Отметим отличительные особенности социальной организации.




Лекция 1

 

ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ» И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Понятие «организация» может рассматриваться как субъект (объект) управления в качестве оценки результата целенаправленного воздействия, а также как определенный вид деятельности (организовывание). В последнем смысле слова «организация» — одна из функций управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей (от лат. organize — придаю стройный вид, устраиваю). Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, соци­ально-психологической и правовой сторон деятельности управ­ляемой системы.

С точки зрения управленческого воздействия задачами орга­низационной деятельности является создание структуры, т.е. вза­имодействий и взаимосвязей между теми элементами системы, которые связаны единой целью для того, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым решать, реализовывать свое основное социальное предназначение — миссию на удовлетворе­ние социальных потребностей общества.

Применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах.

Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация высту­пает как социальный институт с известным статусом и рассмат­ривается как автономный объект. В таком значении слово «орга­низация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу.

Во-вторых, этот термин может означать определенную дея­тельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправ­ленным воздействием на объект с присутствием фигуры орга­низатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадаете понятием «управление», хотя и не ис­черпывает его.

В-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядо­ченности какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как специфичес­кий для каждого рода объектов способ соединения частей в целое. В этом смысле организация объекта понимается как свойство, атрибут последнего. В таком контексте термин употребляется, если речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффек­тивной организации. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация.

Отметим отличительные особенности социальной организации.

1. Объединение институционального характера, созданное для
выполнения конкретных функций:

• социально-экономическая функция предполагает удовлетво­рение материальных потребностей и интересов определенных
людей посредством выплаты компенсаций, субсидий, пенсий,
обеспечения льгот;

• политическая функция способствует поддержанию стабиль­ности в обществе;

• социально-реабилитационная — направлена на восстановле­ние общественного статуса граждан, нуждающихся в социаль­ной помощи, адаптацию к изменяющимся условиям.

2. Системы социальной защиты населения призваны оказывать стандартизированные социальные действия, регулируемые определенными нормами и контролируемые другими элементами системы.

3. Иерархия соподчинения структурных элементов, наличие вертикальной и горизонтальной составляющих обеспечивают достижение целей, стабильность функционирования.

Основным элементом организации социальной работы является система управления. Система — это целостное образование, состоящее из множества взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Система социаль­ного управления состоит из разных специалистов, объединенных в органах управления, использует целую совокупность методов управления, в том числе средства вычислительной и организационной техники, объединяет различные виды информации (эконо­мической, социальной, политической, организационной и т.п.), позволяющей установить надежную связь между субъектом и объ­ектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

Наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются основополагающими закономерностями управления, обусловливающими все остальные общие законы ипринципы.

Нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Такой кризис возможен по ряду причин: внутренняя и внешняя среда объекта управления очень подвижны, динамичны, изменения зависят от многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни (объекте и субъекте воздействия). В общественной жизни наблюдается постоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося из коллективного интеллекта общности в целом, его отдельных социальных организаций и людей.

В Российской Федерации субъекты государственного управления делятся на федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) включает в себя:

• Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

• Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);

• Федеральную службу по труду и занятости (Роструд);

• Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав);

• Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России);

Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнологии).

Руководство Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа, который в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

Руководитель (директор) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.

Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора; может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации.

Федеральное агентство ведет реестры, регистры и кадастры; не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.

В России существует трехуровневая система органов власти: федеральный, региональный, местный.

Исполнительная система органов власти имеет строгую иерархию, включает в себя все уровни при соблюдении принципа обязательности выполнения нижестоящими органами решений вышестоящих.

Под функциональным (межотраслевым) управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, которые наделены надведомственными полномочиями по отношению к объектам, организационно неподчиненным им.

Органы государственного управления имеют следующие полномочия:

• правотворчество;

• координация;

• методическое обеспечение;

• контрольно-надзорные функции;

• лицензирование (выдача разрешений).

Межотраслевое управление можно разделить по видам:

• программирование и прогнозирование экономического исоциального развития государства;

• финансовая деятельность государства;

• государственная стандартизация;

• метрология, сертификация, статистика;

• управление государственным имуществом;

• антимонопольная деятельность государства;

• обеспечение безопасности;

• государственные резервы и т.д.

 

Линейный тип управления основан на специализации по объекту управления, который может быть представлен группой организаций, производящих определенные виды продукции или услуг.

Социальный контроль можно проследить в системе работы учреждения по социальному обслуживанию социально незащищенного населения. Деятельность такой организации включает следующие этапы:

• развитие основных видов социального обслуживания;

• ресурсное обеспечение;

• контроль деятельности по социальному обслуживанию

Последний этап включает в себя проверку деятельности персонала (заслушивание отчетов, проведение рейдов-проверок), контроль выполнения работы структурных подразделений учреж­дения (подготовка отчетов, анализ статистических данных), изучение предложений, заявлений, жалоб граждан.

Предметная реализация этих задач в системе социальной защиты населения ложится на районное (городское) управление (комитет, департамент) социальной зашиты населения (УСЗН). Эта структура является функциональным органом администрации района (города), ответственным за реализацию на территории района единой государственной политики по вопросам социальной защиты и социального обеспечения населения, социально-трудовых отношений и охраны труда, назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, государственного ритуального пособия и других.

В своей деятельности УСЗН подчиняется администрации района, (города), комитету (департаменту) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

УСЗН взаимодействует с учреждениями района на основе принципа самостоятельности и ответственности перед органом местного самоуправления, сотрудничает с ними, оставляя за собой право получать оперативную и долгосрочную информацию и ведомственную статистику.

Управление социальной защиты населения:

• занимается на территории района (города) реализацией положений Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О статусе военнослужащих», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О погребении и похоронном деле», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Указов Президента РФ о поддержке бывших несовершеннолетних узников концлагерей, многодетных семей, работников МВД и др.;

• разрабатывает и руководит реализацией районных программ адресной социальной защиты малообеспеченных категорий населения, инвалидов, многодетных семей, женщин и детей;

• контролирует своевременность и правильность расходования выделенных на эти цели средств; координирует и проводит работу по реабилитации инвалидов;

• развивает в районе сеть и укрепляет материально-техническую базу учреждений социального обеспечения для пожилых людей, инвалидов района, а также специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.

УСЗН совместно с районными службами контролирует выполнение на территории района комплексных межотраслевых мероприятий по решению проблем семьи, охране материнства и детства, укреплению и всесторонней защите и поддержке семьи и детей.

УСЗН реализует на территории района (города) проекты и программы государственной молодежной политики, развивает и поддерживает социальные службы и учреждения, которые оказывают услуги детям, подросткам и молодежи.

Начальник Управления социальной защиты населения (УСЗН) руководит подведомственными учреждениями и организациями в пределах своих полномочий. Он разрабатывает структуру и штат управления с учетом поставленных целей и задач в пределах выделенных ассигнований и установленной численности. Начальник назначается и снимается с должности распоряжением главы района (города) в порядке, установленном законодательством. Начальник УСЗН несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, обязанностей и функций.

В структуру УСЗН входят, как правило, следующие подразделения:

• отдел трудовых отношений и охраны труда;

• отдел по работе с семьей, женщинами и детьми;

• отдел жилищных субсидий;

• отдел кадров;

• общий отдел;

• планово-финансовый сектор;

• отдел государственной социальной помощи;

• отдел по делам ветеранов, реабилитации инвалидов и дезадап­
тированных групп населения.

УСЗН координирует и контролирует деятельность подведом­ственных подразделений: центров социального обслуживания; домов-интернатов, центров психологической помощи и т.д.

Социальная структура подразумевает совокупность устойчивых социальных связей между структурными элементами, социальными группами, существующими в организации, ее работниками. Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться самостоятельно с учетом присущих особенностей. Подсистемы имеют многоуровневую иерархическую структуру; в каждом звене есть свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

Помимо объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений, соответствующих видов деятельности в систему управления также входят функции управления — конкретные направления деятельности.

Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересы, потребности, ценности составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления, внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяют целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечный итог функционирования и развития системы управления — принятие и реализация управленческого решения.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и отдельные люди всту­пают в управленческие отношения, связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.

Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного начала, и определяются особенностями социально-экономической системы.

Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления — имеют свою внутреннюю структуру, в ко­торой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Организационные отношения подразделяются на вертикаль­ные и горизонтальные, формальные и неформальные.

Помимо отношений субординации типа «руководители — подчиненные» существуют отношения координации или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации. Такие отношения направлены на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Понятие организации опирается на фундаментальные положения положения разделов обществоведения, ряд прикладных отраслей, но ее самостоятельным предметом является специфическая управлен­ческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, ее построения, функционирования и развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: