Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.




1. Предмет и метод истории экономических учений. Понятия массового экономического сознания, экономической мысли, экономического учения.

2. Вопросы периодизации истории экономических идей.

3. Понятия школы и направления в истории экономической науки.

 

Вопросы для обсуждения и самоконтроля:

1. Проанализируйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения

истории экономических учений.

2. В чем выражались особенности изучения истории экономических учений в России в советский период?

3. Охарактеризуйте логику структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

 

Тема 2.Становление экономической теории.

1. Экономическая мысль Древнего Востока:

а) особенности экономического развития древневосточных государств;

б) экономическая мысль Вавилона, Древнего Египта. Кодекс Хаммурапи;

в) экономическая мысль Древней Индии.Трактат Артхашастра.законы Ману;

г) экономическая мысль Древнего Китая. Конфуцианцы и легисты.Трактаты «Гуань – Цзы».

2. Экономическая мысль античного мира:

а) экономические воззрения мыслителей Древней Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель;

б) экономические идеи Древнего Рима: Катон, Варрон, Колумелла.

3. Экономические проблемы и идеи феодальной эпохи:

а) хозяйственные предписания Корана;

б) экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский.

4. Экономические и политические условия формирования и развития идей
меркантилизма, его сущность и этапы:

а) период "первоначального накопления капитала";

б) монетарная система раннего меркантилизма;

в) поздний меркантилизм: теория торгового баланса; механизм золото -
денежных потоков. Количественная теория денег;

г) особенности российского меркантилизма.

 

Вопросы для обсуждения и самоконтроля:

1. Что считалось богатством в сочинениях древневосточных ученых и мыслителей?

2. Какие формы косвенного регулирования экономики предлагались древнекитайскими мыслителями?

3. Почему предметом изучения в экономической мысли древневосточных цивилизаций была национальная экономика в целом (макроэкономика)?

4. Раскройте содержание термина: «Азиатский способ производства».

5. Что понимали под богатством ученые античного мира и в чем в данном случае проявлялся морально-этический подход?

6. Какие функции денег выделяли мыслители Древней Греции?

7. Раскройте идею систематизации экономических отношений Аристотеля и назовите критерий его систематизации?

8. В чем выражается нормативный характер экономической мысли средневековья?

9. В чем смысл «справедливой цены» у Фомы Аквинского?

10. В чем, по Ибн-Хальдуну, проявляются естественные законы развития общества?

11. Кто и для каких целей, согласно экономической теории Ибн-Хальдуна создал деньги?

12. В чем выражаются различия раннего и позднего меркантилизма?

13. В чем выражаются особенности российского меркантилизма?

14. Что предлагали российские меркантилисты в экономической политике государства?

 

Тема 3.Классическая школа политической экономии.

1.Социально - экономические условия возникновения классической школы. У.Петти - основатель трудовой теории стоимости.

2.Экономическая теория физиократов:

а) специфика предмета исследования физиократов,

б) идеи " естественного порядка";

в) "Экономическая таблица" Ф.Кэне.

г) теория единого налога;

д) экономические взгляды Ж.А.Тюрго.

3. А Смит – «отец политической экономии. Теория стоимости и учение о доходах.
«Догма» Смита.

4. Экономическая теория Д.Рикардо - высшая ступень развития классической школы политэкономии.

а) предмет исследования у Д.Рикардо;

б) теория ренты, заработной платы и прибыли; \

в) трудовая теория стоимости - основа теории Д.Рикардо;

г) теория внешней торговли.

5. Взгляды Т.Р.Мальтуса:,

а) "Опыт о законе народонаселения»,

б) взгляды на стоимость и теория "третьих лиц".

6. Экономические взгляды Ж.Б.Сэя:

а) теория трех факторов производства;

б) закон рынков и "тождество Сэя";

в) теория кризисов.

7.Экономические труды Дж.Стюарта Милля.

8.Мелкобуржуазная критика капитализма: утопические взгляды С. Де Сисмонди и Ж.Г.Прудона.

Тема 4.Маржиналистская революция. Генезис неоклассики.

1. Понятие маржиналистской революции:

а) ее причины, этапы, общее содержание;

б) первые варианты теории полезности (Э.Кондильяк, Ф.Галиани);

в) обоснование предельного анализа в работах ОЛСурно, Ж.Дюпюи,
И..Тюнена, ГТоссена).

2. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем -Баверк):

а) Субъективистский подход и обоснование предмета и метода
политэкономии;

б) теория предельной полезности;

в) психологическое истолкование источника процента и прибыли.

3. Английская ветвь теории предельной полезности: У.Джевонс, Ф.Эджуорт.

4. Кембриджская школа (А.Маршалл).

а)теория цен и доходов А.Маршалла - основа неоклассической
макроэкономики;

б)инструментарий коэффициентов эластичности;

в)"Принципы экономической теории" А.Маршалла как главный труд
второго этапа маржиналистской революции;

г) А.С.Пигу - "Теория благосостояния".

5. Американская школа (Дж.Б.Кларк):

а) теория предельной производительности факторов производства;

б)методологическая концепция статики и динамики.

6. Лозаннская школа:

а) модель общего экономического равновесия Л. Вальраса;

б) теория оптимума В.Парето.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: