Объем дисциплины «История экономических учений» составляет 3 зачетные единицы трудоемкости. Итоговая форма контроля – зачет.
При очной форме обучения дисциплина преподается в 4 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 36 часов, в том числе: лекций -20 часов, практических занятий – 16 часов, КСР-2 часа (всего контактных часов – 38); СРС – 70 часов.
При заочной форме обучения дисциплина преподается: во 2 семестре для обучающихся 5 лет, в 3 семестре – для обучающихся 3,5 года, в 4 семестре – для обучающихся 3 года. Аудиторная нагрузка составляет во всех случаях 8 часов, в том числе: лекций – 4 часа, практических занятий – 4 часа; КСР – 4 часа, (всего контактных часов – 12 часов); контрольная работа – 4часа; самостоятельная работа – 92 часа.
Содержание и структура дисциплины (модуля)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплины «История экономических учений » на 4 семестр
(для дневного отделения бакалавриата)
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -3 Учебных часов: всего 108 ч. лекций – 20 ч. |
Лекции: | семинарских –16 ч. |
профессор, д.э.н., Россинская Г.М. | практических |
лабораторных | |
консультаций | |
Практические занятия: | зачет –4 семестр |
доц., к.э.н. Сибагатуллина С.Р. | самостоятельная работа студентов –70 ч. |
КСР–2 ч. | |
(для заочного отделения бакалавриата)
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) -3 Учебных часов: всего 108 ч. лекций – 4ч. |
Лекции: | семинарских –4 ч. |
доц., к.э.н. Сибагатуллина С.Р. | практических |
лабораторных | |
контроль 3 | |
Практические занятия: | зачет |
доц., к.э.н. Сибагатуллина С.Р. | самостоятельная работа студентов –92 ч. |
КСР–4 ч. | |
Для очной формы обучения | |||||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов | ||
Лк | Сем | ||||||||
Модуль 1. «Этапы развития экономической мысли. Основное течение в экономической науке » | |||||||||
1. | Предмет и методология истории экономических учений. Предмет истории экономических учений Связь с другими дисциплинами. Формирование предмета истории экономических учений. Проблемы периодизации истории экономических учений. Теория научных революций Т. Куна. Кумулятивный и эволюционный подходы к вопросу развития науки | Лекция, СРС | - | 1, 2 -введение | Вопросы для самоконтроля к теме 1 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |||
2. | Становление экономической теории. Экономическая мысль Древнего Египта, Вавилонии, Древней Индии и Китая. Экономические воззрения Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Античного Рима: Катон Старший, Варрон, Калумелла. Особенности экономических идей западного средневековья. Фома Аквинский. Теория «Справедливой цены». Экономическая мысль арабских стран. Ибн-Хальдун. Экономические предписания Корана. Исторические условия становления идей меркантилизма. Идеи раннего и позднего меркантилизма в Западной Европе. Особенности российского меркантилизма. А.Л.Ордин-Нащокин, И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов. | Семинар, СРС | 1, гл.1-2 | Вопросы для самоконтроля к теме 2 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||
Классическая школа политической экономии. Исторические условия формирования классической школы. Основные принципы и постулаты. Взгляды У. Петти. «Экономическая таблица Ф.Кенэ. Взгляды Ж.А.Тюрго. Экономические взгляды А.Смита. Структура «Исследования о природе и причинах богатства народов». Двойственность взглядов А. Смита. Система Д. Рикардо. Экономисты школы Д.Рикардо (Дж.Милль, Д.Мак-Куллох). Общие направления дискуссий вокруг идей классической школы. Ж.Б.Сэй, Р.Т.Мальтус, Г.Кэри, Н.Сениор, Ф.Бастиа. Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма. С.Сисмонди, П.Ж.Прудон. Экономическая мысль России в конце 18- первой половине 19 века. Создание Вольного экономического общества. Идеи смитианства в трудах И.А.Третьякова и С.Е.Десницкого. Экономические взгляды М.И.Чулкова. | Лекция, Семинар, СРС | 1, гл.3-5 2, ч.2, гл.1-6 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 3 | Выполнение письменной работы по вопросам модуля 1 | |||||
Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики. Этапы становления и развития неоклассического направления. Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности (У.Ст. Джевонс). Лозаннская школа. Кембриджская школа. Теория цен и доходов А. Маршалла– основа неоклассической микроэкономики. Американская школа. | 1, гл.10-13 2, ч.3, гл.1 | Вопросы для 1самоконтроля к теме 4 | Составление таблицы по школам неоклассики | ||||||
Школы и идеи начала и середины 20в. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).Развитие Неоклассической теории благосостояния (А.С Пигу, А. Бергсон). Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. Методология и история экономического анализа. Стокгольмская школа. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт). | 1, гл.14 2, ч.4, гл.1 | Вопросы для самоконтроля к теме 5 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||
Кейнсианство и неоклассический синтез. Исторические и экономические условия формирования концепции государственного регулирования. Методологические основы кейнсианства. Причины господства идей кейнсианства в 40-60 гг. Неокейсианство (экономическая динамика и антициклическая политика). «Неоклассический синтез» (Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э.Хансен). | 1, гл.29 2, ч.4,гл.2 | Вопросы для самоконтроля к теме 6 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||
Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века. Неоинституционализм как направление неоклассики. Экономический империализм. Монетаризм как основа экономической политики «консервативного сдвига». Экономисты-лауреаты премии Нобеля по экономике. Развитие российской экономической науки в 1990-е - 2000-е годы. | 1,гл.30-40, 2,ч.4, гл.3 | Вопросы для самоконтроля к теме 7 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов сам. работы | Форма контроля самостоятельной | ||||||||||
Лк | Се | ||||||||||||||||
Модуль 2. Развитие альтернативных направлений в экономической науке | |||||||||||||||||
8. | Альтернативные течения в западной экономической науке. Историческая школа в Германии. Старая историческая школа. Критика идей классической школы. Особенности методологии анализа. Молодая историческая школа. «Третья волна» исторической школы в Германии. Американский институционализм. Классификация направлений институционализма. Особенности методологии старого американского институционализма. Взгляды Т. Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла.Германский неолиберализм. Фрайбургская школа. В. Ойкен, Р.Репке. Теория социального рыночного хозяйства Л. Эрхард. | Лекция, Семинар, СРС | 1, гл.8,9,19. 2,ч.3, гл.2 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 8 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля Составление таблицы по альтернативным направлениям | ||||||||||||
9. | Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы). Методологические дискуссии 20-30 годов. Ведущие экономисты 20-30 годов: Н.И. Бухарин, А.В.Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский. Советская экономико-математическая школа (Г.А. Фельдман, А.А. Конюс, Л.В. Канторович, В.В.Новожилов). Экономическая дискуссия 1951-1952 годов. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 года. Дискуссии по проблемам рыночных отношений. | Лекция, Семинар, СРС | 11,15 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 9 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||||||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов | ||||||||||
Лк | Сем | ||||||||||||||||
Модуль 1. «Этапы развития экономической мысли. Основное течение в экономической науке » | |||||||||||||||||
1. | Предмет и методология истории экономических учений. Предмет истории экономических учений Связь с другими дисциплинами. Формирование предмета истории экономических учений. Проблемы периодизации истории экономических учений. Теория научных революций Т. Куна. Кумулятивный и эволюционный подходы к вопросу развития науки | Лекция, СРС | - | 1, 2 -введение | Вопросы для самоконтроля к теме 1 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |||||||||||
2. | Становление экономической теории. Экономическая мысль Древнего Египта, Вавилонии, Древней Индии и Китая. Экономические воззрения Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Античного Рима: Катон Старший, Варрон, Калумелла. Особенности экономических идей западного средневековья. Фома Аквинский. Теория «Справедливой цены». Экономическая мысль арабских стран. Ибн-Хальдун. Экономические предписания Корана. Исторические условия становления идей меркантилизма. Идеи раннего и позднего меркантилизма в Западной Европе. Особенности российского меркантилизма. А.Л.Ордин-Нащокин, И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов. | Семинар, СРС | - | - | 1, гл.1-2 | Вопросы для самоконтроля к теме 2 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||
Классическая школа политической экономии. Исторические условия формирования классической школы. Основные принципы и постулаты. Взгляды У. Петти. «Экономическая таблица Ф.Кенэ. Взгляды Ж.А.Тюрго. Экономические взгляды А.Смита. Структура «Исследования о природе и причинах богатства народов». Двойственность взглядов А. Смита. Система Д. Рикардо. Экономисты школы Д.Рикардо (Дж.Милль, Д.Мак-Куллох). Общие направления дискуссий вокруг идей классической школы. Ж.Б.Сэй, Р.Т.Мальтус, Г.Кэри, Н.Сениор, Ф.Бастиа. Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма. С.Сисмонди, П.Ж.Прудон. Экономическая мысль России в конце 18- первой половине 19 века. Создание Вольного экономического общества. Идеи смитианства в трудах И.А.Третьякова и С.Е.Десницкого. Экономические взгляды М.И.Чулкова. | Лекция, Семинар, СРС | - | 1, гл.3-5 2, ч.2, гл.1-6 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 3 | Выполнение письменной работы по вопросам модуля 1 | ||||||||||||
Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики. Этапы становления и развития неоклассического направления. Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности (У.Ст. Джевонс). Лозаннская школа. Кембриджская школа. Теория цен и доходов А. Маршалла– основа неоклассической микроэкономики. Американская школа. | - | 1, гл.10-13 2, ч.3, гл.1 | Вопросы для 1самоконтроля к теме 4 | Составление таблицы по школам неоклассики | |||||||||||||
Школы и идеи начала и середины 20в. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).Развитие Неоклассической теории благосостояния (А.С Пигу, А. Бергсон). Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. Методология и история экономического анализа. Стокгольмская школа. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт). | - | 1, гл.14 2, ч.4, гл.1 | Вопросы для самоконтроля к теме 5 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |||||||||||||
Кейнсианство и неоклассический синтез. Исторические и экономические условия формирования концепции государственного регулирования. Методологические основы кейнсианства. Причины господства идей кейнсианства в 40-60 гг. Неокейсианство (экономическая динамика и антициклическая политика). «Неоклассический синтез» (Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э.Хансен). | - | - | 1, гл.29 2, ч.4,гл.2 | Вопросы для самоконтроля к теме 6 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||||
Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века. Неоинституционализм как направление неоклассики. Экономический империализм. Монетаризм как основа экономической политики «консервативного сдвига». Экономисты-лауреаты премии Нобеля по экономике. Развитие российской экономической науки в 1990-е - 2000-е годы. | 1,гл.30-40, 2,ч.4, гл.3 | Вопросы для самоконтроля к теме 7 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | ||||||||||||||
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов | Кол-во часов ауд. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов сам. работы | Форма контроля самостоятельной | |
Лк | Се | |||||||
Модуль 2. Развитие альтернативных направлений в экономической науке | ||||||||
8. | Альтернативные течения в западной экономической науке. Историческая школа в Германии. Старая историческая школа. Критика идей классической школы. Особенности методологии анализа. Молодая историческая школа. «Третья волна» исторической школы в Германии. Американский институционализм. Классификация направлений институционализма. Особенности методологии старого американского институционализма. Взгляды Т. Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла.Германский неолиберализм. Фрайбургская школа. В. Ойкен, Р.Репке. Теория социального рыночного хозяйства Л. Эрхард. | Лекция, Семинар, СРС | - | 1, гл.8,9,19. 2,ч.3, гл.2 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 8 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля Составление таблицы по альтернативным направлениям | ||
9. | Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы). Методологические дискуссии 20-30 годов. Ведущие экономисты 20-30 годов: Н.И. Бухарин, А.В.Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский. Советская экономико-математическая школа (Г.А. Фельдман, А.А. Конюс, Л.В. Канторович, В.В.Новожилов). Экономическая дискуссия 1951-1952 годов. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 года. Дискуссии по проблемам рыночных отношений. | Лекция, Семинар, СРС | - | - | 11,15 | Вопросы и задания для самоконтроля к теме 9 | Проверка ответов на вопросы самоконтроля | |
Контроль | Письменная работа | |||||||
Итого |
- Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов