Формами организации общественного производства являются концентрация, комбинирование, специализация, кооперирование.




Тема: Формы общественной организации производства

 

Концентрация – процесс укрупнения производства, представляет собой сосредоточение производства на крупных предприятиях.

При этом предусматривается решение следующих проблем:

· укрупнение предприятий;

· сосредоточение производства на отдельном предприятии при его специализации;

· ликвидация неопределенной рассредоточенности конструктивно и технологически однородной продукции;

· освобождение предприятий от непрофильной продукции;

· развитие специализированных предприятий по централизованному изготовлению продукции;

· установление выгодных кооперированных связей.

При рыночных отношениях обязательными условиями концентрации материального производства должны быть:

· экономическая эффективность, которая может быть достигнута крупным предприятием за счет рационального использования мощностей, сырья, капитала и других факторов производства;

· наличие перспективного и стабильного сбыта продукции, платежеспособности потребительского рынка.

Различают три вида концентрации:

- концентрация специализированного производства;

- концентрация комбинированного производства;

- увеличение размеров универсальных предприятий.

Примером концентрации специализированного производства может служить завод специализированного инструмента и технологической оснастки (СИ и ТО) Минского тракторного завода.

При едином экономическом пространстве оправданным было наращивание мощностей (концентрация комбинированного производства) на Минском камвольном комбинате. Предприятие удовлетворяло потребность в тканях (плательные и костюмные группы) всех швейных предприятий Союза.

Одно из крупнейших предприятий Республики – Минский автомобильный завод – с падением спроса на большегрузные автомобили освоил выпуск автобусов, малотоннажных грузовиков, троллейбусов. Ему присущи черты концентрации универсального предприятия.

В каждой отрасли и под отрасли народно-хозяйственного комплекса концентрация производства зависит от конструктивно-технологических особенностей продукции.

Концентрацию в бытовом обслуживании можно внедрить только в тех случаях, когда производственный процесс не требует присутствие заказчика, и общение с ним предприятие осуществляет через приемные пункты (напр., завод «Рембыттехника», механическая прачечная, мебельное предприятие).

Швейное ателье желательно приблизить к заказчику и размещать их в удобном месте для заказчика. Следует учесть то, что чем крупнее предприятие, тем больше радиус обслуживания. Следовательно, происходит удаление от заказчика.

Оптимальный размер концентрации – выполнение договорных обязательств с минимальными затратами.

Комбинирование производства представляет собой соединение в одном предприятии разнородных производств, находящихся в технико-экономической и технологической зависимости. Продукты одного производства должны здесь служить сырьем, полуфабрикатами или вспомогательными материалами для других производств.

Эффективность комбинирования достигается за счет:

· непрерывности производства (исключаются транспортные расходы);

· комплексности использования сырья (из 15 компонентов руды, к примеру, извлекают 14);

· лучшего использования живого труда (сокращаются непроизводительные расходы за счет рациональности инфраструктуры производства);

· повышения, в конечном счете, конкурентоспособности посредством уменьшения трудоемкости.

Следовательно, с развитием рыночной экономики концентрация и комбинирование производства могут получать широкое развитие в случае экономической эффективности.

Наиболее распространено комбинирование в текстильной промышленности, где объединяются прядильное, ткацкое, отделочное производства (напр., ОАО «Камволь»). В бытовом обслуживании примеров комбинирования нет.

Комбинат бытового обслуживания (КБО) не является примером комбинирования, т.к. разнородные производства не связаны между собой производственным процессом.

Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции или выполнение однородных работ. Специализация повышает производительность труда и качество продукции. Она имеет три формы:

- Предметная (наиболее распространена) – это специализация по производству готового продукта (инструментальный или автомобильный завод, в швейной под отрасли - пошив брюк, меховых изделий, головных уборов).

- Подетальная (поузловая) – производство частей готового продукта, т. е. сосредоточение на выпуске деталей, агрегатов, заготовок, полуфабрикатов (подшипниковый завод, «Белшина», в швейной под отрасли - изготовление полуфабрикатов, плечевых накладок).

- Технологическая – выполнение части производственного процесса (литейный завод, прядильная или отделочная фабрика, ремонтные заводы; в швейной под отрасли - раскройный, пошивочный цеха, бригада по подготовке к примерке, бригада по дошиву после примерки, бригада по отделке).

Переход к рыночной экономике заставил коллективы предприятий пересмотреть политику в области специализации и перейти на диверсификацию производства. Это выразилось в широком наборе номенклатуры продукции, часто не отвечающем признакам однородности и профильности.

Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями, совместно выпускающими продукцию, по взаимопоставкам материалов, полуфабрикатов, деталей, узлов машин и т.п., но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.

При кооперировании предприятия – поставщик организует свой производственный процесс так, чтобы полностью удовлетворять требования предприятия – заказчика.

Различают виды кооперирования:

· по отраслевому признаку делится:

а) на внутриотраслевое

б) на межотраслевое

· по территориальному признаку:

а) внутрирайонное

б) межрайонное.

В швейной под отрасли службы быта широкое распространение получило внутриотраслевое кооперирование. Кооперативные связи предприятий всегда оформляются договором, в котором указывается перечень поставляемых заказов и сроки их выполнения.

Формы кооперирования аналогичны формам специализации.

Экономическая эффективность специализации (и кооперирования) проявляется:

- в снижении себестоимости за счёт повышения производительности труда;

- в уменьшении условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

На основе специализации и кооперирования производства возникают более устойчивые связи с поставщиками и потребителями, улучшается и упрощается материально-техническое обеспечение и сбыт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: