1. Опускаясь на колени, наклон назад, руки
на пояс — 1,5 балла.
2. Выпрямляясь с поворотом налево, сед
и угол (держать), руки в стороны — 3,0 балла.
3. Лечь и стойка на лопатках — 2,0 балла.
4. Кувырок назад в полушпагат — 1,5 балла.
5. Упор присев и шагом левой перекидной
прыжок в выпад правой руки в стороны — 2,0 балла.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока для юношей в XI классе
1. С 2-3 шагов разбега кувырок прыжком
впеРеД - 2,0 балла.
2. Кувырок вперед в упор присев — 1,0 балл.
3. Силой стойка на голове __ 2 5 балла.
4. Опускаясь в упор присев, кувырок
назад в упор стоя согнувшись — 1,5 балла.
5. Выпрямляясь шагом одной и махом
другой, переворот в сторону _ 3,0 балла.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девушек в XI классе
1. Кувырок вперед в сед с наклоном — 1,0 балл.
2. Выпрямляясь, сед углом, руки в стороны — 2,0 балла.
3. Перекатом назад стойка на лопатках — 1,0 балл.
4. Перекатом вперед лечь и «мост» — 2,0 балла.
5. Поворот в упор присев — 1,5 балла.
6. Встать в равновесие на одной, руки в стороны, выпад вперед и кувырок
вперед в упор присев и о. с. — 2,5 балла.
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Для освоения наиболее сложных упражнений, а также для сравнительно слабых учащихся можно рекомендовать метод программированного обучения с использованием обучающих программ, составленных по типу алгоритмических предписаний. В них учащимся дается серия последовательно выполняемых учебных заданий с обязательным проведением.контроля или самоконтроля качества выполнения каждого задания, позволяющего переходить к следующей серии заданий. Ниже приведены обучающие программы для освоения кувырка назад, стойки на руках и переворота в сторону.
Кувырок назад
Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на
лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2-3); разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4-5).
Что должен знать учащийся при освоении кувырка назад?
1. В упоре присев подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.
Что он должен уметь?
Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.
Махом одной и толчком другой стойка на руках
Техника выполнения. Из и. п. руки вверх широким шагом наклонить туловище вперед. Опереться руками о пол на ширине плеч, пальцы врозь (кадры 1-2). Махом одной и толчком дру-
гой выйти в стойку на руках, соединить ноги (кадры 3-5). В стойке на руках максимально вытянуться вверх, сохраняя равновесие и прямое положение тела (кадр 5).
Что должен знать ученик при освоении стойки на руках?
1. Опираться руками на ширине плеч с разведенными пальца
ми.
2. Сохранять вытянутое, прямое положение тела.
Что он должен уметь?
Выполнять стойку на голове.
Переворот в сторону
Техника выполнения. Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (кадр 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на руках, ноги врозь (кадры 2-3) и, продолжая движение, передать тяжесть тела на левую руку; отталкиваясь, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (кадры 4-5).
Что должен знать учащийся при освоении переворота в сторону?
1. Переворот начинать стоя лицом вперед.
2. При выходе в стойку на руках опираться руками поочередно.
3. В стойке на руках широко разводить ноги.
4. При выполнении переворота в сторону руки и ноги ставить на одной линии.
Что он должен уметь?
1. Толчком одной и махом другой выходить в стойку на руках.
2. Выполнить стойку на руках, широко разводя ноги (у стены или с помощью).
5. Как осуществляется страховка при выполнении кувырка прыжком через препятствие?
6. Как выполняется страховка и помощь при выполнении кувырка назад через стойку на руках?
7. Назовите типичные ошибки при выполнении кувырка назад.
8. Как выполняется переворот в сторону?
Литература
Брыкин А. Т. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 189 с.
Комплексная программа физического воспитания // В сб.: Физическое воспитание учащихся I-XI классов: Программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996. — С. 106-204.
Коркин В. И. Акробатика. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 127с.
Петров П. К., Пономарев Г. И. — Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе: Учеб. пособие. — Ижевск: Издательство УдГУ, 1994. — 74 с.
Вопросы и задания
1. Какие способы организации учащихся наиболее эффективны при обучении акробатическим упражнениям?
2. Перечислите разновидности группировок.
3. Перечислите разновидности перекатов.
4. Чем различаются кувырок, кувырок длинный и кувырок прыжком?
Глава 8. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ
-
пятствия) осуществляется целостным методом (с использованием словесного, наглядного и практического методов). Более сложные упражнения (прыжки в длину, опорные прыжки) — методом решения частных двигательных задач и методом программированного обучения.
При проведении прыжковых упражнений применяются фронтальный, поточный (особенно при проведении простых прыжков), групповой и игровой (в большей степени при проведении опорных прыжков) способы организации учащихся на уроке.
-
Комплексной программой предусмотрено изучение прыжков с I класса. При выполнении прыжковых упражнений воспитываются скоростно-силовые качества, формируются прикладные навыки в преодолении препятствий, решается задача воспитания смелости, решительности, ловкости. Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания.
Прыжковые движения выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений, требующих хорошей координации двигательного аппарата. Многообразие и динамичность действий вызывают повышенный интерес к занятиям прыжковыми упражнениями.
Прыжковые упражнения, применяемые на уроках гимнастики, делятся на простые и опорные прыжки.
В первую группу входят: прыжки на месте на двух и одной с различными движениями рук, хлопками, с поворотом; прыжки в высоту и длину с места и с разбега; прыжки в глубину, прыжки в «окно»; прыжки с короткой и длинной скакалкой и т. п.
Ко второй группе относятся прыжки с опорой о снаряд руками (через козла, коня, плинт).
Учебный материал рекомендуется осваивать небольшими частями, в строгой последовательности (начиная с самых простых и легких упражнений). Постепенное освоение этих упражнений позволит овладеть учебным материалом программы и решить поставленные задачи. Обучение простым прыжковым упражнениям (подскокам, прыжкам в сочетании с ходьбой и бегом, прыжкам со скакалкой, прыжкам через небольшие пре-