Организация методической работы
Формы организации методической работы.
Методическая работа - целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.
Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.
Коллективная форма методической работы.
1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):
- взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);
- обеспечить обстановку творчества неформального общения;
- организовать дискуссию, диспут;
- коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;
- приобщение к научно-исследовательской работе.
2.Научно-практическая конференция и педчтения.
- это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;
- необходима предварительная работа с авторами докладов и выступлений;
- используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.;
- очень краткое выступление;
- сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.
3.Читательские и зрительские конференции.
- обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;
- на зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;
- иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.
Школа передового опыта группы наставников.
- знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;
- приглашение наставника на свои уроки;
- совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.
- обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;
- совместное обдумывание планов, проведение и анализ;
- иметь программу выращивания творческого учителя.
6 .Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.
В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.
Методический уголок и кабинет в школе.
Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.
Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.
В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах - 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель - желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.
Неформальные группы учителей - это может быть микрогруппа, которая стремится:
- освоить концепцию, теорию, методику, идею;
- каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;
- излагает своим коллегам - они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;
- реализация изучаемой идеи в своей практике;
- потом эта идея осваивается и группа распадается.
Мозговая атака. Цель - овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.
9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.
(обязательно и показ нового).
- учитель рассказывает о проекте урока;
- знакомит с творческой лабораторией;
- проводит открытый урок;
- самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;
- задаются уточняющие вопросы;
- высказывания присутствующих.
10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).
11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов. Из опыта «Эффективность урока».
II. Направленность работы методического объединения.
- изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;
- ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;
- изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;
- углубленное изучение методики преподавания данного предмета;
- опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;
- изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;
- изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;
- информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;
- изучение состояния знаний, умений, навыков;
- внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.