КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ




ВВЕДЕНИЕ

Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.
В условиях рыночной экономики определяющее значение приобретают такие качественные показатели, к снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этого можно достичь увеличением использования прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и пластмасс, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции, сокращением отходов производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и не рационные расходы, широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты, особенно при строительстве.
Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности.

Основными задачами в этой области являются:
- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
- правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей;
- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовление;
- расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса.

Все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить таким образом:
- сырье;
- основные материалы;
- покупные полуфабрикаты;
- вспомогательные материалы;
- запасные части;
- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
В бухгалтерском учете материально-производственные запасы отражаются по отдельным статьям.


ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков и т.д.).
Движение же материалов в организациях происходит ежедневно и документы на приход и расход материалов должны оформляться, по мере совершения операций и находить отражение в учете. Поэтому появляется необходимость использовать в текущем учете твердые заранее установленные цены, называемее учетными. Ими могут быть или плановые, или договорные цены.

В случае использования в текущем учете договорных цен месяца насчитываются суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.
При использовании плановых цен ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой. Этот показатель представляет возможность дать оценку процессу заготовления материалов. Транспортно-заготовительные расходы и отклонения от плановых цен рассчитываются не по каждому номенклатурному номеру материалов, а по группам материалов. За основу расчета берутся остатки материалов на начало месяца и их поступление за отчетный месяц.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе, другие - изменяют только свою форму, третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений, четвертые - только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав.

Все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить таким образом:
- сырье;
- основные материалы;
- покупные полуфабрикаты;
- вспомогательные материалы;
- отходы;
- тара;
- топливо;
- запасные части.
Кроме того, материалы классифицируются по техническим свойствам, и делится на группы: черные металлы, трубы, цветные материалы, химикаты и т.д.


ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕТУ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

Для учета движения материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации.
Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ЭВМ - один экземпляр, а при ручной обработке - не более двух.
Поступлени6е материалов в организацию контролирует в первую очередь отдел маркетинга, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли в организацию.
Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков, обычно, доставляет экспедитор. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации или к поставщику.
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза, другие - качество. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (Ф.№"М-4).
В случае доставки материалов автотранспортом со слада поставщик

выписывает товарно-транспортную накладную (Ф.№5 и М-6) в четырех экземплярах:
а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;
б) поставщику для списания ценностей;
в) для предъявления в банк на оплату.
При получении материалов, доставляемых экспедитором, материально ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества, ассортимента поступивших материалов документам поставщика.
Акт о приемке материалов (Ф. №-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения организации. Составляется акт в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию организации как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о предоставлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.
Кроме перечисленных документов, составляются требования - накладные на отпуск материалов (Ф. №М-11) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче цехам на склад неиспользованных с экономленных материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Материально ответственные лица, сдающие материалы выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху - для списания материалов, другой складу - для их оприходования.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды, на хозяйственные нужды, реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности организаций материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, накладные, требования.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом маркетинга на одну или несколько позиций (видов материалов), от-носящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет плановопроизводственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида, оставшихся в цехах на начало месяца.
Выписываются карты в двух экземплярах: один - цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается, в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя - в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. При использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию организации. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов ф. № М-10.
Накладные (Ф. №М-11) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйством своей организации, расположенным за пределами его территории. Выписываются они отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: