Исторические этапы НАУКИ КП




Наука конституционного (государственного) права в современном представлении начала складываться в России в XIX в. и развивалась в тесной взаимосвязи с соответствующей наукой в зарубежных странах, особенно в сфере государствоведческих исследований.

В 19 веке либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права университетов России в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.

Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.1

Так же в пример можно привести конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (ХIХ). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Наиболее заметный вклад в науку конституционного (государственного) права российскими учеными был внесен во второй половине XIX в. и начале XX в. При этом после 1905 г. круг проблем государственно-правовой науки существенно меняется. Если до начала XX в. русские ученые пропагандировали западные модели организации государственной власти, рассуждали, каким должно быть государство, разрабатывали теорию правового государства, обосновывали необходимость создания конституционного правового государства, то после 1905 г. главное внимание уделялось проблемам народного представительства, его месту в организации государственной власти, взаимодействию с верховной государственной властью.

Ученые-государствоведы исповедовали взгляды различных школ и направлений в науке. К числу сторонников школы естественного права относился Б.Н. Чичерин. Представителем школы юридического позитивизма был Н.М. Коркунов. На позициях социологического позитивизма стояли А.С. Алексеев, М.М. Ковалевский и др.
В связи с изменением в 1917 г. общественного и государственного строя страны коренным образом изменилась и конституционно-правовая теория. В ее основу было положено марксистско-ленинское учение о государстве, праве, демократии. Наука конституционного права стала идеологизированной, ее выводы должны были совпадать с идеями и принципами марксизма-ленинизма. В связи с этим наука не в полной мере выполняла свое предназначение. Она очень много внимания уделяла правильности принятия тех или иных партийно-государственных решений, но почти не выполняла функцию объективного прогноза. Этим объясняется то, что в условиях реформирования общества и государства в конце XX в. наука о государстве и праве оказалась не готова к раскрытию важнейших для государства проблем.

Вместе с тем, отбросив идеологическую и политическую шелуху, в деятельности государствоведов того периода нельзя не заметить значительных достижений в разработке многих теоретических проблем. Среди них: общетеоретические проблемы науки и отрасли конституционного права, в том числе вопросы предмета, источников, системы данной науки, государственно-правовых отношений; проблемы народного, государственного, национального суверенитета, народного представительства, правового статуса личности, государственного устройства и его форм.
В современных условиях государствоведческая наука утверждается как российская наука конституционного права.

Используя наработки предшествующих ученых, она разрабатывает новые концепции, уделяя значительное внимание анализу институтов и принципов Конституции РФ 1993 г., проблем ее реализации. Серьезное внимание уделяется исследованию основ конституционного строя, закрепляющих исходные принципы организации российского общества и государства, проблем российского федерализма, путей его совершенствования.

В числе вопросов, которые активно стали разрабатываться в самое последнее время, назовем статус политических партий, религиозных объединений, средств массовой информации, конституционно- судебное право, процессуальные аспекты законотворчества.

 

Авакьян

В истории науки конституционного права России можно выделить несколько периодов, связанных с определенным общественно-государственным строем:

Монархический период

Советский период

Государственно*правовая наука в России начинает формироваться в XIX в. и долгое время пребывает в зачаточном состоянии. Отрасль права и науку в то время именовали, как правило, «государственным правом». Власть в государстве строилась на строжайшей бюрократической централизации и всевластии исполнительного аппарата. Монарх был главой государства, законодателем, главой централизованной системы органов управления; личность воспринималась лишь в качестве подданного; суд был также монаршим и судил от его имени. Существовало очень мало учебных заведений, где преподавались правовые дисциплины, а научных и вообще не было. В преподавании предмета переплета* лись учение о государстве, монархе и государственных учреждениях, т. е. зачастую в одном предмете объединялось то, что впоследствии было разделено между теорией государства и права, государственным правом, административным правом.

Попытки разработки конституции, предложения некоторых начал выборного правления, сочетаемого с монархической властью, т. е. конституционной монархии, предпринимались и в России. Однако они заканчивались безрезультатно.
К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.1

Так же в пример можно привести конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (ХIХ). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Наиболее заметный вклад в науку конституционного (государственного) права российскими учеными был внесен во второй половине XIX в. и начале XX в.

Научные исследования стали гораздо шире после того, как в 1905 г. царскими манифестами были дарованы народу основные по* литические права и свободы, учрежден первый вариант общегосудар* ственного представительного органа власти — Государственная дума с правом законодательной деятельности, утверждены общегосударст* венные законы — прообраз российской Конституции. В стране воз* никают различные политические партии, а также всевозможные об* щества и союзы. В науке русского государственного права по*преж* нему широко обсуждаются проблемы монархической власти, однако теперь и в контексте конституционной монархии. Начинаются дис* куссии о формировании гражданского общества, о демократии как конституционно*политической модели, о правах личности, о праве партий и общественных союзов, в том числе профсоюзов, о свободе совести и религиозных объединениях, об избирательном праве, о пар* ламенте и парламентаризме. При этом после 1905 г. круг проблем государственно-правовой науки существенно меняется. Если до начала XX в. русские ученые пропагандировали западные модели организации государственной власти, рассуждали, каким должно быть государство, разрабатывали теорию правового государства, обосновывали необходимость создания конституционного правового государства, то после 1905 г. главное внимание уделялось проблемам народного представительства, его месту в организации государственной власти, взаимодействию с верховной государственной властью.

В советский период наш предмет стал называться «советское государственное право». Сегодня нередки высказывания, что государство того времени было тоталитарным, строилось на произволе власти, а наука государственного права все это оправдывала.
Приход к власти И. В. Сталина, изнурительная борьба с политическими соперниками, закончившаяся его победой, а также необходимость борьбы с разрухой и подъема экономики привело к тому, что наука развивается очень слабо, в 1930—1940*е гг. издается удивительно мало не только монографических исследований, но и статей по вопросам государственного права. И тем не менее формируется поколение авторов, которые посвящают труды позитивной оценке конституционно*политических преобразований в стране.

В середине 1960*х гг. были реабилитированы жертвы политических репрессий, в том числе целые народы. Делаются шаги по пути к определенной демократизации общественной жизни, свободы твор чества. Совершенствуется деятельность представительных органов государственной власти и их контроль, по крайней мере на бумаге, за органами государственного управления.

И не случайно эти годы характеризуются бурным развитием государственного (конституционного) права. Кроме многочисленных трудов ученых-конституцианалистов, появляется конституция 1977 года, одна из наиболее де* мократических конституций в отечественной истории. Многие ее положения отразили соответствующие научные подходы, например: замена диктатуры пролетариата общенародным государством, введение категорий «советский народ», «политическая система общества», закрепляющая единство партии, государства, общественных организаций и трудовых коллективов, «социальная основа СССР» как нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции; перемещение в структуре новой Конституции норм о статусе личности на второе место и расширение конституционного регулирования в этой части более чем в два раза; отражение категории «национально*государствен* ное устройство» и основ статуса всех государственных форм решения национального вопроса в СССР; установление основ всей представи* тельной системы власти в СССР и всех государственных органов и др.

Современное развитие науки конституционного права России можно считать довольно интенсивным, что обусловлено в первую очередь бурными политическими процессами, требующими конституционно-правового оформления. Многое.

Если говорить об основных постулатах, предопределяющих сегодня развитие науки конституционного права можно отметить следующее.

Во-первых, все концепции науки конституционного права основаны на фундаментальной роли Конституции РФ как основы политической системы и непосредственно действующего права.

Во-вторых, наука конституционного права нацелена на содействие формированию гражданского общества как общества политически сознательных и уважающих друг друга личностей, живущих в условиях политического плюрализма и многопартийности, но главное — в условиях мира и спокойствия.

В-третьих, наука конституционного права содействует формированию многосторонней личности — индивида, общественнополи- тического субъекта, участника экономической жизни, чьи права обеспечиваются обществом и государством, подлежат всесторонней защите, но предполагают и конструктивное участие личности в решении тех задач, которые стоят перед обществом и государством.

В-четвертых, конституционно-правовая наука нацелена на помощь демократическим институтам, органам государственной власти и местного самоуправления в выявлении и выражении общественного мнения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: