Необходимый уровень знаний.




Кафедра гистологии, цитологии

И эмбриологии

Общая гистология

Методические указания

К лабораторным занятиям

Для студентов лечебного факультета

 

 

 

Хабаровск

 

 

Дальневосточный государственный

медицинский университет

МИнздравсоцразвития россии

Кафедра гистологии, цитологии

И эмбриологии

 

Общая гистология

Методические указания

К лабораторным занятиям

Для студентов педиатрического факультета

 

 

 

Хабаровск

 

 

 

 

Дальневосточный государственный

медицинский университет

МИнздравсоцразвития россии

 

Кафедра гистологии, цитологии

И эмбриологии

Общая гистология

Методические указания

К лабораторным занятиям

Для студентов стоматологического факультета

 

   

 

 

 

 

Хабаровск

 

 

 

Дальневосточный государственный

медицинский университет

МИнздравсоцразвития россии

 

Кафедра гистологии, цитологии

И эмбриологии

Общая гистология

Методические указания

К лабораторным занятиям

Для студентов вечернего отделения факультета высшего сестринского образования

 

 

 

Хабаровск

 

 

 

 

Составители:

профессор Б.Я. Рыжавский, доцент Л.М. Мельникова,

доцент Е.В. Васильева, доцент И.Р. Еременко, доцент Т.В. Соколова, ассистент Н.В. Якубович.

 

Рецензенты:

зав. кафедрой нормальной физиологии д.м.н. Е.Н. Сазонова, специалист по учебно-методической работе отдела тестирования М.Д. Вербовская

 

Составители:

профессор Б.Я. Рыжавский, доцент Л.М. Мельникова,

доцент Е.В. Васильева, доцент И.Р. Еременко, доцент Т.В. Соколова, ассистент Н.В. Якубович.

 

Рецензенты:

доцент, член методического совета стоматологического факультета Ф.И. Тарасова, зав. кафедрой нормальной физиологии д.м.н. Е.Н. Сазонова, специалист по учебно-методической работе отдела тестирования М.Д. Вербовская

 

Предшествующие занятия по цитологии и эмбриологии подготовили теоретическую базу для изучения следующего за клеточным уровнем организации - тканевого.

В общей гистологии рассматриваются основные теоретические положения и категории дисциплины, характеризующие закономерности гистогенеза, свойства стволовых клеток, дифференцировку и метаплазию, способы физиологической и репаративной регенерации, возрастные особенности строения и функций тканей. Без знания этих вопросов нельзя успешно изучать строение органов в норме, понимать характер их изменений при многих патологических процессах. Этот раздел предмета, в отличие от предыдущего, не изучался ранее на других кафедрах, поэтому будет вызывать трудности при освоении материала. Тем не менее, он должен быть тщательно изучен, т.к. именно на нем основана микроскопическая анатомия. Поэтому общую гистологию (науку о тканях) необходимо учить последовательно раздел за разделом, и в последующем постоянно к ним возвращаться. Именно такой подход окажется в итоге наиболее продуктивным, и даже – экономящим время.

 

Тема занятия №6: Эпителиальные ткани.

Мотивация

На этом занятии начинается изучение нового раздела гистологии «Общая гистология», который закладывает основы для исследования микроскопического строения органов. В связи с этим необходимо вспомнить структурные компоненты тканей (клетку и ее производные), зародышевые листки и их производные, уяснить сущность таких понятий, как “дифферон”, “дифференцировка”, “гистогенез”, “ткань”, выучить классификацию тканей.

Эпителиальные ткани широко представлены в организме человека. Они покрывают тело, выстилают поверхности полых органов, входят в состав всех внутренних органов. Занимая пограничное положение, они часто подвергаются механическим, температурным, химическим и лучевым воздействиям, соответственно изменяя свое строение и функции. Некоторые из неблагоприятных факторов могут нарушать процессы дифференцировки эпителиальных клеток, приводя иногда к их опухолевому перерождению. Знание морфофункциональных особенностей эпителиальных тканей требуется для того, чтобы разобраться в сущности многих патологических процессов в них и правильно поставить диагноз.

Цели занятия

3.1. Общая цель.

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен определять на микроскопическом уровне эпителиальные ткани, дифференцировать друг от друга разные виды эпителиев.

3.2. Конкретные цели:

 

Знать Уметь

3.2.1. Определение понятия «Ткань» 3.2.2. Классификацию тканей организма 3.2.3. Общие признаки строения эпителиальных тканей 3.2.4. Морфофункциональную и гистогенетическую классификации эпителиальных тканей 3.2.5. Функции эпителиальных тканей 3.2.5. Местоположение в организме (топографию) разных морфологических видов эпителиев 3.2.6. Особенности строения каждого вида эпителиальной ткани 3.2.7. Общие принципы строения и классификацию желез 3.2.8. Стадии и механизмы секреции   На гистологических препаратах: 3.2.9. Находить эпителиоциты, их границу с соединительной тканью, кровеносные сосуды, выстланные эндотелием 3.2.10. Сопоставлять микроскопические и ультрамикроскопические особенности строения различных эпителиев (реснички, микроворсинки – щеточная кайма, многорядность эпителия) 3.2.11. Находить в составе покровных эпителиев одноклеточные железы – бокаловидные клетки 3.2.12. Дифференцировать различные виды эпителиев 3.2.13. Различать слои клеток в многослойных эпителиях

Необходимый уровень знаний.

4.1. Из курса анатомии: раздел: «Железы».

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: строение клетки и ее производных, клеточная репродукция, эмбриональные источники развития эпителиальных тканей: Учебник гистологии/ под ред. Ю.И. Афанасьева и др., 2006.-гл. 4-5.

Новый материал.

5.1. Общие принципы организации и функционирования тканей. Эпителиальные ткани: учебник - гл.6,7, конспект лекций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: