ЦЫГАНСКОЕ НАРОДНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО




Межрегиональная общественная организация «Ассоциация цыган»

Профессиональное цыганское народное исполнительство сложилось в России с 1774 года. Тогда появился первый знаменитый хор, собранный из крепостных домов графом А.Г. Орловым-Чесменским Сначала почти все исполняли русские народные песни, романсы, составленные из произведений Глинки, Булахова, Дюбюка, Гумилева. В то далекое время цыгане еще избегали петь и танцевать со сцены свои танцы и традиционные песни на родном (цыганском) языке.

На период конца XIX и начала XX века приходится бурное развитие творческих коллективов и отдельных сольных исполнителей, а затем, по историко-политическим причинам наступает резкий спад. Особенно во времена НЭПа. Тогда пострадали от Советов многие профессиональные семьи, выступавшие на эстраде. Ученые-фольклористы выделяют 2 школы хорового пения; Петербургскую и Московскую. «Было время, когда ни одной музыки не любили больше цыганской» — писал от тех днях Лев Толстой, сам знавший цыганский язык и культуру ромского народа. В те времена существовала особенная мода на «личные хоры», которые жили в поместьях отставных генералов, ротмистров, а а также при княжеских имениях Именно стараниями частных лиц и были образованы первые поседения артистов на Образованы музыкальные династии Соколовых, Губкиных, Васильевых, Хлебниковых, Бауровых, Пайковых (Новгород), Морозовых (Коломна), Поляковых (Тула), Ильинских, Данченко, Масальских (Польша, Украина). Ими восхищалась вся императорская династия, начиная с Александра I, а концерты таких знаменитых династий собирали до 1000 артистов и 7000 - 10000 зрителей. Постановки носили тематический характер: «Шахерезада», «Карнавал», показывались различные исторические события: турецкая война, наполеоновское нашествие, заканчивающееся нашей победой и фейерверком. Среди страстных поклонников цыганского исполнительства были персидский двор, «Король» оперетты Жак Оффенбах. 80-е г. XIX века - время наивысшего расцвета цыганского народного творчества. В 1887 г. В Малом театре поставлены оперетта «Цыганский барон», а год спустя оперетта на цыганском языке «Чая Андро Вэша», полностью составленная из таборного фольклора. После такого аншлага цыганские творческие коллективы признаны самыми лучшими, а один из них, которым руководил Николай Иванович Шишкин, существовал аж 40 лет!

Цыганская музыка считается самой популярной и изученной в цыганологии. Этому направлению посвящено более 100 научных работ, но собирающийся десятилетиями фактолологический материал еще ждет своего исследователя. Самобытная музыкальная система появилась только в тех странах, где долгое время работали профессиональные коллективы. За время своего развития сложилось три системы музыкального творчества: 1. Танец фламенко и музыка (Испания) 2. Инструментальный фольклор - вербункош (Венгрия) 3. Танец и хоровое пение (Россия). Во всех остальных странах цыгане исполняли местный фольклор. В Турции - турецкий, в Сербии - сербский, в Молдавии - молдавский. В Армении исполняют только армянский фольклор, зачастую даже лучше, чем сами армяне. Кроме этого, в некоторых странах Востока, например, Египте, Турции, цыгане довольно давно исполняют экзотический и древний танец живота.

Одним из красивейших зрелищ является исполнение цыганами фламенко. По мнению исследователей, искусство этого красивейшего танца было занесено в Испанию ромами, пришедшими из Фландрии (XVI в), во времена Карла V. От слова «Фландрия» и происходит название стиля, оно тождественно Фламандии, территории Северной Европы. Как бы там ни было, а слова «Фламенко» и «Гитано» (цыгане) - стали синонимами! Придя в Андалусию, ромы стали объединять танец и пение в тавернах. Со временем там появился еще один жанр - каталонское фламенко и таррагонская румба. Оба стиля обязаны также цыганам! В Испании жили и работали на сцене такие звезды цыганского танца как Тересина Барона, Росита Сеговия, Эмма Мальерас, Хуана (ла Фараона), Флорес Амайя; Антонио -Эспаньол, Винсенте Эскудейро.

Другой, не менее интересный танец, называемый «вербункош», тоже обязан появлению в Венгрии цыган. Жемчужиной Австро-Венгерской короны был признан знаменитый скрипач Янош Бихари. Его оркестр участвовал в балах, коронации и считался гордостью венгерской нации.

Наконец, танец и хоровое пение России. У русских цыган таборная песня сложилась в XIX - начала XX в.в., в других этногруппах – раньше, и стала результатом творчества хоровых коллективов, которые и распространяли фольклор в кочевой среде. Началу расцвета романса положил Алябьев. Произведения той поры исполняются и сегодня на слова М.Глинки, И.Тургенева, А.Григорьева. Благодаря романсу хоры не только выжили, но и приобрели себе новых поклонников, после триумфа артисты начали знакомить публику с таборным фольклором. Цыганский фольклор создавался преимущественно из переработки русской музыкальной культуры. Аналогичные процессы шли в танце, костюме. Процесс этот не завершен, он идет и сегодня. К таборному фольклору относятся «Бричка», «Кай енэ», «Мэ дарова, Сарэ Патря»,»О Дывэс», «Зэлэно урдо», и «Кон авэла», «Ту балвал», «Мато», «Цоха» и другие популярные мелодии. Цыганский танец или пляска формируется в России уже в 18 веке и тоже на основе русской народной пляски - отмечает в своей энциклопедии ведущий цыгановед России Н.Г. Деметр. «История цыган - новый взгляд». В исполнении танца есть и новые элементы, например, тряска плечами, которую используют исполнительницы в танце живота. Валерий СУХОВЕРОВ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: