Что характерно для подростков?

Самостоятельность подростков и ее границы

(профилактика рискованных видов поведения подростков)

 

 

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога, -

Минск: Харвест, 1998 г.)

Самостоятельность знакомое слово. Как определить, что же это такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;

справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;

определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий, складывающихся в ходе деятельности.

Как «отпустить» ребенка-подростка в самостоятельное плавание по жизни? Как научить его самостоятельности? Как определить границы самостоятельности ребенка? Эти вопросы всегда волновали и будут волновать родителей.

Чтобы помочь научиться самостоятельности, родителям стоит использовать время каникул.

Например:

в 11 лет ребенок может провести ночь в палатке с приятелем, но пусть это будет на территории вашей дачи;

в 16 лет он может отправиться на несколько дней в поход при условии, что родители знают, куда идет их ребенок, что маршрут безопасен, и при обязательном присутствии взрослых.

Во время каникул у детей появляется много свободного времени, и они часто проводят его на улице, что не всегда безопасно для их жизни.

Те, кто постарше, посещают дискотеки, отправляются в походы или уезжают в лагерь. В то же время каникулы это время, которое родители рассчитывают хотя бы частично провести вместе с детьми и сделать все то, чего не успели за год: сходить в кино, съездить на пикник и получить в ответ любовь и благодарность ребенка, с которым не так уж часто удавалось ощутить настоящую близость! Им кажется, что интенсивное общение поможет не только наверстать упущенное, но и компенсировать чувство вины за то, что папа и мама не были «достаточно хорошими» родителями.

Чаще чувство вины будет мешать понять, в чем действительно сейчас нуждается ребенок, и чего он ждет от родителей. И вполне возможно, что планы вашего ребенка на время каникул и ваши планы не будут совпадать, но не надо делать из этого поводов для обид и конфликтов.

Настоящий рывок самостоятельность совершается в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую независимость от родителей и педагогов.

В подростковом возрасте ребенок должен иметь возможность «поразбрасывать кубики» самостоятельности, чтобы потом строить замки.

Особенно ярко самостоятельность, как отрицание контроля со стороны взрослых, проявляется у тех детей, которые по разным причинам из-за особой занятости родителей, состояния здоровья и др. не имели возможности в полной мере проявить самостоятельность, соответствующую возрасту. Им и их родителям приходится намного сложнее, потому что все происходит в ограниченный отрезок времени, и обеим сторонам, особенно родителям, требуется больше сил и терпения.

Что характерно для подростков?

Какие же черты характера являются более или менее типичными для современного подростка? Какие трудности, возникшие в подростковом возрасте, не способствуют воспитанию самостоятельности. Что отличает подростковый возраст, составляет его своеобразие?

Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанной с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина).

Чувство взрослости основное новообразование подросткового возраста.

 

Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы окружающие прислушивались к его мнению. Он считает себя взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права, претендует на то, чтобы все относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

Пример 1.

Вот что говорил в откровенной беседе пятнадцатилетний мальчик: «Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй как равному, требуй, но требуй как от большого, даже наказывай, если провинился, но не как маленького. А что это такое: «Сядь за отдельную парту, а после уроков придешь извиняться? Что я - первоклассник что ли?».

Стремление к самостоятельности может принять отрицательные формы сопротивления, такие как непризнание авторитета взрослых, игнорирование предъявляемых к подростку требований.

Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки еще не имеют. Этим объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы», положительных или отрицательных качеств личности.

На практике самостоятельность нередко по-разному понимается родителями и самими подростками, что является причиной конфликтов между ними.

Пример 2.

«Родители все время пытаются контролировать меня. Постоянно говорят, как и когда нужно делать. Достали, одним словом. Я больше так не могу. Сплю и вижу, чтобы родители начали считаться с моим мнением, а не контролировали каждую минуту». Катя, 14 лет.

Как правило, в подростковом возрасте возникают проблемы с взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из под этого влияния.

Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность, но при этом становится более значимым мнение сверстников.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение.

А самостоятельность ребенка это, в первую очередь, его «отдельность» от взрослых, очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

Пассивность и безынициативность это главная проблема подростков. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу.

Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность.

В период взросления подростки демонстрируют стремление к самостоятельности и независимости от родителей, изучая, таким образом, границы дозволенного. Родители же в этот период стремятся ужесточить контроль над ребенком, не давая возможности самоутвердиться и научиться быть самостоятельным.

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...