Функционирование системы гражданской обороны




Тема 3.2 НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫНА ПРЕДПРИЯТИЯХ (В ОРГАНИЗАЦИЯХ)

Правовые основы и понятие гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии.

Гражданская оборона России является составной частью общей системы государст­венных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время, Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Правовую основу составляет Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

В законе определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан Российской Феде­рации в области гражданской обороны (ст. 10):

«Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:

- проходят обуче­ние способам защиты от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий;

- прини­мают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

- оказывают содействие органам государственной вла­сти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».

Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возника­ющих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятийпо световой и другим видам маски­ровки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникнове­ния опасностей для населения при ведении военных действий иди в следствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходи­мых мер;

— борьба с пожарами, возникающими при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению. Обезза­раживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадав­ших при ведении военных действий, срочное восстановление функци­онирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Функционирование системы гражданской обороны

Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимости от об­становки система гражданской обороны может функционировать в одном из следующих режимов:

1. Режим повседневной деятельности. Осуществляется функционирование в мирное время при нормальной обстановке. Проводятся работы по повышению устойчивости объекта в ЧС, формируются и пополняются запасы средств, проводится обучение сил гражданской обороны и населения.

2. Режим повышенной готовности объявляется при ухудшении производст­венной, радиационной, химической, биологической, сейсмической или гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.

3.Чрезвычайный режим — начинается с момента объявления со­
стояния войны, фактического начала военных действий или введения
Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдель­ных ее местностях.

На федеральном уровне руководство ГО осуществляет правитель­ство РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организа­циях управление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся по должности начальниками ГО. На территориях субъектов РФ и муници­пальных образований руководство ГО осуществляют соответствующие главы органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые по должности одновременно являются начальниками ГО. Все начальники и руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО на соответствующих территориях и в организациях.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автоном­ных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.

В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские форми­рования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.

Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющи­ми потенциально опасные производственные объекты, важное оборон­ное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта, основные из которых сле­дующие:

— организация защиты рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также от средств поражения противника;

— участие в разработке и проведении комплексамероприятий,
повышающих устойчивость работы объекта в условиях мирного и
военного времени;

— своевременная разработка и уточнение планирующих докумен­тов ГО;

— создание, подготовка и поддержание в готовности формирова­ний ГО;

— организация и осуществление мероприятий, обеспечивающих
выполнение спасательных и аварийно-восстановительных работ;

— контроль за поддержанием в, готовности пунктов управления,
систем оповещения и связи;

— организация постоянного взаимодействия со штабов ГО района
(города) с соответствующими службами ГО по вопросам рассредоточения и эвакуации, оповещения и связи, проведения спасательных работ, организация контроля радиоактивной и химической обстановки;

— обеспечение рабочих и служащих, формирований ГО индивидуальными средствами защиты, другими материальными средствами;

— определение требований, разработка заданий на проектирование убежищ и организация контроля за их сооружением и правильной эксплуатацией;

— разработка предложений и направлений совершенствования
действующей системы ГО, повышению надежности защитных мероприятий.

План работы ГО объекта на мирное время является основным рабочим документом штаба ГО. Он должен содержать подробную характеристику объекта; прогнозную оценку ситуации на объекте при различных видах ЧС; перечень выполняемых мероприятий и последо­вательность действий всех служб и подразделений ГО объекта в усло­виях ЧС. К плану прилагаются следующие документы и дополнения:

— схема территории объекта (с указанием предназначения зданий
и количества работников в каждом);

— инструкции безаварийной остановки отдельных видов произ­водств;

— схема расположения пожарных гидрантов, пожарных кранов,
средств пожаротушения;

— список руководящего состава объекта (домашний адрес, телефон), которые должны быть немедленно оповещены в случае аварии;

— перечень формирований (добровольная пожарная дружина,
добровольная газоспасательная служба и т. д.);

— ведомость обеспеченности индивидуальными средствами защиты работников объекта, с указанием мест их складирования и хранения, ответственных лиц;

— ведомость обеспеченности формирований приборами, комп­лектами и другим имуществом ГО;

— список аварийно-технических служб района;

— перечень организаций района по оказанию экстренной меди­цинской помощи;

— принятая в районе, ведомстве система информации и докладов
по ЧС;

— формализованный бланк расчета ущерба при ЧС;

— режимы радиационной защиты.

Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персо­нала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым ивключает в себя вводный инструктаж, текущий инструктаж, озна­комление с характеристиками и способами обращения с индивидуаль­ными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог.

При приеме на работу проводится вводный инструктаж, для чего штабом ГО объекта разрабатывается специальное пособие (инструкция вводного инструктажа). Ознакомление и изучение инструкции рабо­чими и служащими может проводиться непосредственно в подразде­ени в течение первой недели после трудоустройства. Руководители отдельных служб и подразделений проходят обучение в штабе ГО объекта. Повторные инструктажи с рабочими и служащими проводятся по правилам и в сроки, установленные для инструктажей по технике безопасности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: