Военачальники, полководцы.




М. И. Кутузов. Знаменитое Бородинское сражение имело большое значение для дальнейшего хода войны. Хотя русская армия не смогла остановить продвижение французов к Москве, но и Наполеону не удалось не только разгромить, но даже надломить её боевой дух.

Однако на военном совете в Филях фельдмаршал принял реше­ние оставить Москву без нового сражения, хотя большинство генера­лов были против этого плана. Кутузов сказал, что с потерей Москвы ещё не потеряна Россия, но она может быть потеряна с потерей армии.

После Бородинского сражения фельдмаршал Кутузов вывел русскую армию из Москвы.

 

Писатели А. С. Пушкин.

«Лучом лицейских ясных дней» освещены все годы дружбы А. С. Пушкина и И. И. Пущина. В книге «Записки о Пушкине» декабрист И. И. Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период его ссыл­ки в Михайловское. В январе 1825 г. он приехал к опальному поэту. Встреча стала поводом к написанию одного из замечательных стихо­творений «Мой первый друг, мой друг- бесценный!», в котором выра­жена нежная, искренняя благодарность лицейскому другу. А в 1926 г. в Сибирь, на каторгу, в далекий Читинский острог, куда И. И. Пущин был сослан за участие в восстании декабристов, послано стихотворе­ние «Во глубине сибирских руд...». Голос А. С. Пушкина поддержал и укрепил друга.

В. А. Жуковский. На протяжении всей жизни В. А. Жуковский проявлял заботу об А. С. Пушкине. Известны слова В. А. Жуковского, обращенные ко всем поэтам своего времени: «Нам надобно бы соединиться, чтобы помочь будущему гиганту, который всех нас перерастёт».Для того чтобы Т. Г. Шевченко получил долгожданную свободу и возможность учиться в Академии художеств, Карл Брюллов написал большой портрет В. А. Жуковского. Этот портрет был разыгран в ло­терею, а на собранные средства талантливого юношу выкупили из крепостной зависимости.

А. П.Чехов. По словам К. И. Чуковского, Чехов «активно вмешивался в жизнь». Его наследие - это не только 12 томов всемирно прославлен­ных произведений, но и четыре деревенские школы, шоссейная дорога, библиотека для целого города, лес, посеянный на пустоши, два замеча­тельных сада (в Ялте и Мелихово). А. П. Чехов убедил скульптора П. Антакольского пожертвовать изваянную им статую городу, затем организовал её отливку и бесплатную доставку в Таганрог. Так на ро­дине писателя, на Приморском бульваре, был поставлен памятник Петру I известного скульптора.

Жизнь А. П.Чехова можно назвать примером подвижнической деятельности.

А. Ахматова. После революции и гражданской войны наступила тяжёлая пора в жизни поэта. А. Ахматова писала так мало, что ей самой, порою казалось, что Муза окончательно покинула её дом. Положение усугуб­лялось ещё и тем, что стихи вызывали нападки со стороны советской критики. К ней относились как к представителю дворянской культу­ры, совершенно чуждой, если не враждебной, новому строю. Такое отношение было. устойчивым, просуществовало довольно долго и завершилось программной речью А. Жданова в 1946 году. Но ещё в молодости А. А. Ахматова предопределила для себя главное – быть вместе с отчизной на всех её путях и перепутьях. Стихи - «Мне го­лос был. Он звал утешно...», «Не с теми я, кто бросил землю...» -можно считать программными произведениями яркого гражданского звучания.

М. А. Булгаков. 1930-е годы лишили писателя надежды на полноценное творчест­во. К тому же его фактически лишили возможности иметь какие-либо средства к существованию. Для затравленного писателя, который не шёл на компромиссы и не пытался что-то выгадать для себя, это был очень сложный период жизни. Среди писателей послереволюционной эпохи М. А. Булгаков чаще других обращается к теме прозрения и вы­бора своего пути в жизни и в литературе. Только в отличие от своего героя Мастера из бессмертного романа «Мастер и Маргарита», он про­должал работать и бороться.

Б. Л. Пастернак. Вспоминая о 1930-х годах, Б. Л. Пастернак писал: «Когда нача­лись эти страшные процессы, всё сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Лич­ное творчество кончилось». Издание романа «Доктор Живаго» было запрещено в России, однако публикация произведения в переводе на многие языки мира состоялась за рубежом. В 1958 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе. На родине разверну­лась беспрецедентная травля, вынудившая Б. Л. Пастернака отказаться от заслуженной награды.

Прошли годы, роман, как и другие произведения, издаются в России массовыми тиражами. В 1989 году сын получил нобелевскую медаль отца.

А. И. Солженицын. Писатель, чьё творчество отразило целый век трагической исто­рии России. «Архипелаг ГУЛаг», «В круге первом», «Раковый кор­пус», «Красное колесо» - произведения, разоблачающие преступления тоталитарного социализма. В 1969 году А. И. Солженицын был ис­ключён из Союза советских писателей, а в 1970 становится лауреатом Нобелевской премии. Выехать из страны и лично получить премию он не решился, боясь потерять гражданство. Разворачивается травля пи­сателя, который не шёл ни на какие компромиссы и отстаивал свои взгляды. После клеветнической кампании он был посажен в Лефортов­скую тюрьму, затем его лишают гражданства и высылают из страны. Издал «Русский словарь языкового расширения» и в своих произве­дениях использовал его материал.

Деятели искусства. С. П. Дягилев

Первооткрыватель, ищущий новые пути в искусстве, он практи­чески воплотил идею синтеза искусств. Для дягилевского круга обла­стью содружества муз стал театр. В нем равноправно взаимодейство­вали музыка, живопись, танец, актерское искусство, режиссура, объе­диненные спектаклем, чаще всего балетным. Создатель и художест­венный руководитель Русского балета, С. П. Дягилев организовал се­зоны в Париже. Пожалуй, никогда ранее русское искусство не оказы­вало столь масштабного и глубокого влияния на европейскую культу­ру, как в годы русских сезонов. В балетных спектаклях участвовали лучшие танцовщики русской императорской сцены. На сцене среди декораций и в костюмах, выполненных по эскизам А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского, Н. Рериха блистали А. Павлова, В. Нежинский, Т. Карсавина. Знаменитая антреприза Дягилева нередко сочеталась с выставками работ современных русских художников.

Д. Д. Шостакович. Летом и осенью 1941 г. в прифронтовом Ленинграде Д. Д. Шос­такович сочинял впоследствии ставшей знаменитой Седьмую, или Ленинградскую симфонию. Потрясенный до глубины души трагеди­ей родины, страданиями соотечественников, он задумал монумен­тальную симфоническую повесть об ужасах войны, о жертвах, поне­сенных народом, о грядущей победе. В начале октября его вывезли из блокированного города на военном самолете. В Москву он привез готовые три части, и уже в марте 1942 симфония была впервые ис­полнена.

Меценаты.

А. А. Бахрушин. Целеустремленным коллекционером, оставившим огромный след в русской культуре, был Алексей Александрович Бахрушин. Свою энергию, свой труд и большую долю состояния Бахрушин отдал служению театру Он собрал богатую библиотеку по истории театра и создал единственный в России театральный музей, исключительный по своей ценности.В 1913 году Алексей Александрович передал все собрание му­зея Академии наук. A.A. Бахрушин был назначен почетным попечи­телем музея и до конца дней своих оставался его директором. Великая русская актриса М.Н. Ермолова писала ему: «Вы... силой воли и энергии сделали великое дело: вы увековечили память об актёре».

 

 

С, Т. Морозов. Крупнейший текстильный фабрикант России. Финансово под­держивал организованный К. Станиславским и В. Немировичем-Дан­ченко Московский художественный общедоступный театр. К. С. Стани­славский писал о нем: «Морозов сыграл в жизни русского театра важ­ную и прекрасную роль мецената, умеющего приносить не только мате­риальные жертвы искусству, но и служить ему со всею преданностью».

П. М. Третьяков П. М. Третьяков - купец, предприниматель, известный москов­ский меценат основатель Государственной Третьяковской галереи. Вме­сте с младшим братом, Сергеем Михайловичем (коллекционером евро­пейской живописи) владел несколькими текстильными фабриками в Костроме. С молодости поставил себе цель создать национальную гале­рею, состоящую из картин известных русских художников: В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. И. Сурикова и др. Впоследствии дополнил коллекцию портретами знаменитых соотечест­венников, памятниками иконописи, скульптурой. Желая способствовать процветанию искусств в России, свою коллекцию русского изобрази­тельного искусства П. М. Третьяков передал в дар Москве, сделав её национальным достоянием. Последовательная, кропотливая и методич­ная работа собирателя уже при жизни его была оценена как подвиг во славу отечественной культуры.Государственная Третьяковская галерея в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением. О создании Третья­ковской галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: