Трудные случай слитного и раздельного написания наречий




Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий: трудные случаи

1.дифференциация написаний слов ветреный-ветряной, ветряный, масленый-масляный, правописание прилагательных и причастий типа деланный, путанный, раненый-раненный.

Задания: 1) составьте предложения со словами дощатый, ветреный, ветряной, масленый, хвощовый, чесучовый, деланный, путанный, раненый, раненный;

2) из словаря трудностей русского языка Д.Э.Розенталя,М.А.Теленковой (М.,2005) выпишите 20 слов (паронимов-прилагательных/ причастий с Н и НН, приведите их значения);

3) произведите морфемный разбор следующих слов, вставьте пропущенные буквы: льви..ый, дикови..ый, бара..ий, ра..ий, были..ый, грачи..ый, сови..ый, ви..ый, петуши..ый, ши..ый, голуби..ый, глуби..ый, стру..ый, ю..ый, песча..ый, кожа..ый, крыси..ый, кероси..ый, кури..ый, стари..ый;

4) образуйте от данных глаголов прилагательные и причастия (выделите суффиксы), составьте с ними словосочетания: белить, бросить, печь, солить, стелить, делать, (не) ждать, рассчитать, ранить, копировать, морозить;

5) расставьте ударения в страдательных причастиях прошедшего времени, запишите их в виде колонки (с суф.-ённ-, с суф.-енн-): забеленный, выбеленный, осведомленный, уведомленный, ввезенный, вывезенный, договоренный, выговоренный, включенный, выключенный, замененный, вымененный, наметенный, выметенный, умоленный, вымоленный, повторенный, наращенный, выращенный, врученный, порученный, засоренный, насоренный, осужденный, ссуженный, восхваленный, похваленный.

 

Практическое занятие№5

Трудные случай слитного и раздельного написания наречий

1.Слитное написание наречий.

2.Дефисное написание наречий.

3.раздельное написание наречных сочетаний.

4.Слова-исключения.

5.Дифференциация наречий и существительных с предлогом (навылет (насквозь) –на вылет; наудачу(как?)=на (что?) удачу), наречий и наречных сочетаний(помногу читал и по многу раз(по пять раз) читал).

Запомните написание следующих наречий и предложно-именных сочетаний;

· крест-накрест, шиворот-навыворот, точь-в-точь, волей-неволей;

· бок о бок, след в след, честь честью, чин чином;

· на боковую, на мировую, на попятную, в открытую, в общем, на равных;

· впотьмах, впросонках, второпях, вгорячах, напоследках;

· наизнанку, поодиночке, вмиг, взамен, наспех;

· дотла, доверху, донизу, довеку;

· сплеча(ударить), сроду, снаружи, слишком(очень), сбоку, сродни, спозаранку, подчас, подряд, запанибрата,накануне;

· в придачу, в прибавку, в рассрочку, в разлив, в замену, в насмешку, на выбор, на вырост, на выручку, на выданье, на подбор, на побегушках, в противовес;

· наружу, насмарку, начеку, наяву, навскидку, наизнанку, навстречу, насилу(с трудом), начистоту(откровенно), наголову(окончательно).

 

Задания:

1) составьте словосочетания со следующими словами(объясните их написание): вбок(в сторону)/ в бок (а), обок (рядом, около)/ о бок, вмиг(тотчас, мгновенно)/ в миг, вконец(совершенно, совсем)/ в конец, наконец (после всего, в конце концов)/на конец, вправду(в самом деле, подлинно)/ в правду, вслух (громко, чтобы слышали другие)/ в слух, втайне(скрытно, тайным образом)/ в тайне, навылет(насквозь)/ на вылет, насмерть(совсем, очень сильно, не щадя жизни)/на смерть, вовремя(своевременно)/ во время, наудачу(как удастся)/ на удачу;

2) перепишите предложения, раскрыв скобки.Выпишите из предложений наречия вместе с тем словом, к которому каждое из них относится. Укажите какой частью речи и каким членом предложения является это слово Заполните таблицу:

Наречие Разряд по значению Синтаксическая функция Как и от какой части речи образовано

(Не)сразу узнать нам дано, что сердце и разум сильны лишь тогда, когда они (за)одно(Л.Татьяничева).Ночлег мы ищем (на)удачу, а (в)прочем, нечего искать (Е.Долматовский). Всему я живому на свете подобен- стрекозам, летающим (в)слепую к кострам, подсолнухам, вставшим (на)цыпочки (в)полдень, и ищущим мягкою землю корням (В.Цыбин).Раньше кирпичи на садовой дорожке были (на)половину зелеными от его бархатистого налета…(Л.Семаго). (По)среди бескрайней черноты белым спрутом лег через поля чуть не (до)верху заметенный снегом овраг (Л.Семаго). (За)частую к концу зимы снег человека держит, и тогда лисе приходится хуже (Л.Семаго). (По)одаль еще цепочки следов и даже утоптанная тропка сходится к чернеющему устью норы (Л.Семаго).Там (на)верху на ветерке, на солнышке птичье гнездо скорее подсохнет (По Л.Семаго).Стоявшая на пароме толпа людей еще (из)дали махала руками (По Н.В.Гоголю);

3) образуйте от данных слов возможные наречия, составьте с ними словосочетания или предложения: даль, рукопашная, удача, половина, голова, слова, век, время, мир, лицо, брод, ряд, сила, осень, вечер, родня, истина, смех, редко, верх, мал, давно, изнанка, еле, едва, четвертый, новый, толк, глаз.

 

 

Практическое занятие№6

Сложные слова со слитными и дефисным написанием

1.Правописание сложных имен существительных.

2.Правописание сложных имен прилагательных.

3.Слова-исключения.

4.Правописание словарных сложных слов школьной программы.

Задания:

1.Запишите приведенные ниже обозначения прописью:200-метровый, 50-летний, 3-тонка, 4%-процентный, 9-балльный, 125-тысячный, 100-процентный, 3486-километровый, 310-летие, 90-летие, 850-граммовый, 387-миллионный, 40-ведерный.

2.Спешите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы: ави..съёмка, астр..физика, ант..циклон, аэр..визуальный, бар..камера, би..сфера, ге..политика, не..реализм, мете..служба, пале..азиатский, псих..лингвистика, ради..активный, турб..генератор, ум..лишенный, ум..заключение, центр..бежный, центр..фуга, электр..изоляция, электр...фикация.

3.Перепишите, раскрывая скобки: (диско)музыка, (мини)футбол, (мини)юбка, (юго)восток, (северо)запад, (вице)губернатор, (дендро)парк, (гекто)ватт, (нейро)психический, (макро)мир, (медиа)компания, (микро)биология, (мотого)гонки, (фото)хрестоматия, (эко)система, (эндо)термический, (дизель)мотор, (генерал)майор, (резус)фактор, (онлайн)опрос,(пиар)акция, (рок)ансамбль, (царь)рыба.

4.Составьте по 3-4 слова со следующими элементами, объясните их написание:авто-, агро-, аудио-, гидро-, зоо-, кило-, психо-, социо-, энерго-, авиа-, мега-, тетра-, теле-, поли-.

 

Практическое занятие№7-8

Правописание НЕ и НИ

1.Употребление НЕ и НИ.

2.Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

3.Написание иноязычных слов.

Задание:

1.Составьте таблицу «Употребление НЕ и НИ».

2.Выпишите из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля устойчивые обороты речи с частицами НИ и НЕ, дайте их значение.

3.Распределите глаголы в две колонки: 1) имеющие антонимы с приставкой пере- (укажите эти антонимы); 2) не имеющие антонимов с приставкой пере-. Укажите глаголы, имеющие другое значение с приставкой пере-. Выделите приставки в глаголах. Недосолить, недосчитаться, недокричать, недоплотить, недосушить, недовидеть, недоделать, недомыслить, недобежать, недослашать, недобрать, недоговорить, недочитать, недоспать, недоговорить, недомыть, недооценить.

4.Запишите слова и сочетания с НЕ и с НИ.Объясните их написание.Составьте с указанными словами предложения. (н..)кто, (н..)куда, (н..)где, (н..)чего, (н..)откуда, (н..)(за)чем,(н..)о чем, (н..)сколько,(н..)с кем, (н..)от кого.

5. Выпишите из словаря иноязычных слов 20 заимствованных слов с удвоенными согласными. Дайте из значение.

 

Практическая занятие №9

Способы совершенствования орфографических навыков

1. Способы совершенствования орфографических навыков: алгоритмизация, тестирование, схематическое изображение, таблицы, творческое задания и др.

2. Контрольная работа.

Задания:

1. Изготовьте наглядные пособия к одной из изученных тем.

2. Подготовьте тест по трудным вопросам орфографии (не менее 15-20 заданий)

3. Предложите вариант творческого задания для работы со словами-исключениями или словарными словами.

4. Подготовьтесь к диктанту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: