту. Джазовые гармонии обогащают слуховые впечатления. Одно из условий успеха при исполнении джазовых произведений это эмоциональная включенность учеников.

Авторские рекомендации экспериментировать с нотным материалом: сочинить вступления, варьировать мотив или ритмический рисунок, как нельзя лучше способствуют созданию творческой атмосферы на занятиях, позволяют детям погрузиться в игру со звуками. «MelancolySerenade» и «BoogieFestival», «BluesforJane» и «HappyBirthday» - эти пьесы дают возможность маленьким исполнителям выразить широкую гамму чувств и настроений.

Когда мы выбираем программу, то каждому произведению отводим своё место в творчестве своих детей. А ансамбли – более благодатный материал для концертных выступлений. Поэтому необходимо включать узнаваемую зрителями музыку. Для малышей я стараюсь находить чаще всего всетях интернета ансамбли на темы детских песен из мультфильмов.Это «Чуга-Чанга», «Голубой вагон», «Улыбка» В.Шаинского в переложения

 

 

-13-

разных авторов.Стараюсь находить интересные и посильные переложения.Как правило, это пьесы вариационные изложения,со сменой фактуры, регистров, иногда с джазовыми элементами. Такие ансамбли с удовольствием исполняются на классных собраниях и в концертах школы.

В своем классе я иногда пробую и сама работать над переложениями для фортепианного ансамбля, но занимаюсь такого рода переложениями вместе с учениками, участниками ансамбля, не расписывая заранее для них нотный материал.

При подготовке к джазовому конкурсу,в условиях которого было использование элементов импровизации, ученики сами пытались справиться с заданием: предлагали свои варианты, выбирали регистры на фортепиано и фактуру исполнения.

Так в нашем репертуаре появился ансамбль П. Мориа «Менуэт»,в котором оттачивали умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальную ткань.

На тот же конкурс готовилась пьеса И.Осина «Буги-вуги»,где в авторскую редакцию мы рискнули добавить свою концовку – эффектный ниспадающий пассаж. В работе над этой пьесой основными были метро-ритмические и темповые задачи. Важнейшими требованиями совместной игры являлись одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствия приемов звукоизвлечения. Для обеспечения "чистого" звучани, художественное слияние ансамблевых партий в единое целое много работали над педализацией.

Ещё один пример джазового ансамбля – это пьеса для двух фортепиано «Старый рояль» М.Минкова в переложении украинского композитора Л.Жульевой. Я выбрала этот вариант, где более сложной в импровизационном смысле является первая партия, а вторая, с остинатнымдвижением басов,исходя из разной

 

-14-

подготовленности учеников. Позволила ученику в первой партии использовать свои варианты импровизации.С переложениями Л.Жульевой мне приходилось работать уже не раз. С учащимися старших классов играли ансамбль Р. Кочанте, "Belle" из мюзикла "Собор Парижской Богоматери".

Для младших классов очень интересен сборник Л.Жульевой «Вдвоем веселее» для фортепиано в 4 руки.

Пьесы, которые вошли в сборник, написаны в удобных и ярких пианистических обработках, некоторые – с элементами джаза. Они основаны на ярких образцах музыки и оснащены эффектными пианистическими приемами.

Методические рекомендации содержат не только наиболее эффективные, рациональные формы работы над пьесами, приемами, в частности «свинг», но и биографические справки об авторах всех пьес.

1. Р. Петерсен«Старый автомобиль».

В отличие от оригинала в данном переложении добавлен остинатный ритмичный бас восьмыми, который придает пьесе более динамичный характер и создает ощущение движения автомобиля. Сигнал автомобильного гудка усилен звучанием секунд в обеих руках партии Primo. Синкопы требуют особо четкого и точного исполнения.

2. Г. Хойман«Пони-буги».

В данной аранжировке добавлена вторая партия в характере буги-вуги, а так же сочинена импровизация. Это средняя часть пьесы. Обозначение темпа Swing указывает на то, что ритм нужно исполнять не ровными восьмыми, а как триоль, где первая восьмая исполняется как четверть (или две залигованных восьмых) в триоли, а вторая восьмая — как триольная восьмая).

 

-15-

3. Ф. Пуленк. «Стаккато».

«Стаккато» — увлекательная, острая и звонкая по настроению пьеса. По своему остроумию она чем-то напоминает цирковую музыку. В средней части (цифра 2) появляется легато. Нужно обратить особое внимание на ансамбль при исполнении параллельного гаммаобразного движения в двух партиях в тер-цию через октаву.

4. Б. Савельев. «Песенка кота Леопольда».«Кот Леопольд» — мультипликационный сериал про доброго кота Леопольда, которого в многочисленных ситуациях донимают двое хулиганов — мышей. Его главное кредо, повторяемое в конце каждой серии, — «Ребята, давайте жить дружно».В этой оригинальной обработке существенное значение имеют нисходящие гаммообразные пассажи и их передачи из первой партии во вторую, которые нужно выполнить очень ровно, незаметно, как будто бы их играет один исполнитель. Украшением пьесы являются репетиции, исполняемые ярко, звонко.

5.Д.Пьерпонт. «JingleBells».

Автор песни — американец Джеймс Лорд Пьерпонт (JamesLordPierpont) — родился в 1822 году в семье бостонского пастора.Эта рождественская песенка была написана Дж. Пьерпонтом всего лишьдля представления в школе, но сегодня без неё не обходится один рождественский праздник!Во введения нужно добиться хорошего ансамбля и умение начать пьесу одновременно. Партия secondo в первой части представляет собой контрапункт к основной мелодии. А в припеве использован прием поочередной игры двумя руками в быстром темпе. Здесь следует очень четко выполнять ритм шестнадцатыми.

6. «Песня охраны» из самого популярного мультфильма с музыкой Г.Гладкова «Бременские музыканты» по сказке братьев

 

-16-

Гримм — веселая и ироничная. В аранжировке этой небольшой по размеру пьесы использованы остроумные находки:

- эффект ударных инструментов (выстучать ритм по роялю);

- игра регистров — от самого низкого до очень высокого;

- жесткие секунды в репетициях.

7.Пьеса «Елочка» написана в джазовых традициях и представляет собой тему и три вариации. Здесь использованы джазовые гармонии — хроматическая последовательность доминантсептаккордови расщепленных аккордов. На пьесе вырабатывается умение свинговать. Пунктирный ритм — шестнадцатая с точкой, восьмая — нужно исполнять как триоль из двух нот: на первом звуке — четверть, а на втором — восьмая (см. пример к «Пони-буги»). Желательно все импровизации в данной пьесе исполнять штрихом легато.

8.«Песенка про кузнечика» в оригинальной обработке В. Трофимова дает возможность учащимсяовладеть джазовыми элементами фактуры. И в то же время это образная иллюстрациясодержания песни — вначале мы видим беспечного кузнечика, который сидел в траве и не подозревал об опасности, затем появляется лягушка, которая съела кузнеца (аккорд-кластер у обоих ансамблистов, исполняется нажатием клавиш локтями обеих рук), и наконец похоронный марш…И в стиле Моцарта звучит основная тема, символизирующая, что жизнь продолжается.В четырехручном изложении Л.Жульевой пьеса приобрела расширенный диапазон, усложнилась и разнообразилась фактура, как в мелодической линии, так и в сопровождении. Видоизменились некоторые элементы мелодии, ритмики. Аккомпанемент стал более самостоятельным за счет новых басовых ходов и подголосков.Появилась Моцартовская стилистика в экспозиции и в репризе.

 

 

-17-

В таком изложении пьеса «Кузнечик» стала ансамблевым репертуаром.

9.И. Штраус «Полька-пиццикато» в обработке для фортепиано в 4 руки может стать достойной и очень эффектной пьесой в репертуаре фортепианных ансамблей. Она может быть использована для конкурсов, т.к. содержит ряд ярких пианистических приемов, в частности — репетиции на одинаковых звуках в партиях у обоих исполнителей. Удобна в исполнении.

10.«Ноктюрн».В основу «Ноктюрна» автор положила украинскую народную песню «Вечірнадворі». Эта песня о любви необыкновенно проникновенного и задушевного характера. Написан ноктюрн в вариационной форме. Первые четыре такта — это вступление, которое изображает звучание бандуры — украинского национального струнного щипкового инструмента. Основная тема проходит в верхнем голосе на фоне выразительного мелодичного контрапункта в нижнем регистре. В цифре 3 — связка. В цифре 4 — основная, немного измененная мелодия звучит в нижнем голосе, опеваемая триолями в верхнем голосе. С цифры 6 — связка, переходящая в коду.

11.«Вариации на тему Ф. Шопена» («Собачий вальс») для двух фортепиано.Это пьеса-шутка. Принадлежит ли она Ф. Шопену, гениальному польскому композитору, доподлинно не известно.

У разных народов она именуется по-разному: в Германии, Бельгии и Нидерландах - ее называют «блошиным вальсом»,в Дании «принцессой двуногой», в Венгрии «ослиным маршем», в Болгарии «кошачьим маршем», в Финляндии «кошачьей полькой», во Франции «отбивной котлетой» и т.д.Из-за своей легкости — «Собачий вальс» исполняется по слуху или с рук многими еще с детства. И что интересно, по жанру эта музыка никак не может

 

-18-

быть вальсом, т.к. здесь размер две четверти, характерный для польки. Почему же его назвали вальсом? От вальса здесь гармоническая структура — бас и два аккорда. Во всяком случае, независимо от авторства и названия, получилась веселая виртуозная пьеса-вариации для двух фортепиано с равнозначными партиями исполнителе.

Из современных авторов последнее время часто исполняемым в музыкальных школах стал новгородский композиторВ.Коровицын.Его музыка мелодически привлекательная, образно яркая, достаточно разнообразная по фактуре. Из ансамблевых сочинений надо выделить сборник «Искорки радости» для 4-5 классов.Хотя каждая партия в отдельности относительно проста, а сложенные вместе, они оставляют впечатление музыки весьма интересной и даже виртуозной.

«Былина»,«Полька-галоп»,«Куклы синьора Карабаса»,

Пять джазовых дуэтов: «Шутка», «Буги», «Вечное движение», «Весёлый верблюд», «Котята».

Пьесы:«Мелодия дождей», «Галантный кавалер», «Балаганчик».

Со своими детьми я работала над пьесой «Куклы Карабаса». Играли её дети с большим вдохновением. «Мелодию дождей», пьесу со сложной полифонической фактурой, удалось осилить только эскизно. Одним из последних сборников этого композитора является сборник концертных ансамблей для двух фортепиано «Диалоги». Две первые пьесы: «Диалоги» и «Страсти по Баху» ориентированы на эпоху барокко. Следующие за ними «Вальс» и скерцо «Корабль дураков» вдохновлены романтическим содержанием. Последние два ансамбля «Вспоминая Мюнхаузена» и «Под счастливой звездой» несут отпечаток лёгкой музыки конца прошлого столетия.В своей практике приходилось обращаться и к шестиручнымансамблям.

 

-19-

Это «Три поросёнка» композитора Ф.Черчилля для младших классов и ансамбль в обработке С.Назарова «Старинный гобелен» для старших. К сожалению нот обработок С. Назарова в интернете не найти,но можно написать автору и получить почтой. Добиться синхронности в таких ансамблях может помочь использование единой технологии звукоизвлечения, перекрестная работа по парам с первым и вторым роялем, активный слуховой контроль, дирижерское отношение к авторскому тексту. Особое внимание следует обратить на выбор темпа, точнее, выбор длительности, взятой за единицу движения и учесть, что ритмическое развитие в партии сопровождения идет за счет дробления длительностей. Ясная артикуляция, внимание ко всем текстовым указаниям.И в «тесном содружестве рук» необходимо,не мешая соседу, выполнять предназначенную твоей партии роль. Каждая партия,как правило, не сложная,но знать её надо безукоризненно.

Стоит назвать несколько ансамблевых альбомов украинского композитора В.Птушкина. Сюита «Гулливер» из 6ти частей: Увертюра, Лилипуты, Гавот, Пути-дороги, Романс Ляпутян, Турнир придворных канатоходцев. Сюита «Винцзорскиепроказнацы».Из неё интересен яркий и эксцентричный ансамбль «Брендфордская ведьма». «По страницам детского альбома» - это свободная транскрипция пьес П.И. Чайковского. Наиболее интересной является «Старинная французская песенка» для исполнения в старших классах.И,конечно же, в репертуар современных учеников довольно часто включаются ансамбли ростовского композитора Н.Смирновой. Это и переложения классики,https://vk.com/doc5127387_448195365?hash=979fda002a828154cf&dl=1409c008080af82fe7https://vk.com/doc5127387_448195365?hash=979fda002a828154cf&dl=1409c008080af82fe7 и любимых мелодий в выпусках «Играем в 4 руки», «Ансамбли для фортепиано».

В моей практике были использованы пьесы: «Полька и танго» и «Бразильский карнавал». Последние ансамбли – это яркая, образная и достаточно виртуозная музыка, к работе над которой

 

 

 

-20-

дети относились очень заинтересованно, предназначена для выступлений на концертах, классных собраниях и конкурсах.

Ансамбли популярного ростовского композитора Ю.Весняка отличают яркая жанровая характерность, выразительность мелодий, красочность инструментовки, увлекательность и динамичность.Это альбом для младших классов «Весёлый зайчик». Для средних классов «Маленькая сюита», «Детская сюита». Одной из популярных пьес является «Карлсон»,динамичная и яркая пьеса.Работа над ней полезна в техническом, и образном плане.

Приходилось работать и с ансамблями современных питерских авторов. Это ансамбль С.Баневича «Дорога» на музыку из к/ф «Никколо Паганини» и пьеса «По Невскому в карете» В. Сапожникова.Первый ансамбль я полностью перекладывала из сольной пьесы в ансамблевую и исполняли её на конкурсе.Вторую - играли только в классе, где также выбирались наиболее исполнимые варианты из двух переложений (для ансамбля флейт и фортепиано).

Основные источники пополнения ансамблевого репертуара - это сочинениясовременных композиторов, новые публикации произведений старинных мастеров и переложения специально для ансамблевого исполнения.И всегда надо помнить, что именно через исполнение пьес своего репертуара ученик понимает связь музыки с жизнью и его собственным музыкальным опытом. Итак, репертуар – это основа методики обучения. Вдумчивое и серьезное его изучение, верный подход к его выбору, создание исполнительских вариантов – средство воспитания вкуса, интеллекта, духовного мира ученика. Работа педагога с репертуаром открывает широкие возможности для самореализации, для поиска новых креативных форм и методов обучения.

 

-21-

Список литературы:

1. Благой Д. Важные формы приобщения к музыкальному искусству. Сб. Вопросы музыкальной педагогики, вып.5- М., 1984.

2. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли- М., 1960.

3. Запольнова Ю.Т. Психологические предпосылки успешного сценического выступления - Новосибирск, 2006.

4. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста - Киев, 1979

6. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра- М., Музыка, 1988

7. Г. Самойлович. Некоторые методические вопросы в классе фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста. М., Музыка, 1988 г.

8. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога

9. Мы играем и поем. Сборник ансамблей для маленьких пианистов. Автор и сост. Т.А.Шиндикова. Ульяновск, 2011г.

10. https://pianotki.ru/ архив нот,в том числе ансамблей.

11. https://www.alive-music.ru/v-pomoshch-pedagogam.html

Сайт Т.Киселёвой с нотами и видео. На видео исполняются пьесы из её сборников «Живая музыка»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: