РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Клин
Кафедра общих гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_________________________
Подпись
«_____»____________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: Геополитика.
специальность: Специальность № 080504.65 (061000) "Государственное и муниципальное управление".
Кафедра общих гуманитарных дисциплин.
Программа одобрена
На заседании кафедры
«___»___________20___г.
Зав. кафедрой__________
Подпись
Преподаватель, ведущий дисциплину_________ /____________________/
Подпись
Клин 2007
ВИДЫУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ИХ ОБЪЁМ
Объем учебного времени на дисциплину
Количество часов | ||
Очное обучение | Заочное обучение | |
Всего | ||
В т. ч.: аудиторные занятия | ||
самостоятельная работа |
Аудиторные занятия
№ п/п | Виды аудиторных занятий | Количество часов | |
Очное обучение | Заочное обучение | ||
1. | Лекции | ||
2. | Практические занятия | ||
3. | Семинары | ||
4. | Лабораторные работы | ||
Итого |
Самостоятельная работа
№ п/п | Виды самостоятельной работы | Очное обучение | Заочное обучение | ||
единиц | часов | единиц | часов | ||
1. | Курсовой проект | ||||
2. | Курсовая работа | ||||
3. | Расчетно-графические задания | ||||
4. | Рефераты | ||||
5. | Подготовка к лекциям, лабораторным, практическим занятиям, семинарам | ||||
6. | Самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины | ||||
7. | Практика | ||||
8. | Контрольные работы (заочное обучение) | ||||
Итого |
Итоговый контроль знаний
Вид контроля | Семестр | |
Очное обучение | Заочное обучение | |
Зачет | ||
Экзамен |
СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Геополитика».
Специалист должен:
Знать | Воспроизвести изучаемый материал с требуемой степенью научной точности. |
Уметь | Использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы. |
Владеть навыками | Самостоятельного выполнения действий в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании |
Быть компетентным | В применении приобретенных знаний и умений. |
Обязательным минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «ГЕОПОЛИТИКА»
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
Д.Ф.10 | ГЕОПОЛИТИКА. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики; современная система международных отношений; внешняя политика государства; геополитика а территории бывшего СССР; геополитические изменения после распада СССР; Россия в новой системе международных отношений; Украина и Беларусь; формирование новой геостратегической политики; геополитические отношения в Средней Азии; Закавказье: новая геополитическая динамика; геополитика стран Балтии; Европейская геополитика; современная геополитика стран Восточной Европы; интеграционные процессы в Западной Европе; геополитика и национальная безопасность в Западной Европе; Геополитика ведущих стран мира: место США в системе геополитических отношений; геополитика и общественной развитие Японии; геостратегическая политика Китая; Геополитика развивающихся стран: проблемы геополитической ситуации в Азии; геополитика и страны Латинской Америки, традиции и геополитика Африки. |
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование теоретических знаний и практических навыков для дальнейшего их использования в рамках выбранной образовательной программы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
План лекций
№ п/п | Темы лекций и рассматриваемые в них вопросы | Количество часов | |
Очное обучение | Заочное обучение | ||
Геополитика как наука и учебная дисциплина. 1) История геополитических идей и становление геополитики. 2) Предметное поле геополитики. 3) Основные геополитические парадигмы и проблема метода. | |||
Континентально-европейская школа геополитики. 1) Исторические особенности континентальной школы. 2) Классическая континентальная геополитика. 3) Европейская геополитика и нацизм. 4) Современная континентальная геополитика. | |||
Англо-американская геополитика. 1) Исторические особенности англо-американской геополитической школы. 2) Классические геополитические концепции. 3) Современная англо-американская геополитика. | |||
Русская школа геополитики. 1) Власть пространства: русское «месторазвитие» и идея мессианизма. 2) Антропогеографический детерминизм политического пространства. 3) Власть цивилизации: закон сохранения запаса геополитических сил. 4) Власть континента: Россия-Евразия-срединная земля. 5) Русская модель геополитического контроля над пространством «от моря до моря». 6) Геостратегический проект для России. | |||
Геополитика и глобализация современного мира. 1) Борьба с терроризмом как новая политическая парадигма: модель «управляемого хаоса». 2) Символический капитал культуры в реалиях глобальной геополитической борьбы. 3) Информационные войны. | |||
Россия и Запад в новых геополитических реальностях. 1) Национальные интересы и проблемы безопасности России. 2) Приоритеты европейской геополитики и атлантическая стратегия США. 3) Геостратегический вызов Азиатско-Тихоокеанского региона. | |||
Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях. 1) Распад СССР и образование СНГ: перекройка геополитической карты мира. 2) Приобретения и проблемы СНГ (экономические, политические и стратегические). 3) Россия и Центральная Азия. Россия и Кавказский регион. | |||
Итого |
План семинарских занятий
№ п/п | Наименование практических занятий | Количество часов | |
Очное обучение | Заочное обучение | ||
Геополитика как наука и учебная дисциплина. 1) Предмет, методы и функции геополитики. 2) Предыстория геополитики: исторические и теоретические предпосылки геополитики. 3) Проблемы и современное состояние геополитической науки. | |||
Континентально-европейская школа геополитики. 1) Исторические особенности континентальной школы. 2) Классическая континентальная геополитика. 3) Европейская геополитика и нацизм. 4) Современная континентальная геополитика. 5) Немецкая школа геополитики. Ф. Ратцель. Ф. Науманн. К. Шмит. К. Хаусхофер. Э. Обст. 6) Итальянская школа геополитики. Дж. Дуэ. | |||
Англо-американская геополитика. 1) Исторические особенности англо-американской геополитической школы. 2) Классические геополитические концепции. 3) Современная англо-американская геополитика. 4) Английская школа геополитики. Х. Макиндер. Ф. Коломб. У. Черчилль. 5) Американская школа геополитики. А. Мэхэн. | |||
Русская школа геополитики. 1) Власть пространства: русское «месторазвитие» и идея мессианизма. 2) Антропогеографический детерминизм политического пространства. 3) Власть цивилизации: закон сохранения запаса геополитических сил. 4) Власть континента: Россия-Евразия-срединная земля. 5) Русская модель геополитического контроля над пространством «от моря до моря». 6) Геостратегический проект для России. 7) Русская школа геополитики. Н.Я. Данилевский. В.П. Семенов-Тян-Шанский. П.Н. Савицкий. А.Г. Дугин. К.С. Гаджиев. А.И. Уткин. | |||
Геополитика и глобализация современного мира. 1) Борьба с терроризмом как новая политическая парадигма: модель «управляемого хаоса». 2) Символический капитал культуры в реалиях глобальной геополитической борьбы. 3) Информационные войны. | |||
Россия и Запад в новых геополитических реальностях. 1) Национальные интересы и проблемы безопасности России. 2) Приоритеты европейской геополитики и атлантическая стратегия США. 3) Геостратегический вызов Азиатско-Тихоокеанского региона. | |||
Геополитические сценарии будущего России. Геополитика и глобальное прогнозирование. 1) Геополитический сценарий американской панидеи глобализации. 2) Геополитический сценарий панидеи исламского терроризма. 3) Геополитический сценарий евразийской панидеи континентального блока. 4) Геополитический сценарий панкитайской идеи. | |||
Образ России глазами иностранцев, или Менталитет и геополитика. 1) Менталитет как фактор геополитики. 2) Образ России в общественном сознании иностранцев. 3) Факторы, стереотипы и механизмы, определяющие формирование образа России. | |||
Итого |
Перечень тем, вопросов, выносимых на самостоятельное