Проблемы совершенствования законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания осужденных




Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

Кафедра уголовного права

 

 

Контрольная работа

по УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРАВУ

 

 

Выполнил:

студент 4 курса, 10 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

Свирид Михаил Григорьевич

_________________

(подпись студента)

Проверил:

Шевцов Ю.Л.

 

Минск

2010

Оглавление

Вариант 4. 3

Общественный контроль за законностью деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. 3

Введение. 3

Наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и их роль в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. 7

Иные общественные объединения и организации, которые принимают участие в исправлении осужденных, а также оказывают содействие в работе органам, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности. 11

Проблемы совершенствования законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания осужденных 14

Задача. 18

Список использованных источников. 20

 


Вариант 4

Общественный контроль за законностью деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности

Введение

Возникновение и развитие института контроля обусловлено интересом и потребностью общества в том, чтобы располагать объективной информацией о происходящем для своевременного реагирования на те или иные отклонения от заданных (ожидаемых) параметров.

Как таковой контроль можно разделить на международный, государственный и общественный.

Структура общественного контроля в общем виде выглядит таким образом:

1. объект контроля – общественные отношения, процессы и явления, отклонения в которых способны повлечь негативные последствия для жизнедеятельности социальных институтов;

2. содержание и режим контроля – совокупность форм, принципов, методов и средств осуществления контроля (содержанием контроля охватывается деятельность, которую осуществляет субъект контроля по отношению к контролируемой системе);

3. цели и задачи социального контроля – идеальное отражение предвосхищаемого и желаемого результата контроля, обусловливающее его осуществление.

Деятельность уголовно-исполнительной системы непосредственно связана с защитой правоохраняемых интересов гражданского общества. В местах лишения свободы содержатся люди, совершившие общественно опасные деяния, виновность которых установлена приговором суда. Общество объективно заинтересовано в изоляции этих лиц. Однако даже в местах лишения свободы не исключается возможность причинения вреда правоохраняемым интересам членов гражданского общества. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, свидетельствует, что пока не изжиты случаи нарушения прав и свобод лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Объектами гражданского контроля за деятельностью УИС выступают отношения, складывающиеся в процессе обеспечения: неотвратимости наказания; безопасности общества; исправления осужденных; прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.

Предметами общественного контроля за деятельностью УИС являются: качество материально-бытового, жилищно-бытового, социально-культурного, медицинского, воспитательного обеспечения осужденных, их безопасность, организация и условия труда осужденных, условия и режим содержания в следственных изоляторах, в исправительных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.

Совокупность нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений, возникающих при осуществлении уголовно-исполнительной деятельности, представляет собой источники правовой регламентации. Одним из институтов правового регулирования является общественный контроль.

Прежде всего, речь идет о Конституции Республики Беларусь устанавливающей, что народ есть носитель суверенитета и единственный источник власти в Республике Беларусь, а также о положениях действующего законодательства, предусматривающего возможность осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, органами местного самоуправления и общественными объединениями, непосредственно гражданами и представителями средств массовой информации.

Нормы, в которых находит отображение правовая регламентация общественных отношений, связанных с осуществлением общественного контроля за законностью деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, не систематизированы и находятся в различных нормативно-правовых источниках.

К таким источникам можно отнести:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь;

2. Положение о наблюдательных комиссиях при областных (Минском городском), районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях в ред. от 22.07.2010 № 384. Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2001 № 460 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 82, 1/2956;

3. Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-з. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. НРПА Республики Беларусь. 2003. N 64. 2/949;

4. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. пост. Совета Министров от 10 декабря 2003 г. № 1599 в редакции от 23.07.2010 № 1100 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 142. 5/13515;

5. Положение о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, утв. пост. Совета Министров 15 сентября 2006 г. № 1220 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 151, 5/22952;

6. Инструкция о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий, утв. пост. Министерства юстиции Республики Беларусь от 15.12.2006 № 85.

К субъектам, составляющим инициативную группу в ходе осуществления общественного контроля за законностью деятельности уголовно-исполнительных органов, можно отнести местные представительные, исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения, средства массовой информации, а также граждане.

При рассмотрении общественного контроля за законностью деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, следует принимать во внимание также и особенности белорусского менталитета, элементом которого является стереотип восприятия осужденных как пострадавших, потерпевших от власти, гонимых ею.


Наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и их роль в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности

 

Согласно ч.3 ст.21 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь в исправлении осужденных, а также в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности, участвуют наблюдательные комиссии при местных исполнительных и распорядительных органах, а в отношении несовершеннолетних осужденных – комиссии по делам несовершеннолетних.

Контрольные функции этих комиссий имеют много общего. Основное их отличие заключается в том, что компетенция одних касается мест лишения свободы, где содержатся совершеннолетние осужденные, а компетенция комиссии по делам несовершеннолетних – воспитательных колоний.

На территории областей, районов, городов, а также администраций в городах по месту по месту нахождения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности создаются решением местных исполнительных и распорядительных органов наблюдательные комиссии. Создаются они для осуществления общественного контроля за законностью деятельности органов, исполняющих наказание. Наблюдательные комиссии также могут создаваться при лечебно-трудовых профилакториях.

Деятельность наблюдательных комиссий основывается на общественных началах.

Основными задачами наблюдательных комиссий являются:

наблюдение за деятельностью органов, исполняющих наказание, лечебно-трудовых профилакториев, порядком и условиями отбывания осужденными наказания, применением к ним средств профилактического воздействия, выявление нарушений и содействие в их устранении;

оказание помощи органам, исполняющим наказание, в организации исправительного процесса в отношении осужденных и их реадаптации, а местным исполнительным и распорядительным органам - в обеспечении ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, или граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях.

Для осуществления вышеуказанных задач наблюдательные комиссии наделены соответствующими полномочиями. Наблюдательные комиссии имеют право:

посещать в порядке, установленном законодательством, органы, исполняющие наказание, и организации, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, в целях наблюдения за проведением исправительного процесса в отношении этих лиц;

запрашивать и получать от администрации органа, исполняющего наказание, документы и справки, необходимые для работы наблюдательной комиссии;

проводить по согласованию с администрацией органа, исполняющего наказание, прием осужденных по вопросам, касающимся отбывания ими наказания, принимать от них и рассматривать предложения, заявления и жалобы;

ходатайствовать совместно с администрацией органа, исполняющего наказание, о помиловании осужденных;

рассматривать на своих заседаниях информацию администрации органа, исполняющего наказание, и руководителей организаций, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, о работе по исправлению осужденных и вносить предложения об устранении недостатков в работе;

и т.д.

В состав наблюдательной комиссии входят председатель (заместитель председателя исполнительного комитета (главы администрации), заместитель председателя, секретарь и 4 - 8 членов комиссии из числа работников местных исполнительных и распорядительных органов, депутатов соответствующих Советов, представителей профессиональных союзов и других организаций.

Заседание наблюдательной комиссии считается правомочным, если в нем участвует более половины ее состава.

Решения наблюдательной комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов путем открытого голосования.

Решения наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер.

Роль наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности – выявление нарушений в деятельности уголовно-исполнительных органов, оказание профилактического влияния на осужденных, оказание помощи при реадаптации осужденных и ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, или граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях.

Комиссии по делам несовершеннолетних создаются на территории различного рода административно-территориальных единиц. Главенствующим и замыкающим иерархию создаваемых комиссий органом является комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь.

Комиссии обязаны вести учет и наблюдение за освобожденными от наказания, проверять обоснованность отказа в приеме на работу, оказывать им помощь в трудоустройстве.

При решении ряда вопросов, касающихся изменения условий содержания осужденных, связанного с переводом в учреждение с иным видом режима, комиссии дают свое согласие администрации учреждения.Согласии комиссии по делам несовершеннолетних требуется при переводе осужденного, достигшего 18-летнего возраста, из воспитательной в исправительную колонию, для оставления осужденного, достигшего 18-летнего возраста, в воспитательной колонии, для предоставления осужденному в воспитательной колонии права на передвижение за пределами колонии без сопровождения.

Акты комиссии обязательны для исполнения. Большинство членов комиссии работает на общественных началах.

Роль комиссий по делам несовершеннолетних – осуществление проверки деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, согласование условий содержания осужденных несовершеннолетних, защита прав осужденных несовершеннолетних.


Иные общественные объединения и организации, которые принимают участие в исправлении осужденных, а также оказывают содействие в работе органам, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности

 

В статье 21 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь закреплены положения, согласно которым на основании и в порядке, предусмотренным законодательством, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности, а также принимать участие в исправлении осужденных, оказывать содействие работе органов и учреждений, исполняющих наказания и иные меры уголовной ответственности.

Осуществлять контроль могут общественные объединения различных уровней: как республиканского, так и местного.

Контроль общественных объединений за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется путем участия представителей общественных объединений в составе общественных наблюдательных комиссий.

Республиканская общественная наблюдательная комиссия при Министерстве юстиции, областные и Минская городская общественные наблюдательные комиссии при управлениях юстиции облисполкомов и Минского горисполкома составляют систему общественных наблюдательных комиссий.

В Положении о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности определены критерии членства в данных комиссиях, а также определены возможные случаи приостановления и прекращения полномочий соответствующих членов комиссий.

Комиссия, а также ее члены вправе:

при наличии разрешения, полученного в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения, посещать помещения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, при условии соблюдения правил внутреннего распорядка указанных органов и учреждений;

беседовать с лицами, содержащимися в учреждениях, при наличии согласия указанных лиц в присутствии представителя администрации учреждения;

обращаться к начальнику учреждения либо его заместителю, а также к иным должностным лицам государственных органов, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов лиц, находящихся в учреждениях.

Общественные наблюдательные комиссии, а также зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения, согласовавшие мероприятия по оказанию содействия с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности могут принимать участие в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

Сюда могут входить вопросы улучшения условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в учреждениях; участия в организации труда, досуга, обучения осужденных; участия в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях; оказания помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; укрепления материально-технической базы органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

Помощь, оказываемая общественными объединениями, является безвозмездной (спонсорской).

Роль общественных объединений в осуществлении контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющим наказания и иные меры уголовной ответственности – участие в исправлении осужденных, оказание содействия органам уголовно-исполнительной системы.

К формам общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности можно также отнести порядок их посещения депутатами и членами комиссий, представителями средств массовой информации, священнослужителями, а также можно учитывать работу попечительских советов.

 

 


Проблемы совершенствования законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания осужденных

 

Во многих странах имеются системы внешнего надзора за местами лишения свободы. Существуют три основных подхода к выполнению этой функции. В Великобритании и в странах следующих британской традиции, главным механизмом надзора за конкретными тюрьмами являются комитеты по инспектированию тюрем. В странах, где действует, принятая на континенте система римского права, ряд надзорных функций выполняют судьи. В восточноевропейских странах надзор за тюрьмами осуществляют прокуроры.

Cамое верхнее звено в европейском механизме рассмотрения жалоб – это Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Жаловаться в Страсбург заключенные начали еще в семидесятые годы и принятые там решения заметно повлияли на обращение с заключенными в Великобритании.

Заключенные могут обращаться с жалобами и в ООН. Индивидуальные жалобы рассматриваются в двух органах ООН: Комитете по правам человека и Комиссии по правам человека.

Наконец, за положением в тюрьмах наблюдают негосударственные организации, являющиеся добровольными объединениями или некоммерческими организациями. Работа данных организаций – это неотъемлемая и абсолютно необходимая часть надзора за состоянием тюрем. На общественных организациях лежит значительная часть всей работы по воплощению в жизнь международных договоров о правах человека. На первый взгляд, их нельзя считать наблюдателями или контролерами: у них нет никаких прав или обязанностей по надзору за состоянием дел в тюрьмах. Но благодаря их особой роли и положению они исполняют поистине неоценимую роль. Они абсолютно независимы от каких бы то ни было органов власти или государственных учреждений и в тюрьму приходят с единственной целью – помочь заключенным. Поэтому и заключенные доверяют им больше, чем кому бы то ни было, и охотнее рассказывают обо всем, что на самом деле происходит в тюрьме. Самим своим присутствием они сдерживают жестокость, дурное обращение, коррупцию: ведь если они узнают об этом, то скрыть факты будет куда труднее.

Проведение мониторинга мест лишения свободы составляет неотъемлемую часть системы защиты лиц, лишенных свободы. Государство, обеспечивающее соблюдение прав человека в этой области, должно иметь или разработать систему подобного рода.

Под мониторингом подразумевают проведение регулярных проверок всех аспектов содержания под стражей всех или определенных категорий лиц, лишенных свободы, в одном или больше местах заключения.

Мониторинг включает передачу в устной или письменной форме результатов проверки соответствующим властям и. в некоторых случаях, другим органам, занимающимся на национальном и международном уровне защитой лиц, лишенных свободы, а также средствам массовой информации.

Необходимость мониторинга мест лишения свободы объясняется прежде всего следующими причинами: лишение свободы является самым суровым видом наказания, лишившись свободы, заключенный полностью зависит от властей и должностных лиц, обеспечивающих его защиту, в плане соблюдения его прав и предоставления средств к существованию, способность лиц, лишенных свободы, влиять на собственную судьбу, ограничена либо отсутствует, места заключения по определению являются закрытыми: заключенные изолированы от общества и оказываются вне его внимания.

Лица, лишенные свободы, уязвимы и могут быть подвергнуты жестокому обращению и даже пыткам, в любое время и в любом месте заключения. Следовательно, им должна быть предоставлена усиленная защита путем мониторинга условий их содержания. Необходимо также отметить, что интеграция механизмов мониторинга в систему постоянной защиты лиц, лишенных свободы, не обязательно означает, что в местах лишения свободы существуют серьезные проблемы, или же что общественность не доверяет лицам, осуществляющим содержание под стражей.

Неравенство в отношениях между лицом, осуществляющим содержание под стражей, и лицом, содержащимся под стражей, должно быть под постоянным надзором органа, уполномоченного вмешиваться в случаях злоупотребления властью. Механизмы контроля позволяют снизить степень риска жестокого обращения и регулировать применение любых чрезвычайных мер, применяемых к лицам, лишенным свободы.

Общественный контроль за условиями содержания под стражей осуществляется путем посещения мест лишения свободы. Посещения выполняют следующие функции:

1. превентивная функция, которая состоит в том, что сам факт регулярного посещения мест лишения свободы посторонними лицами, способствует защите лиц, лишенных свободы. Это означает, что власти, осуществляющие содержание под стражей разрешают или по крайней мере меряться с проведением надзора со стороны и таким образом признают важность данного механизма защиты;

2. непосредственная защита: такие посещения позволяют немедленно реагировать на проблемы лиц, содержащихся под стражей, на которые тюремные власти не обращают внимание;

3. документация: при проведении посещений проверяются материальные условия содержания и их адекватность, полученные данные документируются и служат основой для выводов о необходимости проведения каких-либо коррективных мер.

Правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, иными нормами действующего законодательства.

Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов добровольности, равноправия и законности.

Субъектами осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания могут выступать общественные наблюдательные комиссии, члены данных комиссий, общественные объединения и иные субъекты общественного контроля.

На сегодняшний день в белорусском законодательстве проблема регламентации общественного контроля во всех сферах общественной жизни носит явный характер. Данная проблема касается и проведения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания осужденных. Систематизация норм, регулирующих общественные отношения по осуществлению такого рода контроля, на данный момент не проводится, а механизм реализации уже действующих норм является шатким, во многих случаях носит коллизионных характер.

На мой взгляд, принятие единого нормативно-правового акта в области общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания осужденных способствовало бы чёткому декларированию и созданию механизма осуществления общественного контроля, четкой регламентации прав и обязанностей субъектов, осуществляющих подобного рода контроль, а также созданию условий для своевременного реагирования на нарушения действующего законодательства о правах осужденных и обеспечению требований принудительного содержания осужденных.

 


 

Задача

 

Осужденный Санин в течение двух месяцев находился на излечении в стационаре медчасти ИУ. После выписки он со своим отрядом прибыл в магазин для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости. Однако бухгалтер-операционист разъяснил ему, что он не имеет на это права, так как на его лицевом счету нет денег, заработанных в ИУ. Осужденный Санин обратился к начальнику отряда за разъяснением по этому вопросу.

Имеет ли осужденный в данной ситуации право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, если у него на счету имеются деньги, полученные почтовым переводом?

Имеется ли возможность оказать помощь осужденному, если он не работает по не зависящим от него причинам?

 

Правовая оценка.

Согласно ч.1 ст.84 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь осужденные к лишению свободы ежемесячно могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет денежных средств, имеющихся на их лицевых счетах, в размерах, установленных соответствующими статьями действующегокодекса.

Также необходимо отметить положение ч.4 и 5 статьи 85 данного кодекса. Согласно им осужденные вправе получать, а также отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения - и иным лицам; поступившие денежные суммы зачисляются на лицевой счет осужденного, а в исправительных колониях-поселениях вручаются осужденному.

Таким образом, осужденный в данной ситуации имеет право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, если у него на счету имеются деньги, полученные почтовым переводом.

Согласно части 7 ст. 94 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь для оказания материальной помощи осужденным в исправительных учреждениях могут использоваться денежные средства и иное имущество, передаваемые безвозмездно осужденными и иными физическими лицами исправительному учреждению. Учет и использование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Исправительными учреждениями может использоваться безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь о предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.

Денежные средства и иное имущество распределяются комиссией, в состав которой входят представители администрации и самодеятельных организаций осужденных ИУ. Состав комиссии утверждается начальником ИУ. Акт распределения является основанием для передачи имущества со склада и расходования денежных средств на цели, указанные в данном акте (глава 3 Инструкции о порядке учета и использования денежных средств и иного имущества, переданных безвозмездно осужденными и иными физическими лицами для улучшения жилищно-бытовых условий осужденных, приобретения предметов культурного и физкультурно-спортивного назначения, а также оказания материальной помощи осужденным).

Таким образом, администрация ИУ через участие в данной комиссии может оказать осужденному материальную помощь в сложившейся ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: