"Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей;" (Пс.140:5)
Теперь другой вопрос к людям которые обвиняют православных в идолопоклонстве:
Если Богу в Ветхом Завете приносили жертвы: И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом. (Книга Исход 18:12)
Есть очень много мест в Писании, где Бог сам говорит, приносить Ему жертвы. Особенно Книга Левит.
И так вернемся к вопросу: Если Богу приносили жертвы (овнов, козлов), и так же жертвы приносили идолам. То скажите пожалуйста, почему вы не обвиняете тех людей которые приносили жертвы Богу Творцу, в идолопоклонстве? Так как это делали и для идолов. И почему вы не обвиняете Бога, в том что Он говорил делать Себе жертвы? Ответ: Потому что Бог так сказал. Бог Праведный и Верный.
Автор здесь называет принесение жертв одним из видов поклонения.
Суть вопроса следующая:
Почему идолам поклоняющиеся - обвиняются в идолопоклонстве,
а Богу поклоняющиеся – не обвиняются в идолопоклонстве?
Вот ответ:
Здесь вопрос решается по первой заповеди – кому! поклоняетесь. Если Богу – то богопоклонники, если идолам – то идолопоклонники.
А само по себе принесение жертв не греховно, как и молитва, и почитание. Вопрос в том – кому приносите жертвы, и кому молитесь, кого почитаете.
Я чту Господа Бога – я Его почитатель. А автор разбираемой статьи даже статью озаглавил "Иконопочитания в Православии" – он почитатель икон.
"35 Заключил Господь с ними завет и заповедал им, говоря: не чтите богов иных, и не поклоняйтесь им, и не служите им, и не приносите жертв им,
36 но Господа, Который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою, - Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите жертвы,
37 и уставы, и учреждения, и закон, и заповеди, которые Он написал вам, старайтесь исполнять во все дни, и не чтите богов иных;
38 и завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов иных,
39 только Господа Бога вашего чтите, и Он избавит вас от руки всех врагов ваших.
40 Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям.
41 Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их.
(4Цар.17:35-41)
И теперь скажите, если Господь Иисус Христос (Слово Бог), был прежде бытия мира, так как " Ним и для Него все создано". Явился людям во плоти человека - Родившись от Духа Святого и Марии Девы. Сам говорит " [ Видевший Меня видел Отца ] и Апостол Павел - [ Который есть образ Бога невидимого. ] - о Иисусе Христе. Подтверждают, что у людей явился Образ Бога невидимого. Ударное слово " невидимого". Потому как теперь, образ Бога стал " видимым". И если Человеческий образ Бога (ипостась), по ваших словах не образ. То вопрос: Человек создан по образу Бога или человека? - По образу Бога, а не человека. И если Бог воплотился в Свой Образ, то это образ кого? - Образ Бога!
Автор вроде закрыл этот вопрос и закрепил " И чтобы не было вопросов на счет всего написанного, закрепим словами Иисуса Христа" и перешёл к другому вопросу " Теперь другой вопрос ", но возвращается - вероятно есть чувство, что не закрепилось.
"6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;" (Фил.2:6,7)
Христос является образом Божиим не по виду Своему, а по сути Своей. И вот этот образ Божий принял образ раба и по виду став как человек.
Если принять рассуждение автора, то этим завершением своего рассуждения он уничтожает то, что он положил в основание своего оправдания.
А именно, что вторая заповедь основывается лишь на том, что глас слышали, но образа не видели, и соответственно, как только увидели образ, то тут же его воспроизвели, растиражировали и почитают.
Путь мысли автора таков " И если Человеческий образ Бога (ипостась), по ваших словах не образ. То вопрос: Человек создан по образу Бога или человека? - По образу Бога, а не человека. И если Бог воплотился в Свой Образ, то это образ кого? - Образ Бога!"
Автор мыслит - Христос в виде человека – человек по образу Божию – значит Христос в виде образа Божия – вывод: рисуем, почитаем.
Если принять видимую внешность человека за "образ Божий", если это так, то эта человеческая внешность, такой "образ Божий", доступен для созерцания с момента сотворения Адама.
И соответственно был доступен как "образ Божий" для видения и во время провозглашения второй заповеди.
И соответственно "видел или не видел" не является причиной второй заповеди.
Может Христос явил образ Бога только некоторым Своим современникам, тем, кому посчастливилось встретиться с Ним, живя на земле в одно время и в одном месте? А не для всех поколений Он явил образ Божий, Своею жизнью, делами, любовью, подвигом?
И что такого очевидного, или скажем иначе, видного очами и воспроизводимого кистью художника, явил Христос, что не было видимо очами до этого?
И кто из изображавших Христа иконописцев своими очами видел Его? Если иконы начали делать только спустя столетия с рождества Христова.
В оправдание приводят легенду-предание о нерукотворном образе Христа. Но вопрос изготовления образов (икон) слишком важен, чтобы основываться на легендах и преданиях, которых более одного и которые разнятся между собой и противоречат Священному Писанию. Настолько важен, что это вторая заповедь, при нарушении которой нарушается и первая важнейшая. Иконопочитание не заповедано нам в каноне библии, в Слове Божием, а напротив Слово Божие удерживает от создания образов и поклонения пред ними.
"Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого." (Деян.17:29)
"19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся," (Рим.1:19-23)
И если в Нём был именно очевидный, изобразимый образ Божий, (хотя так ли это?), то как же Его не узнали и распяли. Если Моисей, который видел образ Бога, устами к устам говорил с Ним претерпел такие изменения в своём образе, что:
"29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. " (Исх.34:29,30)
в данном месте чётко говорится об очевидности в образе Моисея.
А о Христе сказано:
"2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. " (Ис.53:2-8)
Вот такая очевидность.
Второй Никейский собор
787 г., состоял из 367 епископов.
Итогом работы собора явилось составление догмата иконопочитания:
"Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:
подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней"
Думаю я уже превысил лимит просьбы дать отзыв о статье Иконопочитания. Так что лишь кратко обозначу своё мнение об этом догмате. И подробнее, если Богу угодно будет, можно будет рассмотреть, если кого-либо это заинтересует. Труд получается объёмный т.к. один вопрос переплетается с другим и т.д. Неправды немного не бывает, если есть неправда, то её много.
"5 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи." (Прит.14:5)
Так вот догмат лишь вводит иконопочитание и наставляет как его совершать.
Обоснования такому введению не даётся. Говориться лишь "следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему"
Не сказали - следуя заповедям Божиим, слову Божию, учению Христа. Они этому и не следуют и основания из слова Божия не приводят (попытка такого обоснования рассмотрена выше).
Христос для них краеугольный камень основания, который они отвергли
"4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены." (1Пет.2:4-8)
Нужно строить на основании слова Божия, а не на ином основании.
"9 Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. " (1Кор.3:9-11)
Составители этого догмата - пример строителей, которые отвергли Христа и строят на ином основании
"6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;" (Кол.2:6-8)
"Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их. " (4Цар.17:35-41)
Следование своим отцам не спасёт (даже если назвать их святыми). Не по отцам, не по преданию, а по учению Христа. И Дух Святой не пребудет с неправдой, как бы об этом не провозглашали.
Участники этого собора учат тому, чему ни Христос, ни апостолы не учили – это не учение Христово.
"6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. " (Гал.1:6-9)
Об изготовлении образов и почитании их ни Христос, ни ученики не благовествовали – это "не то благовестие".
И как я уже говорил – мало лжи не бывает, одна неправда тянет за собой другую и разрастается.
Остановились ли просто на нарушении второй заповеди не сотворить образа Богу? Разве только Христа изображают на иконах? Разве ранее святых людей не было? – были, и такие, что живыми взяты на небо, образ Господа видели, и таковые были ещё до установления 10 заповедей. Отчего же их не изобразили для почитания? – Бог запретил.
А те, кто изображал, становились идолопоклонниками. А нам в Новом Завете сказано:
"Дети! храните себя от идолов. Аминь." (1Иоан.5:21)
Отчего же при постановлении второй заповеди Бог дал её таковой?
И не сказал как "святые отцы"
"полагать … иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним"
Что препятствовало в Ветхом Завете пойти этим путём? Ангелов не раз видели, и люди близкие Богу также были.
Почему Бог сказал – нет?
Почему Он не установил во второй заповеди, что:
можете или даже обязательно сотворите себе образы, "к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), …. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней"?
И как можно оправдать следующие
"… иконы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей …поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней"?"
ипостаси – т.е. сущности
Как можно почитательным поклонением чествовать изображения ангелов и мужей? Когда в Ветхом Завете сказано и Христом повторено:
" Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. " (Матф.4:10)
"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус " (1Тим.2:5)
Если даже сами (сущности (ипостаси)) изображённые на иконах так реагируют на это поклонение:
"И сказал мне [ Ангел ]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись..." (Откр.19:9,10)
"Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. " (Деян.10:25,26)
Так вот сами эти ипостаси (как названы они в догмате) не принимают поклонения себе,
"Богу поклонись".
О многих неправдах и этого догмата и прочих можно говорить, но было бы у кого желание слушать вникать и разбирать это, как это похвалено в Писании.
"Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. " (Деян.17:11)
Выполнено Валерой по просьбе Елены.