Правила психологической безопасности при работе с анкетами и педагогическими опросниками.




Диагностика в работе педагога

 

 

Ни одну методику диагностики нельзя считать абсолютной. Только совокупность разных приёмов, их комплексное использование позволит получить более точные результаты.

Какие методы может использовать классный руководитель в диагностике при планировании работы в классе?

Самая большая и популярная группа методов – опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации учащихся или родителей, их установки, позиции, отношения.

Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения информации. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения ребёнка или его семьи, т.к. оно является односторонним и субъективным. Поэтому следует учитывать также и результаты наблюдений других людей.

Метод беседы – обязывает классного руководителя прислушиваться к суждениям самого ребёнка, его родителей и других окружающих ребенка людей. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личным наблюдением.

Метод анкетирования. Результативность анкетного опроса зависит от ряда условий: результаты опроса не будут использованы им во вред; формулировка вопросов должна быть чёткой, ясной; анкета не должна быть громоздкой.

Не надо переоценивать значение анкетирования. Эффективное использование этого метода требует специальных умений.

Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам, родителям с просьбой высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме.

Метод социометрического выбора. Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников. Наиболее предпочтительнее использовать методику Я.Л.Коломинского (использование поздравительных открыток).

Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры.

Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Этот метод позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, семейных приоритетах в вопросах воспитания.

Правила психологической безопасности при работе с анкетами и педагогическими опросниками.

 

Ответы учащихся, родителей при анкетировании позволят педагогу более точно уяснить, в каких условиях, в каком психологическом состоянии пребывают его подопечные, чтобы понять их проблемы и выстроить более эффективную программу взаимодействия. Но при этом педагог должен строго соблюдать правила обращения с данным «инструментом», так как он достаточно «острый». Любое нарушение может больно поранить психику детей, а отношения между учащимися, родителями и педагогом непоправимо испортить.

Вот эти правила:

●Если в школе есть социально-психологическая служба (социальный педагог, психолог), то именно в их компетенции выяснять социально-психологические проблемы учащихся и их семей и заниматься дальнейшей коррекцией. Это объясняется тем, что большинство методик предъявляют большие требования к квалификации человека, проводящего их, особенно на стадии интерпретации результатов. Если такой службы в школе нет, педагог всегда может получить консультацию по той или иной методике в ППМС центре района или в других образовательных учреждениях, где есть данные специалисты.

●Педагогу, прежде чем анкетировать детей или родителей, необходимо подготовить их к этому, создать искреннюю, доверительную атмосферу. Постороннему – психологу, социальному педагогу, заместителю директора – необходимо согласовать процедуру опроса с классным руководителем, предварительно ознакомив его с целью анкетирования.

●Предлагая учащимся, родителям честно и искренне ответить на вопросы, необходимо убедить их, что они за свою честность никак не пострадают.

●Анкеты чаще всего рекомендуется делать анонимными, но если педагог сможет создать безопасную, доверительную атмосферу и сделать анкеты персональными, то ему станут более ясны проблемы конкретных детей и родителей в межличностных отношениях, в семье, а также в отношениях с самим собой.

●Подсчёт мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и крайние суждения.

●Результаты (групповые) обязательно должны быть доведены до сведения тех, кого анкетировали с сообщением выводов по результатам. Необходимо помнить: любое анкетирование должно служить укреплению взаимопонимания педагогов, учащихся и родителей.

Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в классе (в семье). Особенности это касается тестов по социометрии.

Полученную в результате диагностики информацию нельзя использовать для воздействия на ребёнка или родителей, так как это может закрыть пути для доверительных контактов с семьёй.

Информация о неблагополучии в семье служит педагогу, прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней.

●Беседуя по результатам анкетирования с учеником или родителями индивидуально, следует подчёркивать и опираться на их сильные стороны, мобилизуя их усилия на борьбу с их слабыми сторонами. При этом необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и приёмы работы над собой.

●Выводы, почерпнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять в процессе жизнедеятельности путём педагогических наблюдений, а также учитывать мнения других.

Таким образом, любое «прикосновение» к детям при помощи тестов, анкет, опросников должно проводиться с учётом главного принципа – «Не навреди!», должно делать их сильнее, вооружать новыми знаниями о себе и мире, более эффективными способами поведения, защиты, снимать внутренние препятствия и комплексы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: