Определение языка как системы знаков, данной не в непосредственном наблюдении, а в речи, восходит к Ф. де Соссюру. Со времён Соссюра термином «языковая система» нередко обозначается язык как противоположность речи — «индивидуальной стороне речевой деятельности».
Учение Ф. де Соссюра получило развитие в рамках нескольких направлений в структурной лингвистике, избравшей одной из своих задач выделение и классификацию языковых единиц всё большей степени абстрактности и установление типов отношений между ними.
Одна из школ, Пражский лингвистический кружок, отстаивала принцип системности языка в диахронии, отвергавшийся Соссюром, и обращала внимание на подвижность, динамичность языковой системы, а также на её функциональный характер — свойство служить той или иной цели, свойственное как отдельным элементам в системе, так и языку в целом. В то же время представитель пражской школы Н. С. Трубецкой разработал теорию оппозиций
Уровни языка - некоторые «части» языка; подсистемы общей языковой системы, каждая из которых состоит из относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы.
Уровни, на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы, называются высшими уровнями языка. Некоторые учёные склонны выделять лишь два уровня: дифференциальный (язык рассматривается как система различительных знаков: звуков или письменных знаков, замещающих их, — различающих единицы семантического уровня) и семантический, на котором выделяются двусторонние единицы
Можно выделить следующие основные уровни языка:
Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые обладают способностью вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же уровня. Так, фонемы могут образовывать классы и сочетаться в речевой цепи только с фонемами, морфемы в парадигматике и синтагматике сочетаются только с морфемами, слова — только со словами. В то же время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы — в слова, слова — в предложения, и, наоборот, предложения состоят из слов, слова — из морфем и т. д.
Фонема морфема слово предложение
Или
1. Предложение
2. Слово
3. Морфема
4. фонема
Группировки единиц языка внутри уровней не являются уровнеобразующими, например:
фонемы (гласные и согласные),
морфемы (корневые, аффиксальные и др.),
слова (знаменательные, служебные, производные, простые, части речи и др.).
Картина уровневой организации языка значительно усложняется, за счёт существования единиц языка в абстрактной и конкретной форме («эмические» единицы — фонема, морфема и т. д. и «этические» единицы — фон, морф и др.).
Единица языка |
этическая единица |
Эмическая единица |
Эмическая и соответствующая ей этическая единица представляют собой одну и ту же единицу языка, но рассмотренную либо в абстрактной форме, как название класса [например, морфема — класс морфов (алломорфов)], либо в конкретной форме, как отдельный представитель этого класса (например, морф, или конкретная морфема). Эти единицы принадлежат одному и тому же объективному уровню языка.
У. я. — не изолированные друг от друга «участки» языка. Они в силу иерархических отношений теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы.
Идея уровневой организации языка получила широкое распространение к середине 20 в. — сначала в американской дескриптивной лингвистике, а позднее и в других направлениях, в т. ч. в советском языкознании.
Традиционное выделение таких разделов языкознания, как фонетика, морфология, лексикология, синтаксис фактически подготовило почву для концепции уровневой организации языка; по традиции эти области языка выступали как рядоположенные, но не связанные иерархическими отношениями.
По-видимому, лингвистика заимствовала идею уровневой организации из биологии, где с начала 20 в. стала распространяться концепция структурного уровня, или уровня организации живых систем.
Если в биологии понятие более высоких и более низких уровней связывается с идеей развития, в лингвистике уровневая организация языка предполагает условное выделение «низших» уровней языка как результат своего рода расчленения или трансформации «высших» уровней; реальное направление развития может при этом иметь обратный характер — от единицы высшего У. я. к единице низшего, например, история языка устанавливает, что морфемы являются производными от слов единицами.