Группа | Интервал, % |
X | 0 ≤ v < 10 |
Y | 10 ≤ v < 25 |
Z | 25 ≤ v < ∞ |
В общем случае выбор алгоритма распределения рекомендуется осуществлять исходя из того, что указанные границы интервалов могут не отражать специфики конкретного множества.
Цель XYZ-анализа — распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо определить:
— позиции ассортимента, объемы реализации по которым практически неизменны во времени (группа X);
— позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени, но не очень значительно и/или достаточно
предсказуемо (группа Y);
— позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).
Исходя из этого, объект анализа — данные по реализации товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа — степень неравномерности реализации ассортиментных позиций с течением времени.
Для проведения анализа рассчитать коэффициент вариации для каждой позиции ассортимента (графа 6 табл. 19). Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (23).
Затем выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Упорядоченный список разместить в графах 7 - 8 табл. 19.
Таблица 19
Расчеты и результат анализа XYZ
Исходные данные | Коэффи- циент вариации, % | Упорядоченный список | Груп- | |||||
№ позиции | Реализация за: | па | ||||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Коэффициент вариации, % | № позиции | |||
6mn | ||||||||
1mn | 1mn | |||||||
1mn0 | 4mn | |||||||
2mn | ||||||||
э | ||||||||
5 mn | 4 mn | |||||||
4 mn 0 | 4mn0 | |||||||
1 mn | ||||||||
1mn0 | ||||||||
22 mn | 22 mn | |||||||
5 mn | ||||||||
2 mn | ||||||||
1 mn | ||||||||
1 mn | ||||||||
2 mn | ||||||||
Окончание табл.19
7 mn | ||||||||
5 mn 0 | ||||||||
3 mn | 4 mn | |||||||
3mn 0 | 33 mn | 32 mn | ||||||
1 mn | 1 mn | |||||||
1 mn | ||||||||
2 mn 0 | ||||||||
26 mn | 25 mn | 27 mn | 23 mn | |||||
3 mn | 3 mn | 3 mn | ||||||
1 mn | 1 mn | |||||||
1 mn | ||||||||
2 mn | ||||||||
5 mn | 4 mn | |||||||
3 mn |
Согласно предложенному алгоритму (табл. 18) распределить позиции по соответствующим группам. Изобразить график, отображающий группы XYZ – анализа.
По итогам анализа ABC и анализа XYZ построить матрицу ABC—XYZ (табл. 20), после чего выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля над запасами.
Таблица 20
Матрица ABC—XYZ
X | Y | Z | |
A | |||
B | |||
C |
Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запасами, поскольку, согласно классификации ABC, небольшая по численности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финансовых средств.
Например, для позиций, входящих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции нее, входящие в группу AZ, "необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.
Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (например, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличия запаса на складе. Это обусловлено тем, что данные запасы «замораживают» сравнительно небольшую часть денежных средств, а колебания спроса на эти позиции значительны.
Достаточно сложным вопросом является управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY, BZ. Запасы по этим позициям составляют небольшую, но значимую группу. Относительно колебаний спроса также сложно сделать какие-либо определенные выводы. Вообще, управление запасами по этим позициям может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям планирования.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОРНЫЙ)
Кафедра организации и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Применение методов ABC и XYZ – анализа запасов для управления запасами в логистических системах»
Дисциплина
Управление запасами
в цепях поставок
Экономический факультет
Специальность 080506.65 – «Логистика и управление цепями поставок»
Студент __________________, группа ___________, шифр ______________
ФИО
Преподаватель ___________________ Оценка____________________
Дата ______________
Санкт-Петербург
201_
ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории -А — наиболее ценные, 20 % — тов. запасов; 80 % — продаж; -В — промежуточные, 30 % — тов. запасов; 15 % — продаж; -С — наименее ценные, 50 % — тов. запасов; 5 % — продаж.