Тема 13. Государство в рыночной экономике




 

1 вопрос. Объективная необходимость государственного регулирования экономики. Две основные концепции роли государства в рыночной экономике.

2 вопрос. Цели и функции государства в условиях рыночной эко­номики.

3 вопрос. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.

 

1 вопрос. Объективная необходимость государственного регулирования экономики. Две основные концепции роли государства в рыночной экономике. Государственное регулирование в широком смысле состоит в распро­странении макроэкономического воздействия политической системы на на­циональное хозяйство. Государственное вмешательство в экономику объективно необхо­димо для любого правительства независимо от того, является эконо­мика рыночной или командно-распределительной. В распределитель­ной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи не­посредственной организации производства товаров и распределе­ния ресурсов.

Представления о роли государства, степени его воздействия на экономи­ку страны имеют свою долгую историю. Исторически первой концепцией роли государства в рыночной экономи­ке является концепция классиков политической экономии капитализма. В соответствии с этой концепцией государство в рыночной экономике призвано обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса. Иначе говоря, го­сударство призвано выполнять то, что отдельный человек не может само­стоятельно выполнять или делает это неэффективно. В экономическом смысле суть этой концепции состоит в доказательстве того, что рыночная экономика способна к саморегулированию и самоорганизации.

Осуществление этой причинно-следственной взаимосвязи возможно, по мнению сторонников первой концепции, без вмешательства властных струк­тур в хозяйственную деятельность товаропроизводителей. А. Смит, в частно­сти, доказывает, что стремление производителей к достижению своих част­ных экономических интересов и наличие на рынке конкуренции со стороны контрагентов и составляет главный механизм развития рыночной экономи­ки, который приводит к увеличению богатства каждого товаропроизводите­ля и общества в целом.

В экономическом смысле государственное вмешательство на раннем эта­пе развития капитализма сводилось в основном к двум функциям: законода­тельной защите прав частной собственности и самостоятельности принятия решений, т.е. защите свободы экономического выбора. В охране этих пер­вичных прав и состояла в основном экономическая роль государства. Отсюда существование широко распространенных в экономической литературе тезисов «laissez-faire» (свобода действий) или государство - это «ночной сторож».

Мировой кризис 1929-33 гг. и «Великая депрессия» заставили пересмот­реть классическую теорию роли государства в рыночной экономике. Английский экономист и государствен­ный деятель Дж. Кейнс разрабатывает теорию объективной необходимости государственного вмешательства в рыночную эко­номику, закладывает теоретиче­ские основы макроэкономики, или национального хозяйства - сферу дея­тельности государства.

Таким образом, исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики: кейнсианскаял школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.

Дж.М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста.

В вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно, распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы) работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной струк­туры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессив­ной отраслевой структуры и т.д.

Объективные условия необходи­мости государственного регулирования экономически. Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок имеет нега­тивные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов. В условиях рынка игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективно­го пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследо­ваний в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение платежеспособного (денежного) спроса. Он подвержен нестабильному развитию с прису­щими этому рецессионными и инфляционными процессами. Госу­дарство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монопо­лизированного производства. Государство должно направлять эко­номические ресурсы на удовлетворение коллективных потребнос­тей людей, создавать производство общественных товаров и услуг.

В современной науке необходимость государственного регулирования рыночной экономики признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в хозяйственную деятельность понимаются по-разному. Мера, методы и сферы этого вмешательства не могут заимствоваться у других стран и не могут быть постоянными для каждой страны, поскольку изменяются условия про­изводства, социально-экономическая ситуация в стране. Неизменным оста­ется лишь главный принцип государственного экономического регулирова­ния — корректировать несовершенства рыночной экономики, с которыми она не справляется или решает экономически и социально неэффективно.

На основе длительного опыта функционирования рыночной экономики в западных странах установлено, что несмотря на спо­собность рыночного механизма обеспечить в целом эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою «недостаточность» с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. Провалы (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

1) общественные блага;

2) внешние эффекты;

3) несовершенная (асимметричная) информация;

4) монополия.

В этих случаях необходимо вмешательство государства. Как правило, такое вмешательство направлено на:

1. Удовлетворение потребности в общественных благах, которые включают национальную оборону, обеспечение общественного порядка, контроль за состоянием окружающей среды, образова­ние, здравоохранение и др. Чисто общественное благо это такое благо, которое потребля­ется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Особенностью является всеобщность их потребления: практически невозможно воспрепятствовать новому потребителю воспользоваться этими благами бесплатно, т.е. исключить кого-либо из сферы их потребления практически невозможно. Поскольку каждый новый по­требитель может пользоваться общественными благами бесплатно, естественным является нежелание бизнеса оплачивать их производство. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem). Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую ин­формацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ быва­ет ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. В связи с этим данная сфера является непривлекательной для частного капитала. Исправить «провалы» рынка помо­гает государство. Предоставление населению общественных товаров является функ­цией государства, а их финансирование осуществляется через центра­льный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его Услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочета­нии рыночной и государственной основ.

Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потреб­ностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребно­сти, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. В данном случае рынок оказывается «недостаточным» регулято­ром в сфере производства и распределения общественных благ, и государство берет эту функцию на себя. Один из возможных способов решения этой проблемы — производство части соответствую­щих благ на государственных предприятиях. Более эффективным оказывается вариант косвенного вмешательства, когда государство выступает как посредник между производителями и потребителя­ми этих благ, аккумулирует полученные средства (налоги) и на­правляет их для производства соответствующих благ путем оплаты частным фирмам, субсидирования производства и др.

2. Устранение отрицательных побочных результатов экономичес­кой деятельности — распространенная функция государственного регулирования рыночной экономики. Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в дан­ной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Сущность его можно пояс­нить на следующем примере. На благосостояние потребителя мо­жет оказывать негативное влияние фирма, загрязняющая (в пре­делах допустимых норм выброса) окружающую среду, что являет­ся побочным результатом деятельности фирмы, не отражающимся в рыночных ценах на ее продукцию.

Возникающий побочный результат может носить и положитель­ную направленность. Осуществляя какие-либо нововведения, пред­приятия ориентируются на будущий спрос, на те цены, которые потребители согласны заплатить за новую продукцию. Однако уста­навливаемые цены не отражают всех выгод общества от данного нововведения. Инновации как вклад в общую сумму накопленных знаний способствуют дальнейшим нововведениям. Определение же степени влияния данного нововведения на следующие за ним ин­новации, а, следовательно, и размер платы, которую предприятие может потребовать с последующих инноваторов, связано, как пра­вило, с большими издержками и невыгодно для предприятия.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. В целом для общества полезный эффект побочных результатов деятельности предприятия может оказаться либо выше индивидуальных оценок (если последние являются позитивными), либо ниже (если они будут негативными). Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показы­вают разность между социальными издержками (выгодами) и частны­ми издержками (выгодами):

MSC = МРС + МЕС,

где MSC — предельные общественные издержки (marginal social cost), MРC — предельные частные издержки (marginal private cost); MEC — предельные внешние издержки (marginal external cost).

Рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересече­ния предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC (рис.).

На графике кривая предложения равна динамике MSC — предель­ных общественных издержек; кривая спроса D1 динамике МРВ — предельных частных выгод (marginal private benefits); кривая спроса D2 — MSB — предельных общественных выгод (marginal social benefits); МЕВ — предельные внешние выгоды (marginal external benefits). Taк как предельные социальные выгоды больше предельных частных вы­год на величину предельных внешних выгод, то эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных со­циальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличива­ется на площади треугольника АЕ1Е2.

Таким образом, отрицательный внешний эффект (negative externa­lity) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит вы­годы другим.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицате­льными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффектив­ным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с поло­жительными внешними эффектами.

Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог (corrective tax) — это налог на выпуск эко­номических благ, характеризующихся отрицательными внешними эф­фектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) — это субсидия произ­водителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет прибли­зить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, ко­торый Дж. Стиглер назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя госу­дарство. Большое значение для современной экономики имеет госу­дарственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологи­ческим аспектом производства. Ухудшение эко­логической ситуации привело к тому, что появились специальные го­сударственные регуляторы, призванные предотвратить негативные со­циальные последствия рыночной конкуренции.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разре­шений на выбросы. Последний способ ограничения государством отрицательных экстерналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних вдержек.

3. Решение проблем, связанных с недостаточной (асимметричной) информацией у участников экономических сделок. К неэффективно­му распределению ресурсов может привести такая ситуация, при которой в сделках не предусмотрены все экономические взаимоот­ношения между участниками. Такого рода явления принято обозначать как интернальные явления. Интерналии — издержки или вы­годы, получаемые участниками сделки, не оговоренные при заключе­нии последней. Примером интерналий может служить ущерб, полученный покупателем от потребления товара, оказавшегося не­качественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сторон; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его обучения без дополнительной оплаты и т.п.

Затраты на получение информации, способной устранить не­определенность относительно всех возможных последствий потен­циальной сделки, могут оказаться значительно выше выгод, полу­ченных в ее результате. Издержки, связанные с заключением условных контрактов (оговаривающих все возможные ситуации) в условиях рис­ка; издержки по наблюдению и контролю за поведением участников сделки (например за лицами, заключившими договор о страховании); затраты на добывание информации об истинном качестве продукции, недоступной для широкого потребителя, — все это примеры затрат на минимизацию интерналий. В этих и аналогичных случаях затраты субъек­тов рынка на получение дополнительной информации нередко ока­зываются выше выгод, получаемых в итоге предпринимаемых уси­лий. В связи с этим в большинстве случаев сделки заключаются в условиях информационной асимметрии, что и приводит к возник­новению интерналий.

Активную роль в устранении интерналий призвано сыграть го­сударство. Одним из путей решения данной проблемы является правовое обеспечение бизнеса. Так, заключение контрактов значи­тельно упрощается, если правовая система предусматривает стан­дартные формы договоров и четкую процедуру заключения сделок, а также санкции за нарушение контрактов. Как правило, за счет экономии на масштабах затраты государства на осуществление та­кого регулирования оказываются ниже суммарных частных издер­жек, связанных с заключением условных контрактов. К методам устранения асимметрии информации можно отнести создание за­конодательных норм, вынуждающих субъектов рынка бесплатно предоставлять информацию своим контрагентам (это имеет место в таких отраслях, как фармацевтика, пищевая промышленность, банковское дело и др.), а также осуществление контроля за каче­ством продукции. Государство устанавливает стандарты качества, выдает лицензии на производство определенных видов товаров и услуг, сертифицирует продукцию, законодательно защищает права потребителей.

4. Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов. Даже в условиях поддержки конкуренции рынок может оказаться недостаточным из-за существования барьеров для сво­бодного перелива капитала. Барьерами для доступа нового пред­приятия на рынок могут оказаться абсолютные преимущества в из­держках производства у фирм, уже действующих на данном рынке (исключительное владение технологией, доступ к дешевым источ­никам сырья и т.п.).

Издержки, которые придется нести вступающим на рынок пред­приятиям, — это затраты, которыми обусловлена возможность вхож­дения в рынок и которые должны быть покрыты из будущей вы­ручки. Действующие же в отрасли предприятия не несут этих сде­ланных в прошлом затрат при принятии экономических решений. Поэтому ожидаемая норма прибыли для потенциальных конкурен­тов оказывается ниже, чем у действующих в отрасли компаний. Это снижает конкурентоспособность новых предприятий и понижает для них привлекательность вступления на такой рынок.

Существование барьеров для свободного перелива капиталов свидетельствует о недостаточности рынка и необходимости госу­дарственного вмешательства. Государство, стремясь оживить кон­куренцию, может действовать в двух направлениях: 1) понизить для вступающих в отрасль предприятий первоначальные издержки на организацию производства путем предоставления им льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот или 2) увеличить ожидаемую выручку созданием наиболее благоприятных условий для заключе­ния этими предприятиями долгосрочных контрактов с потенци­альными потребителями этой продукции, в результате чего обес­печивается защита инвестиций от невосполнимых издержек.

Вмешательство государства, особенно при отсутствии развитого контроля за его деятельностью, может привести не к выигрышу, а к потере эффективности. Такое явление получило название «госу­дарственной недостаточности» (по аналогии с рыночной недостаточностью).

 

2 вопрос. Цели и функции государства в условиях рыночной эко­номики. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го­сударственными учреждениями с целью приспособления существую­щей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Государственное регулиро­вание экономики - это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы. Основные функции регулирования рыночной экономики:

- стабилизационная, призванная обеспечивать необходимый уро­вень занятости населения и относительную стабильность цен, а также стимулировать экономический рост;

- распределительная, направленная на достижение более справед­ливого распределения доходов в обществе;

- оптимизация размещения ресурсов (с учетом издержек отрасле­вого перелива капиталов, асимметрии рыночной информации и других факторов).

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаи­мосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспече­ние национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситу­ациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного ре­гулирования, но всегда исходят из необходимости увязки обще­ственных и частных интересов.

К объектам регулирования следует отнести наднациональный уро­вень межгосударственных союзов национальной экономики, отдель­ных секторов и регионов, где возникают проблемы, не разреши­мые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), регио­нальные, муниципальные или коммунальные органы управления.

Различают следующие типы государственного регулирования.

- полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содруже­ства, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

- различные варианты сочетания рыночных и государственных ре­гуляторов. Реализованы в "японской", "шведской" моделях, в мо­дели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Ав­стрии, в "китайском" варианте развития;

- крайний либерализм, признающий эффективным только усло­вия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы. Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации эко­номических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.

Выделяются две главные модели государственного регули­рования через определенные органы государства.

1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и "осечки" рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулиро­вания на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совмест­ной деятельности государства и частного бизнеса.

2. Проактивная модель государственного регулирования (Япония)
предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном меха­низме путем "точной" дозировки объемов государственного вме­шательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и пред­принимателей.

В любом национальном образовании рыночная экономика раз­вивается как определенная функциональная экономическая систе­ма (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответ­ствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правительство) через определенные функции.

Под ФЭС в рамках целостной экономики понимаются динами­ческие саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех струк­турных элементов которых направлена на поддержание макроэко­номического равновесия на национальном рынке и создание опти­мальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. Они отлича­ются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, стра­хования, социальной защиты и др.), которые представляют собой саморегулирующиеся организации.

Функциональные экономические системы поддерживают рав­новесие относительно определенных заданных макроэкономичес­ких параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту това­ров как минимум в течение трех месяцев, отношение текущих пла­тежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% общего числа трудоспособного населе­ния и т.д.

Несмотря на относительность приведенных выше параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государствен­ного уровня в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста.

Функциональные экономические системы посредством саморе­гулирования и государственного вмешательства избирательно объ­единяют различные элементы рыночной инфраструктуры для ре­зультативной деятельности всего хозяйственного организма.

В состав функционального регулирования включаются различные институциональные организации, органы законодательной и испол­нительной власти, ассоциации товаропроизводителей, аналитиче­ские и информационные центры, частные коммерческие структу­ры и др. В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства,которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обес­печивающий нормальную работу ФЭС, способствующий расшире­нию их сети и совершенствованию структуры.

Экономические функции современного государства многообраз­ны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выпол­няемых государством экономических функций:

1. Поддержка функционирования рыночной системы обеспече­ния правовой базы и создания конкурентной среды, защита конку­ренции через антимонопольное законодательство.

2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка рас­пределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уров­нем занятости и инфляции.

3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного меха­низма.

4. Достижение и сохранение национальных конкурентных пре­имуществ в мировой экономике.

5. В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных ре­шений, которая определяет, что покупать правительству, как про­изводить товары, для кого предназначаются государственные рас­ходы, на кого распространяются льготы и т.д.

 

3 вопрос. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Анализ мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, администра­тивные, экономические; прямы и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

По характеру воздействия на экономику страны методы государственно­го регулирования делятся на косвенные и прямые.

Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъ­ектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уров­ней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).

Прямые методы регулирования базируются на властно-распоря­дительных отношениях и сводятся к административному воздей­ствию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эконо­мики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включаю­щих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются дости­жение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эф­фекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформаций реального соотношения издержек и цен, снижения уров­ня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность. Методы и инструменты регулирования представлены на рис.

Прямое государственное эконо­мическое регулирование включает три основных эле­мента:

- государственные субсидии;

- государственное предпринимательство;

- государственное программирование (планирование).

Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как пра­вило, жизненно важным в экономической структуре страны отрас­лям, где функционирование предприятий недостаточно рентабель­но или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установле­ния государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономи­ческой конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборон­ной техники, электроэнергии и др.). Государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе суб­сидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений системы образования, подготовки кадров и т.п. Одна­ко этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.

Государственное предпринимательство включает создание и уп­равление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприя­тия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, гак и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предприниматель­ских кадров, проблемой безработицы и т.д.). Государственная соб­ственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта, до по­следнего времени — телефонная связь).

В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:

- государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами публичного права;

- государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами частного права, капитал которых либо полностью при­надлежит государству, либо является смешанным.

Государственные публичные предприятия — это юридически са­мостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли, а целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узко-коммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.

Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (госу­дарственные корпорации). Государству могут принадлежать все ак­ции такой корпорации (в этом случае общество фактически явля­ется закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство не отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудше­ния их финансового положения государство, как правило, не по­крывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.

Управление государственными п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: