Права и обязанности студентов-практикантов
Студенты-практиканты имеют право:
- выбрать учреждение, в котором будут проходить практику; объект своих наблюдений для выполнения заданий по практике; форму организации и осуществления деятельности;
- обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;
- присутствовать на открытых мероприятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;
- посещать занятия и воспитательные мероприятия всех студентов-практикантов;
- изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;
- выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих научных конференциях;
- собирать в ходе практики материалы для курсовых и дипломных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу;
- в случае необходимости обращаться в деканат и на соответствующие кафедры по вопросам изменения содержания, режима, сроков практики;
- вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждении и на факультете;
- участвовать в решении всех вопросов организации практики своей группы;
- творчески выполнять любое задание.
При этом студент обязан:
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
- подчиняться правилами внутреннего распорядка учреждения, распоряжениям администрации и руководителей практики;
- находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно не менее 6 часов согласно графику своей работы с одним выходным днем, устанавливаемому в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;
- вести ежедневно дневник практики;
- посещать теоретические занятия или практические семинары, организованные факультетским руководителем на территории колледжа, сроки, проведения которых были объявлены заранее;
- соблюдать контрольные сроки выполнения заданий по программе практики, своевременно отчитаться по итогам, принимать активное участие в итоговой конференции;
- отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин;
- при необходимости пройти медицинское обследование.
В случае невыполнения требований, предъявляемых студенту-практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студенту, который отстранен от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, по разрешению совета факультета назначается повторная практика без отрыва от учебных занятий в вузе. Она проводится либо в том же учреждении, либо — при возникновении конфликтной ситуации — в другом.
Программа практики для студентов 2 курса.
(инструктивно-методический лагерь, летняя педагогическая практика)
Цель практики:
Подготовка студентов к летней педагогической практике.
Овладение профессиональными функциями социального педагога в процессе летней педагогической практики в условиях временного детского коллектива.
Задачи практики:
- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;
- овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей;
- развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Подготовка к практике
Летняя практика, по существу, является самостоятельной педагогической работой с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие. Специфичны время и место этой работы. Время - каникулы, когда дети совсем иначе воспринимают окружающий их мир и все, что с ними происходит. Место - лагерь, чаще загородный. В условиях отдыха дети проявляют себя с самой неожиданной стороны, у них совершенно иные установки и ожидания, чем в учебное время. Деятельность вожатого в лагере многофункциональна; он и воспитатель, и организатор детской жизни, и физрук, и затейник, и няня, и медсестра, и т.д.
Неформальность лагерной обстановки, многообразие форм и видов деятельности позволяют создать благоприятные условия для самоосознания и самоактуализации каждому воспитаннику.
Студенты становятся полноправными членами педагогического коллектива лагеря, вступают во взаимодействие с другими его службами, с администрацией и представителями предприятия или организации, в ведении которых находится лагерь.
Каждый студент должен получить допуск на практику:
1. Иметь санитарную книжку с пройденным медосмотром.
2. Иметь материал к организации педагогической деятельности в летний период.
Организация практики
Учебная практика проходит в форме инструктивно-методического лагеря в течение 1 недели, в четвертом семестре со студентами всей группы под руководством одного руководителя. Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями (сквозная) по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением. По окончании практики выставляется «зачет».
Педагогическая летняя практика организуется после прохождения инструктивно-методического лагеря, в летний оздоровительный период в 4 семестре. 3 недели, концентрированно. Базой практики могут быть летние оздоровительные лагеря, летние пришкольные участки, образовательные учреждения, детские оздоровительные смены в санаториях, и др.
Содержание практики
Летняя практика предусматривает следующие виды деятельности:
- организационно-педагогическая работа (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, с составом отряда, проверка степени готовности детей к выезду в лагерь, беседы с родителями, составление плана работы отряда, оформление отрядного места, формирование органов самоуправления и работа с ними);
- изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья, условий жизни и воспитания;
- организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического, трудового воспитания, спортивно-оздоровительной работы и др.);
- организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию;
- проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.
Задания на практику для студентов II курса отделения «Социальная педагогика»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
1. Познакомиться с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря. 2. Познакомиться с составом отряда. 3. Выявить интересы и увлечения детей. 4. Оформить отрядное место. 5. Составить план отрядных мероприятий | 1. Организовать трудовую деятельность детей через дежурство в столовой, по комнате, по территории лагеря. 2. Организовать игровую деятельность через проведение познавательных, развивающих, музыкальных, деловых игр. 3. Организовать художественно-творческую деятельность детей. | 1. Выполнить задания психолого-педагогического блока. 2. Провести индивидуально-воспитательную работу с детьми и подростками, имеющими проблемы межличностного общения в коллективе. Отразить это в плане. 3. Подготовиться к завершению смены. |
Методическое сопровождение летней педагогической практики
Задание 1.
1. Социальный портрет детского оздоровительного лагеря:
1.1. Где расположен. Материальная база (сколько корпусов, столовая, медпункт, подсобные службы и помещения, на какое количество детей рассчитана, наполняемость в смене).
1.2. Состав служб лагеря.
1.3. Руководство лагерем.
1.4. Материальное оснащение воспитательного процесса (инвентарь, канцелярия, малые формы, аппаратура и проч.).
2. Состав отдыхающих в лагере детей:
1.1. Общее количество.
1.2. География заезда.
1.3. Социальные особенности:
- дети из многодетных семей;
- дети-инвалиды;
- дети из районов, пострадавших от наводнения или других стихийных бедствий;
- дети-сироты и находящиеся на попечительстве и пр.
3.Характеристика детей в отряде:
3.1. Всего детей в отряде.
3.2. Возраст.
3.3. Количественное соотношение мальчиков и девочек.
3.4. Социальное положение:
- дети из (не)полных семей;
- с кем конкретно проживают;
- количество детей в семьях;
- принадлежность к социальной страте.
3.5. Дети, поддерживающие сотрудничество и готовые к взаимодействию – дети, избегающие сотрудничество, не готовые к взаимодействию (каково соотношение?)
4.Социально-психологический портрет ребёнка - с конкретными примерами:
4.1. Внешняя культура поведения:
Ø неряшливость, запущенность одежды, причёски, отсутствие культурных навыков общественного поведения;
Ø безвкусица во внешнем виде, бравирование псевдомодной одеждой, причёской, вульгарность;
Ø безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;
Ø аккуратный внешний вид, высокая культура поведения;
Ø эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса проявляется в одежде, поведении.
4.2. Культура речи:
Ø сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии противоположного пола или взрослых, бедный запас слов;
Ø эпизодическое сквернословие («по случаю»);
Ø избегание нецензурных выражений;
Ø активное стремление очистить речь от сквернословия;
Ø высокая культура речи, богатый лингвистический запас.
4.3. Отношение к вредным привычкам:
Ø закрепившаяся привычка к курению;
Ø употребляет алкоголь;
Ø употребляет наркотики (какой степени сложности);
Ø эпизодическое курение и употребление алкоголя, наркотиков;
Ø нейтральное, терпимое отношение к курению, алкоголю, наркотикам;
Ø воздержание от курения и употребления алкоголя и наркотиков благодаря запретам родителей и учителей;
Ø осознанный самостоятельный отказ от курения и употребления спиртных, наркотических, токсических веществ связан с пониманием вреда и опасности;
Ø активное неприятие курения, употребления спиртных, наркотических, токсических веществ в отношении себя и своих товарищей.
4.4. Самооценка:
Ø самооценка занижена;
Ø самооценка завышена;
Ø адекватная самооценка в соответствии с возрастом.
4.5. Волевые качества, (не)восприимчивость дурного влияния..
Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
Ø использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;
Ø слепое подчинение чужому отрицательному влиянию, импульсивность;
Ø стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала;
Ø хорошо выраженная волевая саморегуляция позволяет противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешние и внутренние;
Ø сильные волевые качества проявляются в саморегуляции поведения и в способности управлять коллективом.
4.6. Причины уклонения от участия в делах отряда и лагеря:
Ø отставание в интеллектуальном развитии;
Ø отсутствие познавательного интереса;
Ø неспособность/неумение влиться в коллективную деятельность.
4.7.Признаки отклонения поведения:
Ø негативные потребности и интересы;
Ø употребление спиртных напитков, наркотических или психотропных средств;
Ø драки;
Ø тяга к азартным играм;
Ø тяга к асоциальным группам;
Ø нездоровые сексуальные проявления;
Ø грубость;
Ø повышенное критическое отношение к педагогам, взрослым;
Ø избиение слабых, младших;
Ø вымогательство;
Ø жестокое отношение к животным; воровство;
Ø нарушение общественного порядка, немотивированные проступки.
4.8. Отношение к окружающим:
Ø проявление жестокости по отношению к товарищам, слабым, младшим, животным;
Ø способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других;
Ø равнодушие невнимательность в отношении со сверстниками, товарищами;
Ø сопереживание по отношению к близким людям;
Ø развитая действенная эмпатия выражается в способности сопереживать не только близким, но и окружающим, чужой боли; стремление помочь.
4.9. Способность оценить поступки окружающих, друзей, сверстников:
Ø открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;
Ø в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;
Ø равнодушие, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, нейтральность ценностно-нормативных представлений;
Ø способность различать положительные и отрицательные поступки и поведение, осуждать и одобрять их;
Ø активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.
4.10. Способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
Ø бравирует своим негативным отношением к нормам коллективно жизни, к общественному мнению;
Ø к общественному осуждению относится равнодушно;
Ø внешне конформное поведение, но не живёт интересами коллектива;
Ø с большей частью отряда сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;
Ø развито чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.
4.11. Отношение к педагогическому воздействию:
Ø резкая, грубая форма неприятия педагогических воздействий, замечаний, порицаний;
Ø неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;
Ø избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с педагогом;
Ø к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает;
Ø чутко реагирует на замечания педагогов, болезненно переносит порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.
Задание 2