I. Процесс коммуникации, как реализация стратегии и тактики говорящего




Сердечно благодарю Валерия Майорова – выпускника естественно-географического факультета (специальность «социально-культурный сервис и туризм») за предоставленный текст своей творческой работы

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

I. Процесс коммуникации, как реализация стратегии

и тактики говорящего…………………………………………………..3

II. Роль речевых тактик……………………………………………………6

III. Тактика, как реализация коммуникативного намерения…………9

Заключение………………………………………………………………….22

Использованные источники информации……………………………...23

Введение

Расширение сфер общения, приобщение нашего общества к проблемам мировой культуры, предполагает взаимный обмен информацией, выводами из нее, а это возможно только в диалоге, представляющем собой равноправный обмен мнениями, что, в свою очередь, позволяет выработать свою позицию каждому из участников.

Успешное речевое общение – это осуществление коммуника­тивной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия. Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать «творческий почерк» го­ворящего при отражении реального положения дел или «картины мира умение прогнозировать «вектор» диалога или полилога. Поэ­тому центральное понятие успешности речевого общения - поня­тие языковой компетенции, которая предполагает:

· знание правил грамматики и словаря,

· умение выражать смысл всеми возможными способами,

· знание социокультурных норм и стереотипов рече­вого поведения.

Это позволяет говорящему выразить собственное осмысление и передать индивидуальное представление об информации.

Коммуникативные цели, т.е. цели общения собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. Таким образом, коммуникативный акт можно рассматривать как инструмент реализации той или иной речевой тактики.

 

I. Процесс коммуникации, как реализация стратегии и тактики говорящего

Наша ежедневная речевая практика богата и разнообразна, и это, в свою очередь, дает возможность обладать безграничной «базой данных», на основе которой мы делаем обобщения, ищем оптимальные пути для решения задач. Стремление добиться максимального результата порождает планирование, которое определяет стратегию говорящего. Говорящий, прежде всего, думает о результате своего общения, т.е. об эффективности, просчитывая в то же время разные подходы, в большей или меньшей степени соответствующие ситуациям общения. Это позволяет рассматривать речевую коммуникацию в аспекте стратегии (с точки зрения цели) и конкретной тактики (с точки зрения способа ее достижения).

С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

· речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще;

· речь способствует формированию общественной роли коммуниканта;

· с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов;

· в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Эффективность речевого общения зависит не только от обоснованного выбора языковых единиц, и, в значительной степени, от того, как мы построим свое речевое поведение. Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.

Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения

Каждая тактика направлена на определенные аспекты модели мира адресата и его знания, оценки, желания. Подведение адресата к необходимым решениям или действиям предполагает некоторую корректировку его модели мира и психологических параметров. В качестве инструмента реализации той или иной тактики выступают коммуникативные приемы более низкого порядка – коммуникативные ходы.

В зависимости от тактик и стратегий общения, коммуниканты выбирают разные коммуникативные ходы: ход «обобщение», когда говорящий показывает, что неблагоприятная информация не случайна и не исключительна («И так всегда», «Это без конца повторяется»); ход «приведение примера». Общее мнение обосновывается конкретным примером. («Возьмите нашего соседа. Он …»); ход «усиление». Этот ход направлен на контроль за внимание собеседника. («Это ужасно, что…», «Это позор, что …»); ход «уступка». Журналист демонстрирует реальную или воображаемую терпимость. («Не стоить обобщать, но …», «Среди…попадаются и хорошие ….»); ход «сдвиг». Этот ход относится к стратегии положительной самопрезентации. «Мне – то, в общем, все равно, но …»; ход «контраст». «Нам приходится долгие годы трудиться, а они …».

Реализуя ту или иную речевую тактику, коммуникант проявляет свое собственное» «я» при помощи разнообразных средств, придающих сообщению субъективный характер и способствующих установлению коммуникативного контакта между ораторами и слушателями. Коммуникант располагает достаточной свободной речевой деятельности и в соответствии со своей коммуникативной установкой, волен следовать заданной программе полностью, частично или же воспринимать предлагаемый другим коммуникантом план, прибегая к различным коммуникативно - прагматическим структурам.

Таким образом, коммуникативный ход - это определенный прием, выступающий в роли средства реализации той или иной тактики, реализующей, в свою очередь, определенную стратегию. Все это способствует развитию взаимодействия между партнёрами по коммуникации, что в свою очередь продвигает диалоговое взаимодействие к достижению поставленной цели.

 

 

II. Роль речевых тактик

Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость и т. п.). Так, например, в стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика:

а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного к выполнению этой просьбы);

б) сослаться на невозможность выполнения просьбы в данное время (на занятость);

в) иронии;

г) отказа без мотивировки;

д) уклониться от ответа, не обещать ничего определенного;

е) дать ясно понять, что не желает выполнять просьбу.

Все эти тактики основаны на некооперативной стратегии речевого поведения участника общения. Вне зависимости от выбранных способов выражения согласие достигнуто не будет, инициатора общения ждет коммуникативная неудача. Вот один из вариантов такого диалога: (телефонный разговор)

А. — Оля, здравствуй!

Б. — Здравствуй, Люда!

А. — Я хотела с тобой поговорить, когда забирала Андрея из сада, по, говорят, тебя не было. Кто Алешу забирал?

Б.—Игорь сегодня рано освободился и рано его взял из сада, сразу после полдника. А что?

А. — Нина Ивановна попросила меня сколотить “бригаду” — там в спальне надо обои переклеить. Пойдем в субботу?

Б. — Нет, Люд, не пойду. Во-первых, я никогда в жизни этим не занималась, я не умею клеить обои. Во-вторых, в субботу я работаю. А потом, что там стряслось, что надо переклеивать? Протечка?

А. — Да нет, не протечка, просто надо обновить.

Б. — Я пас. Создавайте “бригаду” без меня. Я и так целый месяц “работала на благо общества”: шила куклам платья, пальто, шапки.

А. — Ну, ладно... Ире сейчас позвоню. До встречи.

Б. — Пока.

Особого рода речевые тактики нужны для установления контакта между говорящими (фактическое общение). Они основаны на кооперативных стратегиях и используют большой диапазон тактик для поддержания коммуникативной заинтересованности собеседников, активизации внимания и пробуждения интереса к теме разговора и участникам общения. При этом создается атмосфера разговора, где каждое высказывание имеет особый обертон смысла, часто используются слова-символы и клишированные конструкции. Так, например, в полилоге фактического общения с ненаправленными стратегиями (неопределенными стратегиями) может использоваться тактика привлечения внимания к себе (детское стихотворение С. Михалкова “А у нас в квартире газ. А у вас?..;”); например, в разговоре о способах приготовления дрожжевого теста между случайными собеседниками-попутчиками в электричке: “А я обычно кислое тесто ставлю так...”. В таких репликах содержится и заявка на коммуникативное лидерство.

В спонтанно возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например, предложение общеинтересной темы (мода, политика, воспитание детей, погода и т. п.), тактика привлечения внимания и вовлечения в разговор многих собеседников, тактика эпатирования собеседников через отрицание привычных схем поведения или отрицание ценностных ориентиров в данном микросоциуме, направленная на укрепление, роли лидера.

Стратегический замысел участника речевого взаимодействия определяет выбор приемов его реализации - речевых тактик. Между речевыми стратегиями и речевыми тактиками существует жесткая соотнесенность. Для реализации кооперативных стратегий используются тактики кооперации: предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента и др. Стратегии конфронтации связаны с конфронтационными тактиками: угрозы, запугивания, упрека, обвинения, издевки, колкости, оскорбления, провокации и др.

Существуют также двузначные тактики, которые могут быть как кооперативными, так и конфликтными в зависимости от того, в рамках какой стратегии используется данная тактика. К таким тактикам относится, например, тактика лжи. Она выполняет кооперативную функцию при реализации стратегии вежливости, цель которой "не навредить" партнеру, "поднять" своего собеседника. В то же время данная тактика может быть конфликтным средством при использовании ее в рамках стратегий конфронтации, например стратегии дискредитации. К двузначным тактикам относятся также тактики иронии, лести, подкупа, замечания, просьбы, смены темы и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: