Томас Манн «Будденброки»




Контрольная работа №3

Ги де Мопассан «Жизнь»

1) Многие герои романа вступают в любовные отношения: Жанна и виконт де Лямар, барон и баронесса (родители Жанны), граф и графиня Фурвиль, виконт де Лямар и графиня Фурвиль, виконт де Лямар и Розали, Поль и его возлюбленная. Большое внимание в романе уделяется чувственному, страстному проявлению любви. Мопассан, следуя натуралистическому принципу, пытается указать максимально точные детали проявления этого чувства. Об этом свидетельствует одна из ярких сцен романа, когда, отстав от проводника корсиканца, Жанна и Жюльен предались любви. Однако страстное проявление любви оценивается главной героиней как постыдное и неприемлемое, если речь идёт об отношениях вне брака. Она осуждает своего мужа, Розали, графиню Фурвиль и собственную мать за преступную связь. Предельно жёстко относится к подобным отношениям аббат Тольбьяк, а аббат Пико и барон напротив считают их проявлением природного начала в человеке. Отрицательная характеристика Тольбьяка позволяет предположить, что авторскую позицию, возможно, выражают аббат Пико и барон.

Особые отношения существуют между бароном и баронессой. Их любовь, это любовь-дружба, любовь-уважение, любовь-взаимопонимание. Эти люди уже много лет вместе, за это время они научились понимать и прощать друг друга (закрывали глаза на измены). Жанна считает отношения своих родителей идеальнми.

Граф Фурвиль с особой трогательностью и заботой относится к своей жене. Однако его чувство настолько сильно и слепо, что приводит к трагедии (смерть графини и Жюльена). Граф до сумасшествия любил свою жену, но она не могла ответить ему тем же. Жанна восхищается чувством графа, но в то же время ощущает скрытую опасность в этом.

Развитие отношений Жанны и Жюльена можно представить в несколько этапов (с позиции героини): проявление первого любовного чувства, пробуждение чувственности, ощущение отчуждённости («Два человека никогда не могут проникнуть друг другу в душу…»), презрение к изменившему мужу, смирение.

2) Финал произведения неоднозначен. Его можно трактовать с оптимистической точки зрения: на коленях героини дочка любимого сына Поля, сам он обещает приехать через пару дней, Розали произносит: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают». Можно предположить, что семья воссоединится, а Жанна обретёт смысл жизни, воспитывая внучку.

С другой точки зрения можно сказать, что жизнь Жанны закончена, она больна и стара, а появление этого ребёнка – лишь последний светлый миг в её многострадальной жизни.

Вне зависимости от трактовки финала в нём явно ощущаются оптимистические нотки. «И когда голубые глаза малютки раскрылись от внезапного света, когда она зачмокала ротиком, Жанна подняла ее и осыпала неистовыми бессчетными поцелуями...»

3) Образ главной героини Жанны де Во раскрывается через сопоставления с природой. Перед замужеством в ожидании любви и счастья Жанна живёт в «Тополях», где, кажется, природа вторит её чувствам. «Жанне казалось, что сердце ее ширится, наполняется шепотом, как эта ясная ночь, и внезапно оживляется сонмом залетных желаний, подобных бесчисленным жизням, которые копошатся в ночной тьме. Какое-то сродство было между ней и этой живой поэзией, и в теплой белизне летнего вечера ей чудились неземные содрогания, трепет неуловимых надежд, что-то близкое к дуновению счастья». Неудивительно, что яркое чувственное переживание Жанна испытывает на лоне природы во время путешествия на Корсику, где буйству красок нет предела. Трудные и печальные моменты в жизни Жанны сопровождаются унылыми и серыми осенними или зимними пейзажами. «Луны не было, звезды искрились огненными зернами на черни неба, но равнина стояла светлая в своей тусклой белизне, в мертвенном оцепенении, в беспредельном безмолвии. Жанна шла быстро, не переводя дыхания, не сознавая ничего, не задумываясь ни над чем».

Важно также, что Жанна воспитывалась в монастыре, что может объяснить её чистоту, правильность моральных установок. Кроме того, кое-что главная героиня унаследовала от своих родителей: мечтательность, неумение обращаться с деньгами, чувство справедливости.

Многие качества проявляются в столкновении героини с какими-либо ситуациями. Лучшие свои качества демонстрирует Жанна, когда не позволяет выгнать из дома Розали с незаконнорожденным ребёнком. Безвольность проявляет по отношению к сыну, который беспрестанно просит деньги.

Автор открывает нам внутреннюю жизнь Жанны. Внутренние монологи и размышления героини занимают немалую часть романа. «…но в ней засела страшная мысль, что он может умереть. Что ей тогда делать? Что с ней станется? И потихоньку в душу ее прокралось смутное желание иметь второго ребенка».

Томас Манн «Будденброки»

4) Семейство продаёт старый дом и переезжает в новый. Вскоре глава семейства Иоганн Будденброк получает письмо от своего старшего сына, женившегося на лавочнице, за что его не могут простить. В письме Готхольд требует своей доли от сделки, но, посоветовавшись, Иоганн старший и Иоганн младший принимают решение отказать в деньгах.

У Элизабет и Иоганна младшего рождается дочка Клара. Семейство счастливо, а имя девочки заносят в тетрадь с золотым обрезом (генеалогическое древо семьи). Через шесть лет после переезда в новый дом умирает мадам Антуанетта Будденброк, сразу за ней умирает Будденброк старший, так и не упомянувший в предсмертный час Готхольда. Вскоре Готхольд ликвидировал лавку, после чего его снова приняли в семью.

Томас в год смерти деда вступает в семейное дело, а вот Тони и Христиан подают поводы для недовольства ими. Тони отдают в пансион.

Тони хотят выдать замуж за Грюнлиха, коммерсанта из Гамбурга, однако он ей не нравится. Родители настаивают и отправляют её отдохнуть к морю, где Тони встречает Мортена. Между ними возникает симпатия, но Антония ощущает себя частью семейства и должна подчиниться требованиям этой семьи. Она выходит замуж за Грюнлиха. Томасу тоже приходится отказаться от любви, так как он чувствует себя должным сделать выгодную партию.

В чете Грюнлихов рождется дочь Эрика, однако финансовые дела семьи идут плохо. Грюнлих банкрот, и Иоганн Будденброк забирает дочь и внучку к себе.

Умирает Иоганн Будденброк, теперь фирмой руководит Томас, хотя официально этим занят Готхольд. Христиан же совсем не рвётся заниматься семейным делом.

После смерти Готхольда празднуют сразу две помолвки, а за тем две свадьбы: Клары с пастором Тибуртиусом и Тома с Гердой. Тони уезжает погостить у подруги в Мюнхене. Том и Христиан всё чаще ссорятся, и Христиан выходит из фирмы.

Второй брак Тони с Алоизом Перманедером, с которым она познакомилась в Мюнхене тоже оказывается несчастливым. Тони возвращается в родительский дом. У Тома и Герды рождается сын Ганно. Том становится сенатором и строит новый дом.

Клара умирает, а её наследственная доля отдана мужу. Том расстроен, что такая крупная сумма ушла из семейного бюджета. Эрика, дочь Тони, выходит замуж. Дела фирмы Будденброков идут всё хуже и хуже. Ганно не проявляет интереса к торговомц делу, а однажды проводит черту под своим именем в тетради с золотым обрезом (символ конца).

Муж Эрики попадает в тюрьму. Умирает Элизабет Будденброк, а Христиан намеревается женится на девушке лёгкого поведения. Большой дом больше не нужен, его покупает конкурент и соперник Хагенштрем.

Томас Будденброк умирает, завещая ликвидировать фирму. Семья ликвидирует фирму и терпит большие убытки. Христиан женится, жена помещает его в лечебницу. Умирает от тифа Ганно, а Герда уезжает в Амстердам.

5) Антония Будденброк, оглядываясь на историю семейства, осознавая свою причастность к нему, отказывается от своего счастья, от любви. Она должна составить хорошую партию, чтобы не посрамить честь семьи (сын лоцмана – неподходящая кандидатура). Стоит отметить, что окончательное решение выйти за Грюнлиха принимает сама Антония. Второй её брак совершился тоже не по любви, а из желания исправить ошибку первого брака, стать полоценной представительницей семейства Будденброков, жизнь которой сложилась «Этой ночью она видела во сне страницу, где ей предстояло отметить свое вступление во второй брак, - событие, которое начисто сотрет то черное пятно в фамильной тетради».

Неудача в первом браке, а именно банкротство Грюнлиха, обусловлено тем, что в Европе того времени существовала экономическая нестабильность. Когда зарабатывать привычным уже не получалось. Пускаясь в опасные авантюры, не имея при этом необходимых качеств и навыков, муж Тони за 4 года растратил всё приданое. Но ведь и фирма «Иоганн Будденброк» несла крупные потери.

Постепенное вырождение семьи Будденброков также отражается на Тони, её вторая дочь появляется на свет мёртвой. После второго развода светская жизнь Тони совершенно забывается. Автор с иронией замечает, что Антония заботилась об «аристократическом» воспитании дочери, и потому Эрика мало что смыслила в жизни. Хотя смыслить бы стоило, чтобы иметь возможность устроится в жизни. Антония не отдавала себе отчёт в том, что прошло то время, когда молодую девушку нужно было только удачно выдать замуж. «…мечтала счастливо и выгодно пристроить ее - так, чтобы замужество Эрики сделало честь семье и заставило бы всех позабыть злую участь матери. Но прежде всего Тони жаждала доказать старшему брату, в последнее время столь безнадежно смотревшему на жизнь, что счастье не вовсе ушло из их семьи, что не все уже кончено...» Однако брак Эрики также оказывается неудачным, сначала её мужа садят в тюрьму, а потом он просто исчезает из её жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: