Наскальные изображения в эпоху мезолита




ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Мифы помогали человеку структурировать окружающий мир, превращать хаос в обжитое комфортное пространство.

Искусство (отражение в художественных образах представлений об окружающем мире) помогало преодолевать хаос в самом человеке.

 

Искусство первобытности делится на:

Палеолит – др. каменный век (X тыс.до н.э.)

Мезолит - ср. каменный век (X – Vтыс. до н.э.)

Неолит - нов. каменный век (V –IIIтыс.до н.э.)

 

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Изготовление орудий труда стало границей между животным и человеком. Пещерные изображения соединили жизненные реалии с мифологией. Ярким отражением первобытного мира стала наскальная живопись.

Древний человек был убежден, что все изображения существуют в действительности и как бы магически влияют на рост численности и успешную охоту.

Особенность пещерных изображений палеолита:

(Пещера Альтамира в Испании, пещеры ЛАСКО во Франции

Первые наскальные изображения – штрихи, красочные пятна, контуры рук

- Фигуры животных объемны благодаря различной толщине линии, штриховке, передаче теней, различным оттенкам цвета.

- Передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства)

- Точность в передаче признаков животного и его движений.

- Изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство).

Динамичным изображениям животных в пещерах Ласко нарочито противопоставлены статичные фигуры другой группы. Такое различие в динамике отражает одно из главных противопоставлений в мифологии – «левое» -«правое».

Левая сторона –мифологический, сакральный мир, связанный с понятием порядка и более реальный для др. человека, чем окружающая действительность.

Ему соответствует красный цвет голов животных.

Правая сторона – земной мир, еще во многом враждебный и потому окрашенный в черные тона. Черные головы животных указывают на принадлежность к этому миру.

Образ Богини-матери воспринимался как символ «вместилища» и выражал формулу жизни «живот –жизнь -дающий» и был рассчитан на мгновенное узнавание, а не на длительное любование.

 

Наскальные изображения в эпоху мезолита

Новые условия быта, связанные с появлением лука и стрел в период мезолита, обусловили новые формы искусства. Почти бытовые сцены изображений акцентируют внимание на фигурах человека в действии. Многие рисунки выполнены в реалистической манере с точной передачей анатомического строения, пропорций, повадок. Вместе с тем реалистическое изображение неотделимо от символики:

пчела – плодородие

корова – изобилие

бык и бизон – жизненная сила

олень – успех в охоте.

При этом их образы должны были магически влиять на жизнедеятельность природы.

 

В период неолита изменилась картина мира. Человек от собирательства и охоты перешел к земледелию и скотоводству и становится центром мира. Рисунки отражают изменение мировоззрения, где фигура человека занимает центральное место. Часто рисунки использовались для передачи целых сообщений (пиктография). Появились новые художественные образы, связанные с плодородием и богатым урожаем. Сложился так называемый геометрический стиль, для которого характерны линейные формы – спираль, круг, квадрат, треугольник, крест, свастика.

Спираль – символ жизни и воды. Природный цикл «жизнь – смерть - воскресенье». Спираль(змея) – символ воды. Змея связана с ритуалом вызывания дождя и плодородия.

Змея, кусающая себя за хвост(круг) – непрерывность природного цикла, единство

мира земного, хтонического (змея) и небесного (круг).

Квадрат – знак материального мира, ориентированного по четырем сторонам света.

Треугольник (вершиной вверх) – огонь и созидательная мужская сила,

Треугольник (вершиной вниз) – вода, плодородие и женское начало.

Крест – ориентация в пространстве по вертикали, соответствие образу мирового древа,

Крест – ориентация в пространстве по горизонтали, символ земли.

Объединяет противоположные начала: мужское и женское,

духовное и материальное, вечное и преходящее.

Место пересечения перекладин креста обозначает источник энергии, дающий развитие миру во всех направлениях.

Горизонталь креста – смерть

Вертикаль креста - жизнь

Свастика (разновидность креста)- знак движения, непрерывности жизни,

смены времен года.

Ключевое место в искусстве неолита вновь занял образ Богини-матери.

Но в отличие от палеолита он характеризовался предельным схематизмом форм и обретением антропоморфных(представление божества в образе человека) черт.

 

Составные части красок:

- красящее вещество(пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные

- жидкий разбавитель (основание краски) – вода или масло

- клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь)

- охра – естественные минеральные краски (желты, оранжевые, красные,

коричневые, зеленные)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: