Решения международного коммерческого арбитража исполняются как в добровольном, так и в принудительном порядке. Какой-либо обобщающей информации об уровне исполняемости решений международного коммерческого арбитража получить невозможно ввиду отсутствия статистических наблюдений и в силу конфиденциального характера самой арбитражной практики. Можно лишь предположить, что все же подавляющее большинство решений исполняется сторонами добровольно, поскольку сама сущность института третейского разрешения экономических споров, в том числе международных, покоится на принципе добровольности: добровольность передачи спора на рассмотрение арбитража обусловливает в принципе добровольность исполнения его решений.
Однако возможность неисполнения решений международного коммерческого арбитража добровольным путем не исключается. Факты уклонения от добровольного исполнения, естественно, имеют место. Об этом можно судить по поступающим в государственные суды обращениям коммерческих организаций с ходатайствами о принудительном исполнении решений третейских судов. Причины неисполнения арбитражных решений добровольным путем сводятся либо к несогласию с решением арбитража, либо к стремлению так или иначе уйти от имущественной ответственности, несмотря на решение третейского суда.
Поскольку обе причины исключить из объективной действительности невозможно, постольку мировое сообщество было вынуждено обратиться к разработке такого порядка принудительного исполнения решений международного коммерческого арбитража, который мог бы быть воспринят различными государствами и стал бы хорошо известен участникам международных экономических отношений. В этих целях была подготовлена международная Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Она была принята рядом государств 10 июня 1958 г. в Нью-Йорке, отсюда ее сокращенное название, применяемое в специальной литературе, — Нью-Йоркская конвенция 1958 г.
По данным, опубликованным в специальной юридической литературе (Ежегоднике коммерческого арбитража и т. п.), участниками Нью-Йоркской конвенции по состоянию на 1 июля 2003 г. является 131 государство1. Число участников Нью-Йоркской конвенции 1958 г., значительно превышающее число участников других международных конвенций, регулирующих различные аспекты внешних экономических отношений, свидетельствует о большом международном авторитете и важном практическом значении Нью-Йоркской конвенции. Хотя положения Нью-Йоркской конвенции предоставляют любому участнику право в любое время выйти из состава ее участников (денонсировать конвенцию), пока еще не было ни одного случая денонсации конвенции каким-либо из ее участников.
Российская Федерация является участником Нью-Йоркской конвенции как правопреемник Союза ССР, который подписал конвенцию 29 декабря 1958 г. и ратифицировал ее 24 августа 1960 г.1
Нью-Йоркская конвенция распространяется по общему правилу на такие процессуальные отношения, которые возникают в случаях, когда заинтересованная сторона ходатайствует в судебном учреждении данного государства (государства исполнения) о принудительном исполнении решения арбитража, вынесенного на территории другого государства (государства арбитража). Она может применяться также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение. Под действие Нью-Йоркской конвенции подпадают, например, решения арбитража, вынесенные на выездных заседаниях третейского суда, состоявшихся на территории другого государства; решения, выносимые на территории одного государства арбитражем, действующим в качестве филиала постоянного третейского суда, созданного на территории другого государства.
Действие Нью-Йоркской конвенции не ограничивается только государствами-участниками («договаривающиеся государства»). Она может применяться в отношении не только решений тех арбитражей, которые учреждены и действуют на территории государств - ее участников, но и решений, выносимых на территории любого другого государства, если только государство-участник при присоединении к конвенции не исключило возможности такого ее применения.
Сущность Нью-Йоркской конвенции заключается в том, что она обязывает государства-участники признавать арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение в соответствии с действующими в данном государстве процессуальными нормами национального законодательства. Это означает, что государства — участники Нью-Йоркской конвенции не вправе вводить у себя какой-либо специальный правовой режим для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений. И порядок судебного рассмотрения вопросов, возникающих в связи с признанием иностранных арбитражных решений, и механизм их принудительного исполнения должны быть общими в том смысле, что они подчиняются тем процессуальным нормам, которые существуют и применяются в государстве-участнике как правовые институты, имманентно присущие его правовой системе.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что Нью-Йоркская конвенция закрепляет принцип национального процессуального законодательства и национального законодательства об исполнительном производстве для процедуры признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений.