Что такое учение о двойном предопределении?




Библейская школа «Слово Истины».

Сотериология (часть I).

 

Элементы спасения.

Божий план в спасении.

 

(Общая схема).

 

Пять звеньев неразрывной цепи спасения.

 

Предузнал Предопределил Призвал Оправдал Прославил

 

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30).

 

Рассматривая Рим. 8:30, выделим три аспекта спасения.

 

1-ый аспект спасения: вечность прошлого 2-ой аспект спасения: настоящее (совершается в земной жизни) 3-ий аспект спасения: вечность будущего (небеса)
А кого Он предопределил тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал тех и прославил
=

Количество

предопределенных

=

Количество призванных

Количество оправданных

Количество прославленных
=

Количество избранных

=

Количество спасенных

Количество достигших небес

Вывод: Божий план по спасению грешников абсолютно эффективен.

Ни один человек не может выпасть из него: всех, кого Отец в вечности прошлого наметил спасти, Он приведет в небеса.

«А кого … тех …, а кого … тех …; а кого … тех …» – речь идет о неизменном количестве.

 

Никто не может выпасть из числа спасаемых.

 

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон»

(Ин. 6:37).

 

«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин. 6:39).

 

Никто не может быть добавлен к числу спасаемых.

 

«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44).

 

«И сказал: «Для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего»» (Ин. 6:65).

 

 

Элементы спасения.

Вечность прошлого.

 

Избрание.

I. Три вида избрания.

 

1. Корпоративное избрание.

Это избрание Израиля как народа. Оно несет с собой Божьи благословения, например, все израильтяне вышли из Египта, все ели манну.

 

· Корпоративное избрание Израиля как народа не означает индивидуального избрания к спасению.

«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли египетской, потом неверовавших погубил» (Иуд. 1:5).

 

«Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего» (Ин. 8:37,38).

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.

Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

· Корпоративное избрание евреев как народа является безусловным.

Что такое безусловное избрание? Это избрание, не зависящее ни от каких заслуг человека и являющееся проявлением суверенного выбора Бога.

«Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.

Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которой Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукой крепкой и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя египетского» (Втор.7:6-8).

 

Избрание Богом Израиля было незаслуженным. Ничто со стороны этого народа не могло привлечь Божий выбор: это народ малочисленный и, как показывает Ветхий Завет, постоянно изменявший Богу.

Единственная причина избрания – это Бог, проявление Его особой суверенной любви.

 

2. Индивидуальное избрание к служению.

 

«Иисус отвечал им: «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол»»

(Ин. 6:70).

 

««Но есть из вас некоторые неверующие». Ибо Иисус от начала знал, кто неверующие и кто предаст Его. И сказал: «Для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего»»

(Ин. 6:64,65).

 

Избрание к служению не означает автоматически избрания к спасению.

В некоторых случаях, как например, с Иудой, есть избрание к служению, но нет избрания к спасению.

Избрание к служению отделено от избрания к спасению, но обычно совершается после него.

 

 

3. Избрание к спасению.

Это индивидуальное избрание, совершенное до сотворения мира.

Оно всегда приводит к спасению и к прославлению.

 

Рассмотрим, какие виды избрания имели некоторые люди.

 

  Корпоративное избрание Избрание к служению Избрание к спасению
Иуда + + -
Павел + + +
Обращенный из язычников Тит - + +
Спасенные женщины из язычниц (1Кор.14:34) - - +

 

 

II. Избрание к спасению.

 

1. Ложные представления об избрании к спасению.

 

А. Избрание как избрание Церкви.

Сторонники этого взгляда утверждают, что Бог избрал определенную группу (определенное количество), но не конкретных людей.

Избрана масса, но конкретно кто, неясно.

 

Это неверно.

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви» (Еф. 1:4).

 

«Нас», обратите внимание, Павел говорит о конкретных людях, включая самого

себя.

 

Имена тех, кто не будет спасен (то есть не избран к спасению) известны Отцу:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Отк. 17:8).

 

«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Отк. 13:8).

 

Если Богу известны имена неспасенных еще от вечности, как вы думаете, известны ли Ему имена спасенных?

Ответ: конечно, известны.

 

Идея избрания как избрания Церкви (массы, группы, количества без поименного определения конкретных людей) атакует учение о Божьем плане, а также учение о всезнании Бога.

Если Бог не знает поименно, кто будет спасен, значит, Его всеведение ограничено, и план неточен.

Это неверно.

«Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лук. 12:6-7).

 

Если всезнающий Бог знает количество волос на нашей голове, тем более Он точно знает имена тех, кто будет спасен и кто не будет.

Еще прежде создания мира Бог составил Свой план, включающий в себя все события, крупные и мелкие.

Спасение грешников является центральной частью этого плана!

 

«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18).

 

 

Б. Избрание, основанное на предвидении (обусловленное избрание).

Эта точка зрения утверждается в таких учениях, как полупелагианство и арминианство.

 

Схема.

 

 

Сторонники этого взгляда утверждают, что причиной божественного выбора является не Его суверенное решение избрать тех, кого Он Сам захотел, а Его предвидение.

Бог «заглянул» в будущее и увидел тех, кто захочет веровать, и за это Он избрал их к спасению.

 

Почему это неверно.

Рассмотрим 4 причины:

 

1) Избрание по предвидению игнорирует проблему полной греховности человека.

Бог не может предвидеть в нас желание уверовать, потому что человек духовно мертв и не хочет верить и искать Бога.

 

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…» (Еф. 2:1).

 

«Как написано: «Нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога. Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного»» (Рим. 3:10-12).

Если бы Бог избирал к спасению тех, кто захочет уверовать, тогда бы ни один человек никогда не получил спасение, потому что на самом деле никто верить не хочет!

 

Пример:

 

 

«Бог не может предвидеть в нас ничего хорошего, так как в человеке нет ничего хорошего, кроме того, что Сам Бог дает нам в благодати избрания».

(Ч. Сперджен).

 

 

2) Избрание по предвидению противоречит здравому смыслу.

Бог не может предвидеть в нас желание верить, так как сама вера – это Его дар.

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9).

 

Сперджен пишет: «Предположим, на улице двадцать нищих, и я решаю подать одному из них шиллинг. Неужели кто-то скажет, что я выбрал именно этого человека, потому что предвидел, что он будет иметь его. Такое утверждение было бы нелепым».

 

В арминианстве избрание вызвано верой, то есть вера ведет к избранию.

Это неверно, библия учит как раз обратному: избрание ведет к вере.

«Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48).

 

Также Сперджен пишет: «Вера – это дар Бога. Всякая добродетель от Него. Следовательно, не может быть, чтобы добродетель человека побуждала Бога избрать людей, потому что она сама есть Его дар!»

 

 

3) Избрание по предвидению несоответствует характеру Бога.

Бог никогда не принимал никаких решений в вечности прошлого, руководствуясь чьей-то волей, кроме Своей. Бог составлял Свой план единолично и согласно этому плану избрал тех, кого Сам захотел.

 

«Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?

С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?»

(Ис. 40:13,14).

 

Ясно, что все эти вопросы риторические, и ответ на них подразумевается отрицательный.

 

Принимая решения в вечности прошлого относительно избрания к спасению, Бог точно так же, как и во многих других случаях, не советовался ни с кем, кроме Самого Себя.

 

Спасение всегда исходит только от Бога (Пс.3:9; 36:39; Иер.3:23).

 

 

4) Избрание по предвидению утверждает, что распределение спасающей благодати зависит от человека.

 

Новый завет учит спасению, не зависящему от человеческих достижений

(Еф.2:8; Рим. 3:20; Гал.2:16).

 

В арминианском взгляде на спасение есть место человеческим достижениям. Человеческое решение (и желание) верить является определяющими в вопросе избрания. Избрание в арминианском богословии напрямую зависит от человеческого решения.

 

Если бы люди, исповедующие такое богословие, были последовательны не только в своих утверждениях, но и в своих молитвах, тогда бы, по словам Чарльза Сперджена, они молились следующим образом:

«Господи, я родился в славной свободной воле, я родился с силой, благодаря которой я могу обратиться к Тебе сам, я смог воспользоваться данной мне благодатью. Если бы все остальные так же хорошо воспользовались своей благодатью, как я моей, то они все могли бы спастись. Я знаю, Господь, что если мы не хотим, то Ты не заставляешь нас хотеть. Ты даешь благодать всем, но не все могут ей воспользоваться, но я смог. Многие пойдут в ад, хотя Христос заплатил за их грехи так же, как за мои, они получили столько же Святого Духа, сколько и я; у них был точно такой же шанс, как и у меня, и они были благословлены так же. Но не Твоя благодать отличает меня от них; я, конечно, знаю, что благодать сыграла важную роль, но все решал я, я воспользовался тем, что мне было дано, а другие не воспользовались – в этом разница между мной и ими». (Ч. Сперджен «12 проповедей об освящении», Минск, «Завет Христа» 2002 г., стр. 63-64).

 

В противоположность арминианской точке зрения Слово Божье учит избранию, абсолютно не зависящему от человека.

 

Желая объяснить, что милость Божья распростроняется независимо от заслуг человека, Павел пишет:

«Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (чтобы изволение Божье в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: «Больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»»

(Рим. 9:11-13).

Благодать избрания распределяется независимо от человеческих заслуг, слов или решений.

 

«Итак, [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).

 

«Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18).

 

Конечно, Апостол понимал, что учение о незаслуженном избрании может вызвать недоумение со стороны некоторых его читателей.

Предвидя их негодование, он пишет:

«Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»» (Рим. 9:19).

 

После этих слов Павлу предстояло ответить на труднейший вопрос: если Бог распределяет Свою благодать суверенным образом, по какому праву Он возлагает вину за грехи на людей, которых обошел Своей милостью?

Если бы Апостол был полупелагианином или арминианином, он непременно бы ответил так, как отвечают они: Бог, зная будущее, увидел, кто по своей воле уверует, и избрал этих людей, а других не избрал из-за того, что они не захотели уверовать, вот и все.

Если бы эта теория была знакома Павлу и соответствовала истине, именно здесь было бы самое место для ее изложения. Но вместо того, чтобы удовлетворить человеческое любопытство такой прекрасной теорией, он говорит:

«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой – для низкого?» (Рим. 9:20-21).

 

Августин писал много лет назад по этому поводу:

«Разве не удивительно, что такая уловка ускользнула от внимания Апостола? Ибо приводя прямо не относящийся сюда пример Исава и Иакова, и задавая вопрос: «Неужели неправда у Бога?» – святой Павел, если бы он хотел быстро покончить с этим вопросом, должен был ответить, что Бог предвидел заслуги того и другого. Но он не делает этого и сводит все к суду и милосердию Божьему».

 

В 10-ой и 11-ой главах послания к Римлянам Павел продолжает говорить об избрании, совершенно не зависящем от человека.

 

«Итак, вера – от слышания, а слышание – от слова Божьего.

Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их»» (Рим. 10:17-18).

 

«Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим. 11:7).

 

О распределении спасающей благодати хорошо сказано во втором послании к Тимофею:

«…спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9).

 

2. Правильный взгляд на избрание.

Безусловное избрание.

 

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16).

 

Этот стих говорит о том, что Бог избрал нас первым, наш выбор Бога – это следствие Его избрания нас, но никак не наоборот.

 

«Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48).

 

Из этого стиха следует, что вера является следствием избрания, а не наоборот.

 

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви» (Еф. 1:4).

 

Глагол «избрал» в греческом языке стоит в среднем залоге, что указывает на независимый выбор Бога.

 

III. Возражения против безусловного избрания.

 

· Это учение делает бессмысленным усилия человека: «Зачем благовествовать, жить свято, если все равно все предопределено?»

Как видно из Писания, учение об избрании мотивировало Павла благовествовать, а не останавливало его.

После того, как свидетельство Павла в Коринфе натолкнулось на противления со стороны иудеев, Господь обратился к нему:

«Господь же в видении ночью сказал Павлу: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе»» (Деян. 18:9-10).

 

Кто эти люди, упомянутые Господом, в языческом городе, ради которых нужно продолжать благовестие? Это избанные.

«Продолжай благовестие ради спасения Моих избранных», - вот, что говорит Иисус.

 

«И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божьему»

(Деян. 18:11).

 

Павел не сказал: «Ну, хорошо, в этом городе и так много избранных, они и так спасутся, поэтому я не буду больше здесь проповедовать».

Наоборот, вера в избрание мотивировала его к благовестию.

В конце своей жизни, находясь в тюремном заключении, Павел, объясняя причину своих страданий, писал:

«Помни Господа Иисуса Христа от семени Давида, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божьего нет уз. Поэтому я все терплю ради избранных, чтобы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечной славой»

(2 Тим. 2:8-10).

 

«Я готов терпеть все что угодно: тяготы тюремного заключения, гонения, скорби, ради того, чтобы привести избранных Божьих к спасающей вере».

 

Вера в избрание вдохновляла Павла благовестовать, несмотря ни на что.

 

Во втором послании Петра, автор говорит об избрании, побуждая верующих к святой жизни:

«Поэтому, братья, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание. Так поступая, никогда не преткнетесь» (2Пет.1:10).

 

«Живите свято, возрастайте в практическом освящении для того, чтобы быть твердо уверенными в подлинности своего избрания, спасения».

 

«…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви» (Еф.1:4).

 

Цель избрания – святая жизнь.

 

Вывод: правильное понимание учения об избрании побуждает верующих к благовестию и святой жизни.

 

 

· Это учение означает, что Бог замыслил грех.

 

Это не так!

Да, Бог допустил грех в Своем плане, но Он непричастен злу и греху.

Бог не творит зло в сердцах людей активным образом, Он лишь позволяет, допускает грешникам ходить своими путями.

 

Примечание.

 

Что такое учение о двойном предопределении?

 

Это учение, которое утверждает, что Бог активным образом предопределил одних к спасению, а других – к погибели; одних Бог избрал для вечной жизни, других – для вечной погибели.

Данное учение является ошибочным. Библия не учит симметричному, двойному предопределению.

Да, она говорит об активном избрании к спасению, но не учит активному избранию к осуждению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: