Уровни языковой системы. Лексикология, её предмет и задачи




Определение языка как системы знаков, данной не в непосредственном наблюдении, а в речи, восходит к Ф. де Соссюру. Со времён Соссюра термином «языковая система» нередко обозначается язык как противоположность речи — «индивидуальной стороне речевой деятельности».

Учение Ф. де Соссюра получило развитие в рамках нескольких направлений в структурной лингвистике, избравшей одной из своих задач выделение и классификацию языковых единиц всё большей степени абстрактности и установление типов отношений между ними.

Одна из школ, Пражский лингвистический кружок, отстаивала принцип системности языка в диахронии, отвергавшийся Соссюром, и обращала внимание на подвижность, динамичность языковой системы, а также на её функциональный характер — свойство служить той или иной цели, свойственное как отдельным элементам в системе, так и языку в целом. В то же время представитель пражской школы Н. С. Трубецкой разработал теорию оппозиций

Уровни языка - некоторые «части» языка; подсистемы общей языковой системы, каждая из которых состоит из относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы.

Уровни, на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы, называются высшими уровнями языка. Некоторые учёные склонны выделять лишь два уровня: дифференциальный (язык рассматривается как система различительных знаков: звуков или письменных знаков, замещающих их, — различающих единицы семантического уровня) и семантический, на котором выделяются двусторонние единицы

Можно выделить следующие основные уровни языка:

Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые обладают способностью вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же уровня. Так, фонемы могут образовывать классы и сочетаться в речевой цепи только с фонемами, морфемы в парадигматике и синтагматике сочетаются только с морфемами, слова — только со словами. В то же время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы — в слова, слова — в предложения, и, наоборот, предложения состоят из слов, слова — из морфем и т. д.

Фонема морфема слово предложение

Или

1. Предложение

2. Слово

3. Морфема

4. фонема

Группировки единиц языка внутри уровней не являются уровнеобразующими, например:

фонемы (гласные и согласные),

морфемы (корневые, аффиксальные и др.),

слова (знаменательные, служебные, производные, простые, части речи и др.).

Картина уровневой организации языка значительно усложняется, за счёт существования единиц языка в абстрактной и конкретной форме («эмические» единицы — фонема, морфема и т. д. и «этические» единицы — фон, морф и др.).

Единица языка
этическая единица
Эмическая единица
+ =

Эмическая и соответствующая ей этическая единица представляют собой одну и ту же единицу языка, но рассмотренную либо в абстрактной форме, как название класса [например, морфема — класс морфов (алломорфов)], либо в конкретной форме, как отдельный представитель этого класса (например, морф, или конкретная морфема). Эти единицы принадлежат одному и тому же объективному уровню языка.

У. я. — не изолированные друг от друга «участки» языка. Они в силу иерархических отношений теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы.

Идея уровневой организации языка получила широкое распространение к середине 20 в. — сначала в американской дескриптивной лингвистике, а позднее и в других направлениях, в т. ч. в советском языкознании.

Традиционное выделение таких разделов языкознания, как фонетика, морфология, лексикология, синтаксис фактически подготовило почву для концепции уровневой организации языка; по традиции эти области языка выступали как рядоположенные, но не связанные иерархическими отношениями.

По-видимому, лингвистика заимствовала идею уровневой организации из биологии, где с начала 20 в. стала распространяться концепция структурного уровня, или уровня организации живых систем.

Если в биологии понятие более высоких и более низких уровней связывается с идеей развития, в лингвистике уровневая организация языка предполагает условное выделение «низших» уровней языка как результат своего рода расчленения или трансформации «высших» уровней; реальное направление развития может при этом иметь обратный характер — от единицы высшего У. я. к единице низшего, например, история языка устанавливает, что морфемы являются производными от слов единицами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: