Экономическая ситуация в транспортном секторе в России и мире
Логистический рынок тесно связан с торговлей. ВТО вводит все больше ограничительных мер, снижается уровень инвестиционного спроса (с 10% в 2010 году до 2,9% в 2016 году (Рис. 1)). Эти и другие причины привели к значительному снижению темпа роста торговли (Рис. 2). Впервые за последние 15 лет темп роста торговли оказался ниже темпа роста ВВП. Негативные тенденции мировой торговли влияют на ситуацию в российском транспортном секторе, особенно это касается морских перевозок, состояние которых в наибольшей степени зависит от мировых тенденций. [2]
Рис. 1. Количество ограничительных мер, введенных и отмененных в 2014-2016 гг.
Источник: Всемирная торговая организация
Рис. 2. Темпы роста мировой торговли и темпы роста ВВП в 2014-2016 гг.
Источник: Всемирная торговая организация
Экономика России в течение 2016 года находилась в стагнации: падение уровня потребления и инвестиций в основной капитал по сравнению с 2015 годом оказывали негативное влияние на объемы внутренних перевозок.
Ниже представлены данные о структуре перевозки грузов по видам транспорта за 2016 и 2017 гг.
Структура по количеству грузов
Рис.3. Структура перевозок груза по видам транспорта за 2016 год
Источник: Росстат | Рис. 4. Структура перевозок груза по видам транспорта за январь-май 2017 года Источник Росстат |
Структура по грузообороту
Рис. 5. Структура грузооборота по видам транспорта за 2016 год
Источник: Росстат | |||
Рис. 6. Структура грузооборота по видам транспорта за январь-май 2017 года
Источник: Росстат |
Основные проблемы транспортного сектора
Различные сегменты транспортного рынка России имеют свои характерные проблемы, однако существует ряд общих факторов, препятствующих развитию всего транспортного рынка.
Недостаточный объем инвестиций в транспортную инфраструктуру
На данный момент основным драйвером развития инфраструктурной составляющей транспортного сектора являются государственные инвестиции в рамках различных целевых программ. Однако для успешного развития транспортной инфраструктуры необходимо привлечение частных инвестиций. Согласно исследованию Всемирного банка, расходы на инфраструктуру в России составляют 1% от ВВП. Среди стран БРИКС более низкие показатели имеют только Бразилия и Индия, но при этом они отличаются высоким уровнем частных инвестиций.
Низкая эффективность и производительность транспортного сектора
Ввиду географических особенностей и все тех же проблем инфраструктуры, сегмент коммерческих грузовых перевозок в России характеризуется низкой эффективностью. Согласно исследованию Всемирного банка, Россия занимает 99 место в мире по индексу эффективности логистики (Logistics Performance Index), имея низкие оценки по всем показателям, учитываемым при расчете индекса (включая оценку таможенной системы, состояние инфраструктуры, доступность международных перевозок и т.д.).
Решением выше перечисленных проблем может стать проведение структурных реформ в экономике, которые бы позволили повысить уровень конкуренции и уйти от сырьевой специализации экономики к производству высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью, перевозка которых более маржинальна. Кроме того, важно существенное повышение эффективности и качества (разнообразия) предоставляемых логистических услуг, которое само по себе может привести к снижению затрат на единицу продукции, увеличению объемов торговли и, в частности, экспорта.
По расчетам Организации экономического сотрудничества и развития, 10%-ное повышение эффективности транспортного сектора приведет к росту ВВП на 0,8%. Повышение эффективности также может сыграть ключевую роль в росте уровня доходов дотационных регионов России: Юга, Сибири и Дальнего Востока.
ЛИТЕРАТУРА
1. Титова З.Е. Транспортный сектор в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2016. - № 2-1 (67-1). С. 247-249
2. Ларионова В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной логистики // Российское предпринимательство. 2013. - № 24
3. Хегай Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России // Теория и практика общественного развития. 2014. - №4. С.205-207
4. Обзор российского транспортного сектора в 2016 г. // Официальный сайт «КПМГ» // Режим доступа: https://home.kpmg.com/ru/ru/home.html
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gks.ru