Информационное обеспечение в сфере охраны окружающей среды (обеспечение экологической информацией). Понятие обеспечения экологической информацией как деятельности по упорядочению существующих и организации новых информационных потоков, по обеспечению обработки и доведению до заинтересованных потребителей первичной и аналитической экологической информации.
Понятие и состав экологической информации как данных (сведений):
а) о состоянии окружающей среды, компонентов природной
среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почв, земли,
иных компонентов природной среды, природных комплексов и
ландшафтов, биологического разнообразия и его компонентов,
включая генетически измененные организмы) и взаимодействии
между этими компонентами;
б) о факторах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (вещества, энергия, шум, излучение);
в) о деятельности, включая политику, законодательство, планы и программы, соглашения, решения органов государственной власти, муниципальных органов, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды и ее компонентов, перечисленных в подпункте «а»;
г) о состоянии здоровья и условиях жизни населения, состоянии
антропогенных объектов в той степени, в какой на них воздействует
или может воздействовать состояние компонентов природной среды.
Требования к экологической информации: а) полнота;
б) достоверность; в) своевременность; г) доступность, включая
бесплатность (платность) предоставления; д) формализованность
информации; е) сопоставимость информации; ж) поддержание
информации в актуальном состоянии.
Виды экологической информации. Экологическая
информации по сферам деятельности. Экологическая информация общего и специального назначения. Информация в области
гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
Формы предоставления экологической информации.
Формы предоставления экологической информации государством:
а) ежегодное составление и публикация государственного
доклада о состоянии и об охране окружающей среды РФ, соответствующих докладов субъектов РФ; подготовка и публикация государственных (национальных) докладов в сфере использования и охраны природных ресурсов; ежегодные государственные доклады о состоянии использования и охраны земель в РФ; первый национальный доклад РФ «Сохранение биологического разнообразия» 1997 г. и др.;
б) подготовка и публикация ежегодных государственных
докладов в смежных сферах деятельности: государственные доклады о состоянии здоровья населения РФ; о состоянии зашиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по вопросам защиты прав потребителей и др.;
в) публикация важнейших национальных и международных
документов по вопросам охраны окружающей среды (стратегии,
доктрины, программы, планы действий и доклады о ходе их осуществления);
г) публикация международных правовых актов, участниками
которых является Российская Федерация, резолюций и иных актов конференций о процедурах обеспечения доступа общественности к экологической информации или правах, касающихся участия общественности в принятии экологически значимых решений;
д) информирование общественности о возможностях направления информации в международные организации по вопросам, касающимся несоблюдения норм международного права окружающей среды.
Добровольное предоставление общественности информации организациями, деятельность которых оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. Меры государственного поощрения предоставления такой информации.
Предоставление экологической информации по заявлениям граждан и их организаций. Предоставление экологической формации независимо от гражданства, подданства или места жительства гражданина и без учета необходимости доказывать его правовой или другой интерес к этой информации. Порядок, формы и объем предоставления экологической информации; случаи бесплатного предоставления информации.
Случаи отказа в предоставлении экологической информации:
а) если государственный орган, в который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией;
б) если просьба является явно необоснованной или сформулирована в слишком общем виде;
в) если просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки
государственных органов, когда такое исключение предусматривается законодательством или сложившейся практикой, при этом
учитывается заинтересованность общественности в получении
такой информации;
г) если разглашение такой информации отрицательно повлияет на: конфиденциальность работы государственных органов в тех случаях, когда такая конфиденциальность предусматривается национальным законодательством; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия, возможность для лиц подвергаться справедливому судебному разбирательству или способность государственных органов проводить расследования уголовного или дисциплинарного характера; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации в тех случаях, когда такая конфиденциальность охраняется законом в целях зашиты законных экономических интересов; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и/или архивов, касающихся физического лица, когда соответствующее лицо не дало согласия на предоставление такой информации общественности в соответствии с положениями национального законодательства; интересы третьей стороны, представившей запрашиваемую информацию, если эта сторона не связана правовым обязательством поступать подобным образом или если на эту сторону не может быть возложено такого обязательства, и в тех случаях, когда эта сторона не дает согласия на разглашение соответствующего материала; окружающую среду, к которой относится эта информация, например, на места обитания редких видов флоры и фауны.
Практическое занятие (2 часа)
Вопросы и задания
1. Понятие и состав экологической информации. Требования к экологической информации: полнота, достоверность, своевременность, доступность.
2. Формы данных, составляющих экологическую информацию: письменная, визуальная, устная, форма базы данных и иные формы.
3. Требования, обеспечивающие права лиц, предоставивших информацию государственному органу, на охрану их секретов, включая личную и профессиональную (коммерческую) тайны. Обеспечение государственной тайны при передаче экологической информации.
4. Отказ в предоставлении экологической информации. Оставление запроса о предоставлении информации без ответа.
Задачи
Задача 1. Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования — село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора. Здесь же — уникальный геологический разрез, объявленный охраняемой зоной ландшафта.
Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.
Однако ССК продолжал складирование и вывоз песка по той же технологии и в том же месте.
Нововятское общество охраны природы (далее — Общество) послало ССК запрос, в котором просило сообщить следующую информацию:
— на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
— что делает ССК для охраны окружающей природной среды;
— как выполняются предписания Кировского городского комитета по охране природы.
Одновременно такой же запрос направил гражданин С.
Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.
В принятии исковых заявлений судом было отказано.
Гражданин С. повторно предъявил иск, в котором, учитывая, что право Общества на получение экологической информации также нарушено, ходатайствовал о привлечении Общества к делу в качестве третьего лица.
Кроме того, он обратился с заявлением в прокуратуру, в котором просил защитить его конституционное право на получение экологической информации и в связи с тем, что речь идет о нарушении конституционного права, просил прокуратуру принять участие в процессе. Ответа из прокуратуры гражданин С. в сроки, установленные законом для ответа на заявление граждан, не получил.
Бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Какие права граждан и общественного объединения нарушены?
Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке?
В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?
Какие шаги вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав?
Задача 2. В юридический департамент Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обратился гражданин Н. с просьбой объяснить порядок предоставления этой службе информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Составьте проект ответа на данный вопрос.