Характеристика детей с разными типами темперамента




Темперамент дошкольников.

Темперамент - совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы - силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Различают 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни.

В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности. Причины: общие закономерности созревания нервной системы и развития психики, созревание эндокринного аппарата, специфические закономерности созревания каждого типа темперамента.

Общие особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до 7 лет. Нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации (на празднике) кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения.

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступает при чересчур сильной и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо 1 виде деятельности: рисовании, рассматривании картинок. Внешние проявления: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше умственную с практической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а потом предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастает в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

В первые семь лет жизни для детей характерна слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности.

Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах. Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Особенно это выражено в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Появляются дисциплинированность, организованность, ответственность, и ребенок сдерживает импульсивное желание.

Второй вариант -это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Дети-сангвиники жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, они обладают живой мимикой. Также дети-сангвиники обладают высокой работоспособностью, у них легко формируются навыки. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Они могут бросить начатое дело и тут же взяться за новое. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Такие дети легко привыкают к новой обстановке. Сангвиника легко дисциплинировать. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, любят просто бегать по группе. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Их трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Они негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы понять, что же от них требуют. Навыки и привычки у них формируются крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Такие дети избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. Плохо сходятся с другими детьми. Дети-флегматики легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: