Как описывать предмет на конкурсе?




Методические рекомендации по оПИСАНИю

МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА

(АТРИБУЦИЯ ПАМЯТНИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ)

 

 

Описание музейного предмета

 

В рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» проводится конкурс по атрибуции памятника материальной культуры (музейного предмета). Выполнение этого задания детьми, не занимающихся в школьном музее и не имеющих опыта работы с книгой поступлений музея, вызывает определённые сложности. Данное задание под названием «элементы олимпиады» выполняется теми ребятами, которые заняли призовые места в конкурсе исследовательских работ в гуманитарных секциях («Летопись родного края», «Военная история», «Археология», «Школьные музеи», «Родословие», «Этнография» и тд.). Для призёров в программах «Экология», «Природное наследие», «К туристскому мастерству» и пр. предлагается выполнить описание ландшафта.

Предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации по описанию музейного предмета, в книге поступлений, при котором даются общая характеристика и краткое описание его внешних признаков и индивидуальных особенностей, по возможности указывается автор предмета, место и время его создания.

Всё начинается с наименования предмета. Причём, вначале указываем предметное слово, а затем прилагаемое. Например: «Сосуд глиняный», «ложка деревянная», «форма школьная», «галстук пионерский». Если это модель, то следует это отметить. Например: «Модель молотилки паровой», «модель танка Т-34». Неверным будет указывать «танк Т-34».

Для личных предметов указывается их принадлежность (ф.и.о, если имеются, то краткие сведения о владельце). Например: «Билет комсомольский», принадлежал Иванову И.И., выпускнику школы 1942 года…».

Далее даются сведения об авторе (изготовителе, издателе, художнике) предмета. Если авторство определить невозможно, то пишем «Автор/изготовитель неизвестен».

По возможности следует определить географическую принадлежность предмета и время его изготовления или пользования. Географическую принадлежность обозначают последовательно от общего к частному, в привязке к административно-территориальным делением и географическими наименованиями принятыми в период происхождения или бытования предмета. Например: «Россия. Кубанская область. Баталпашинский отдел. Селение Казьминское». Или: «Северный Кавказ. Средняя Кубань».

Сложности вызывает датировка предметов. Основанием датировки предметов материальной культуры служит время изготовления/выпуска/издания или принадлежность отдельным лицам и семьям, период бытования (то есть, использования). Если точно предмет датировать не удаётся, то можно указать дату дарения, находки предмета или события, с которым он связан. Например: «Событие – август 1942 г. Оккупация села», «Бытование – начало ХХ века», «Изготовление – 1932 год».

Как описывать предмет на конкурсе?

 

Вначале указываются общие признаки предметавнешний вид, форма, цвет. Описание должно быть сжатым, конкретным. Парные предметы (чашка с крышечкой) описываются вместе как один предмет. После описания общих признаков предмета даётся краткое описание его отдельных частей, сюжетных изображений, надписей, орнаментов, украшений. При описании конструкции предмета следует указать места и способы крепления частей и деталей, их особенности. Для письменных источников указывается, подлинник это или копия (какая и какого времени).

Если на предмете имеются надписи, то они приводятся в описании с сохранением орфографии. Например: «Банкъ». Даётся характеристика материала из которого предмет изготовлен и указывается техника изготовления. Например: «Кость. Резьба», «Бумага. Печать», «Шёлк. Вышивка».

При описании указываются размеры предмета в сантиметрах (мелкие вещи в миллиметрах). Фотография, книга, грамота – указывается высота и ширина. Круглые предметы – измеряем диаметр. Объёмные предметы – указывается третье измерение. Для сосудов, ваз, тарелок, чашек проставляют два размера – высота и наибольший диаметр. У тканей измеряется ширина куска, а затем – длина. У предметов одежды даются размеры: для рубашки, верхней одежды – длина, объём ворота, ширина подола; для юбки – пояс, длина и ширина подола, для фуражек – диаметр, высота и тд. Произведения живописи измеряются путём обмера высоты и ширины подрамника.

Необходимо также описать сохранность предмета. Фиксируются все имеющиеся дефекты: трещины, сколы, порывы, вздутия, отсутствие каких-либо частей. Нужно точно указать место повреждения: «ручка отбита», «текст на странице 5 утрачен».

Большую сложность представляет для юных конкурсантов пункт «Легенда предмета». Здесь следует указать все известные сведения о предмете – при каких обстоятельствах он был найден, кому принадлежал, по – возможности, нужно указать связь предмета с определенными событиями и лицами, сведения о человеке, который передал этот предмет в музей, время изготовления, условия бытования и использования. Легенда – очень важная деталь, ведь потеря сведений о предмете равносильна потере самого предмета.

Например: Сосуд глиняный (курильница). Обнаружен на левом берегу р.Кубань в 200м к северо-востоку от села Балахоновского местным жителем Петровым И.И. (1956г.р.) в мае 2002 года в месте обрушения почвы. Курильница – ритуальный сосуд для воскуривания благовоний, который помещался в вместе с усопшим в могилу. Приблизительное время бытования - эпоха бронзы (2 тыс. до н.э). Данный тип сосуда характерен для племён катакомбной археологической культуры.

Описание фотографий

 

Фото: общее название (портрет, парный портрет, групповой портрет, сюжетный снимок). Конкретное название снимка. Для портрета необходимо упомянуть, какое изображение (в рост, поясное, погрудное; прямо, в профиль), особенности одежды. Для групповых портретов желательно перечислить всех известных лиц (Ф.И.О., годы жизни): снизу вверх, слева направо. Для сюжетных снимков следует указать первый и второй план. Дата. В случае невозможности указать год, указывается десятилетие, лучше с пояснением «начало», «середина», «конец». Обязательно указание количества.

Сохранность: пятна, деформации, надрывы, проколы, царапины, изломы, следы клея, краски, чернил и др.

План описания музейного предмета:

 

1. Название предмета

2. Материал, из которого сделан предмет

3. Техника изготовления (ковка, литье, шлифовка, лепка, чеканка, печать и тд)

4. Краткое описание предмета

Внешний вид: (Форма, размеры, цвет)

Подлинник или копия

Сохранность

5. Легенда предмета:

При каких обстоятельствах был найден предмет /передан в музей

Кто нашёл или передал в музей

Для чего служил этот предмет

Кому принадлежал/ с каким событием был связан предмет

Где находился, как использовался

В какое время был создан (датировка)

 

Надеемся, что данные рекомендации помогут вам преодолеть трудности и достичь успехов в конкурсах.

 

Составил С.Н. Котов, руководитель Историко-краеведческого музея

МОУ СОШ № 16 с. Казьминского Кочубеевского района Ставропольского края



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: