Учебно-методическое обеспечение преподавания математики




В процессе преподавания и изучения предметов допускается использование только учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями).

Федеральный перечень учебников опубликован на сайте Министерства образования: https://mon.gov.ru.

Учебники по математике в Республике Крым полностью соответствуют ФГОС ООО для 5-11- х классов, входят в завершенные линии, соблюдают преемственность начальной ступени обучения, входят в состав разработанных учебно-методических комплексов.

Рабочие программы (Таблица №3) издательства «Просвещение» полностью соответствуют требованиям ФГОС для 5-7- х классов, ФК ГОС для 8-11 классов, структуре изучаемого материала учебно-методических комплексов издательства «Просвещение» и могут быть использованы учителем в качестве основы для составления рабочей учебной программы по математике.

 

Таблица 3. Учебники и программы по математике.

№ П/п Учебники Сборники рабочих программ
5-6 классы
1. Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. И др. «Математика 5 класс», «Математика 6 класс», − М.: Просвещение Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.- 80 с.,
7-9 классы
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. И др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.:Просвещение (базовое изучение) Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 кл. – М.: Просвещение (базовое изучение) Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
3. Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. И др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.: Просвещение (углубленное изучение) Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
4. Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. «Геометрия 7 кл.», «Геометрия 8 кл.», «Геометрия 9 кл.»– М.: Просвещение (углубленное изучение) Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
10-11 классы
1. Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс», «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс». – М.: Просвещение (базовое и профильное изучение) Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 кл. – М.: Просвещение (базовое и профильное изучение) Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016.
3. Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. «Геометрия 10 кл.», «Геометрия 11 кл.» – М.: Просвещение, (углубленное изучение) Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016.
4. Пратусевич М. Я., Столбов К. М., Головин А. Н. «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс», «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс» (углубленное изучение) Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016.  
       

Дидактические пособия, методические рекомендации для учителя, рабочие программы, примерное тематическое планирование по изучению математики в 5-11 классах опубликованы на сайте издательства «Просвещение» ( https://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12802)и авторском сайте А.В. Шевкина (https://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=709).

Электронное приложение к учебникам размещено в Интернете по адресу www.online.prosv.ru.

Деловая документация учителя-предметника (рабочие программы учебных предметов, календарно-тематическое планирование)

Содержание рабочих учебных программ предметов, курсов определяется основными положениями основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программой основного и среднего общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: https://fgosreestr.ru/), а также вариативными (авторскими) программами учебных предметов, курсов, составленными для соответствующего учебно-методического комплекса (далее – УМК).

Структура рабочей программы учебных предметов, курсов является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной и старшей школы, пути формирования системы знаний и умений определяются структурой материала, изложенной в учебниках и сборниках рабочих программ соответствующего УМК.

Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС ООО от 31.12.2015 г.:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, которая, в свою очередь, является локальным нормативным актом образовательной организации.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать (в редакции ФГОС ООО от 31.12.2015 г.):

1) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

Порядок разработки рабочих программ по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом образовательной организации.

В соответствии со своей рабочей учебной программой учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование по предмету.

Календарно-тематическое планирование является частью рабочих учебных программ по предмету (в соответствии с ФК ГОС) и приложением к рабочим программам по предмету, составленным для 5-7 классов (в соответствии с ФГОС ООО).

Примерная форма календарно-тематического планирования представлена в таблице № 3.

Таблица №3. Примерный календарно-тематический план.

№ урока Тема урока (раздела) Кол-во часов Дата проведения урока Повторение (Подготовка к ГИА)
По плану По факту
           
           

Для организации процесса обучения математике в начале учебного года в 5-11-х классах проводится входная диагностическая работа. Оценки за диагностическую работу могут выставляться в журнал выборочно на усмотрение учителя. На основании проведенного анализа ошибок учитель планирует восстанавливающее повторение в календарно-тематическом планировании.

Если рабочая учебная программа соответствует базовому уровню изучения предмета, а количество часов на изучение предмета увеличено с целью отработки практических умений и навыков учащихся, то в пояснительной записке к рабочей учебной программе учитель указывает, с какой целью, и на изучение каких тем (разделов) используется дополнительное учебное время.

Если количество часов на изучение предмета увеличено с целью углубления программы, то рабочая учебная программа должна соответствовать углубленному изучению курса, а количество часов быть не менее 6 часов в неделю.

 

В целях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р, а также для улучшения качества подготовки учащихся к ГИА образовательным организациям и методическим школьным объединениям следует запланировать:

- участие в on-line проекте (https://statgrad.org/) по подготовке к ГИА в форме ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ. Школам необходимо обновить на сайте https://statgrad.org/ логин-пароль для возможности бесплатно получать тренировочные работы по математике в формате ГИА (ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ) для выпускников 9 и 11 классов.

Целесообразность планирования и проведения тренировочных работ с соблюдением процедуры предстоящей государственной итоговой аттестации обусловлена наличием прецедентов некорректного заполнения экзаменационных бланков, недостаточной информированностью обучающихся о процедуре и регламенте проведения единого выпускного экзамена (далее- ГВЭ), единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее - ОГЭ).

Анализируя результаты ГИА 2017 года по математике, можно отметить, что по всем разделам программы основного общего образования выявились серьезные недостатки в подготовке учащихся как основной, так и старшей школы.

Выпускники продемонстрировали не сформированность навыков счета, не владение важнейшими умениями, такими как: решение неравенств; перевод условия задачи на математический язык (составление выражения, уравнения); работа с формулой; чтение графиков функций; понимание графической иллюстрации, решение уравнений и их систем; применение основных геометрических фактов для распознания верных и неверных утверждений о свойствах геометрических фигур, неспособность применять общеизвестные факты из курса математики при решении практико-ориентированных задач, использование доказываемого утверждения в качестве начального условия при решении задач на доказательство.

Для преодоления грубых ошибок, допущенных выпускниками, следует предусмотреть:

- организацию занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности (в форме тренингов, практикумов, зачетов);

- осуществление контроля знаний учащихся по математике за курс основной школы, прежде всего, вычислительные навыки и базовые знания с полным исключением калькуляторов на уроках;

- систематическое включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы. Среди текстовых задач рассматривать задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям;

– формирование на уроках и во внеурочной деятельности навыков самоконтроля, навыков устной и письменной математической речи;

- решение задач на доказательство, логических задач;

– включение в дидактические материалы уроков задач из открытого банка задач базового уровня для подготовки к ГИА (www.fipi.ru) в соответствии с программой обучения курса, начиная с 5 класса:

− открытый банк заданий ОГЭ: https://mathgia.ru/or/gia12/Main;

− открытый банк заданий ЕГЭ: https://mathege.ru/or/ege/Main.

В ходе организации итогового повторения (при подготовке учащихся к экзамену) необходимо обратить их внимание на то, что не следует стремиться выполнить первую часть работы за более короткое время. Каким бы легким не казалось то или иное задание, к его выполнению следует относиться предельно серьезно, именно поспешность наиболее часто приводит к появлению неточностей, описок, а значит, и к неверному ответу на вопрос задачи.

Основные сведения, изменения и рекомендации, касающиеся государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, можно найти на сайтах: https://www.fipi.ru, https://www.math.ru, https://www.ege.edu.ru.

Большое значение в решении поставленных задач имеет плодотворная работа муниципальных методических объединений учителей математики. Задача методобъединений – оказывать помощь учителям по следующим направлениям:

- организация работы школы эффективного педагогического опыта (профильное и углубленное изучение математики);

- использование инновационных и информационных технологий в обучении математике с целью интенсификации учебного процесса;

- совершенствование форм организации самостоятельной и проектной деятельности учащихся;

- использование различных видов повторения как средства закрепления и углубления знаний;

- вовлечение учащихся с целью развития творческих способностей в различные математические конкурсы, проекты, олимпиады;

- выполнение Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2017/2018 год.

Деятельность методических объединений учителей математики должна планироваться с учетом профессиональных интересов педагогических работников и особенностей системы образования каждого муниципального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: