Тема 2. Опасность и риск. Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство




Опасность - это стресс-фактор, отражающий осознание человеком того обстоятельства, что поведение людей, действия стихийных сил природы, аварий или катастроф могут причинить ему физический или психологический вред, привести к несчастному случаю и, возможно, к гибели.

Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, отрицательными психическими состояниями.

Опасность - конституирующий признак для особой группы ситуаций, т.е. опасных ситуаций. Каждая реальная опасная ситуация является и экстремальной.

В зависимости от степени реальности угрозы опасности на поведение людей можно различать:

  • - потенциальную опасность (любой контакт с силами стихии, психогенными катастрофами и авариями);
  • - мнимую опасность (реальная опасность отсутствует, но в сознании работников существует вымышленный образ опасной ситуации: была опасность, но в настоящее время ее нет или же опасности не было вовсе из-за неточной, неконкретной информации);
  • - спровоцированную опасность (создается неверными действиями самого работника: ошибка в расчетах, в технологии и т.д.);
  • - реальную опасность (проявляется в динамике опасной ситуации: реальная угроза жизни и здоровью, чести, достоинству).

Риск - это действие в опасной ситуации, характеризующееся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств человека. Риск может пониматься как специфическая форма регуляции поведения в ситуации опасности.

Исследования показывают, что при принятии решения о риске люди учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и величину неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Риск характеризуется возможностью выбора между менее и более опасными вариантами поведения, но они различаются по степени эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто более рискованное поведение позволяет достичь цели быстрее и с минимальными потерями.

В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятия решения человеком о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку человеком соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или проигрышем.

В уголовном процессе есть понятие обоснованного и необоснованного риска. Статья 41 УК РФ отмечает, что риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием), и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Необоснованный риск - действие, заведомо сопряженное с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Есть два типа ситуаций риска:

  1. Выбор между рискованным поведением или отказом от него в зависимости от последствий.
  2. Обязательность риска со стороны специалиста в силу выполняемых им функциональных обязанностей (МЧС, подводники, шахтеры, сотрудники милиции и т.д.).

В связи с этим имеется альтернативный и безальтернативный риск.

На принятие решения о рискованном поведении влияют два обстоятельства:

  1. Факторы внешней среды.
  2. Особенности личности.

К факторам внешней среды следует отнести создавшуюся структуру принятия проблемы (сложность ситуации, имеющиеся альтернативы поведения, объем информации об обстановке, дефицит времени, адекватная оценка обстановки и своих возможностей и т.д.).

К особенностям личности - профессиональную компетентность, уверенность в себе, натренированность действий в особых ситуациях, выдержку и самообладание, психологическую устойчивость, ориентацию на внешние (экстернальность) или внутренние (интернальность) параметры субъективного контроля.

Люди с внешним локусом контроля (он может быть определен с помощью теста УСК) зависимы от внешних факторов среды, обладают пониженным самоконтролем и повышенной тревожностью (дополнительно смотри: Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД).

Определенным препятствием к осторожному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность к риску, что мешает проявлению осторожности.

Склонность к риску - отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности к самоутверждению, мотивации труда, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.), стремление к доминированию над другими.

В зависимости от стремления личности к успеху или избежанию неудачи предпочитаются варианты среднего, низкого или высокого уровней риска.

При высоком уровне тревожности поведение человека может быть неадекватным ситуации и, как следствие, могут выбираться крайние варианты действий, связанных либо с уклонением от риска, либо с выбором неадекватного варианта рискованного поведения.

Пережитая опасность оказывает двоякое влияние:

  1. Эффект Карпентера, когда после получения травмы, увечья, ранения специалист теряет веру в возможность избежать в дальнейшем несчастного случая. У него развивается "беспокойство тревоги", и каждодневная ситуация переживается, как потенциально тревожная в квадрате.
  2. Эффект обожженных пальцев, когда специалист становится более предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному риску.

Конечно, для эффективной деятельности целесообразно, чтобы опасность оказывала на специалиста влияние по второму варианту. Однако

это во многом зависит не только от ситуации, но и от психических свойств (качеств) специалиста, а в экстремальных условиях - в значительной степени от состояния, в котором он находится. За это в немалой степени может и должен быть ответственным психолог, готовивший специалистов к деятельности в особых условиях.

По определению Н.Д. Левитова состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Проблема психического состояния тесно связана с адаптацией человека в определенных условиях деятельности, в том числе и в экстремальных. Поэтому для нас важно изучение различных состояний психического напряжения: тревоги, страха, паники, "предстартовой лихорадки", "выгорания", психической травматизации.

Тревога и страх - это внешнее проявление в поведении человека его эмоционально-стрессовой реакции на экстремальную ситуацию.

В тех случаях, когда тревога переходит в страх и достигает силы аффекта, она навязывает человеку "аварийное поведение" и подавляет все другие психологические процессы: исчезает способность логически мыслить и правильно оценивать ситуацию, действовать рационально и ловко.

У людей, переживших сильный страх (опыт Афганистана, Чечни, землетрясения в Ташкенте, Спитаке), могут иметь место такие нарушения в психическом состоянии как бегство, оцепенение, ступор, агрессия, сумеречное состояние сознания и др.

Следует подчеркнуть, что такие психические нарушения случаются у людей, имеющих предрасположенность к негативным психическим реакциям или длительно прибывающих в экстремальных условиях без соответствующей подготовки.

Г. Селье говорил: "Где тонко, там и рвется".

Состояние страха варьирует в широком диапазоне оттенков и самое распространенное - это тревога. Тревога присуща всем людям в той или иной степени, работающим в экстремальных условиях, испытавшим на себе воздействие стрессогенных факторов. По данным психологов CШA во второй мировой войне справиться с состоянием тревоги способна была лишь 1/4% часть воинов. Остальные систематически испытывали на себе тревогу и страх. В результате именно они гибли значительно чаще.

Предотвращение высокого уровня тревожности при работе в экстремальных условиях - одна из важнейших проблем психологии деятельности в особых условиях.

Тревожность бывает личностная и реактивная.

Личностная тревожность характеризуется склонностью конкретной личности постоянно воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Повышенная тревожность личности может приводить к тому, что человек порой реагирует на слабые стрессогенные факторы также, как если бы они были более сильными. У таких личностей тревожность выступает как один из компонентов характера, как свойство темперамента.

Реактивная тревожность характеризуется ситуативным (временным) напряжением, беспокойством, нервозностью, которые могут возникнуть у любого человека в экстремальных условиях деятельности.

У лиц, не склонных к личностной тревожности, реактивная тревожность может возникать при переутомлении в этих условиях. Высокая реактивная тревожность вызывает иногда нарушения координации и внимания.

Эмоциональные срывы внешне проявляются у человека как притупленность эмоций, он неспособен в полной мере адекватно реагировать на окружающую среду; чаще подвержен внезапным приступам гнева и ярости.

Физические и интеллектуальные срывы - их можно назвать психомоторными реакциями - это немотивированная бдительность, когда у человека нарушается сон, когда возникает состояние напряжения: человек следит за тем, что происходит вокруг, хотя ему опасность не угрожает; делает стремительные движения: резко оборачивается, принимает боевую позу и т.д.

В итоге работы в экстремальных условиях могут возникнуть психосоматические заболевания, гипертония, спазмы желудка, головные боли, ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты, неврозы и психозы, обострение хронических заболеваний. Могут также возникнуть нарушения деятельности мозга и психики в целом.

Страх является одной из основных причин дезадаптивного поведения работника в экстремальных условиях. Страх парализует волю человека, ведет к спонтанным и хаотическим действиям, снижает надежность и эффективность деятельности в опасных ситуациях.

Страх - это состояние, возникающее в процессе работы мышления и воображения, предшествующее опасности для жизни, здоровья и самочувствия человека.

Опасность связывается со страданием и ведет к возникновению чрезмерных по интенсивности эмоциональных переживаний. Состояние страха может варьироваться от тревоги, испуга, неуверенности, паники, отчаяния до ужаса, приводящего человека к потере целенаправленности или к стереотипам так называемого "аварийного поведения", сложившегося в процессе биологической эволюции. Иными словами разум в этот момент отключается, и человек действует "не помня себя". Сами действия "нерациональны" часто приводят к печальным, последствиям.

В результате возникают стереотипные способы "аварийного выхода" из ситуации, когда человек при помощи мышления не может найти привычный для себя выход, и наступает ажитация.

Ажитация - стремление убежать, спрятаться, не видеть, не слышать того, что испугало человека. Он закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает тело руками, пригибается к земле, отталкивается от источника опасности, бежит прочь. У него сосет под ложечкой, трясутся руки, становятся ватными ноги, звенит в ушах, "застревает ком в горле", бледнеет лицо, колотится сердце, перехватывает дыхание, расширяются зрачки. Однако не всегда присутствуют все симптомы, они могут присутствовать выборочно. В организме происходят серьезные изменения, а именно: кровь в большом объеме устремляется к органам, обеспечивающим движение, а от других органов, в том числе от головного мозга, кровь отходит. В результате - повышение адреналина в крови парализует мышцы.

"Предстартовая лихорадка" - легкая форма страха. Это состояние чаще всего отрицательно сказывается на уровне настроя и успехе последующих действий в экстремальных условиях. Иногда высокий уровень настроя достигается излишне рано, задолго до начала действий. Пребывая в состоянии большего внутреннего напряжения, не находящего выхода наружу, человек растрачивает напрасно внутренний запас сил и к началу действий "перегорает", решая свои задачи с ошибками.

Ступор проявляется в том, что человек застывает на одном месте, либо становится крайне медлительным, неловким, а то и падает без сознания, мышцы сжимаются, кровообращение ухудшается, координация движений нарушается.

Сумеречное состояние - провалы памяти (человек не помнит, что он делал), алогичность мышления, эмоциональное перевозбуждение. У человека могут появляться непоследовательные или бессмысленные агрессивные действия, приступ безумия (злобное выражение лица, угрожающие жесты, злоба, крик).

Паника. Большинство определений паники связаны с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею число людей различно: групповая - от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек, а массовая - тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует, очевидно, считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости.

Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт; при спешке; внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением мышц и т.п.

Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники - скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен, при исчезновении товаров из продажи и т.д. Паника средней глубины часто проявляется при проведении военных операций, при больших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает) и стихийных бедствиях.

Полная паника - паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью. Она наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии Человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие критическую их оценку, рациональность и этичность.

По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель).

Общепринято считать основными причинами возникновения состояний паники страха, ужаса реальную или мнимую опасность или угрозу, нередко гиперболизируемую людьми.

Имеются два момента, определяющие появление паники.

Первый связан с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья и безопасности.

Второй связан с накоплением соответствующего "горючего" - состояния психологического ожидания опасности (длительные переживания, опасения, накопление тревоги, невзгоды) и срабатыванием психического катализатора в виде слова, звука, в результате чего вступает в действие психологическая защита.

Наличие опыта переживания длительной тревоги и пребывания в состоянии ожидания опасности, по-видимому, позволяют выработать

определенный иммунитет к вновь поступающим воздействиям негативного характера.

На опасность человеческий организм отвечает следующими реакциями: учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, увеличивается количество сахара в крови, повышается кислотность, активно усваивается пища, усиливается свертываемость крови (для уменьшения опасности от ранений), больше крови приливает к мускулам (растет тонус мускулатуры), капилляры прикрываются, больше крови попадает к внутренним органам, усиливается активность головного мозга, обостряются зрение и слух.

Причинами такого состояния могут быть действия окружающих; врагов; неблагоприятные события (аварии, бедствия, катастрофы) или ситуации, складывающиеся в процессе выполнения служебных обязанностей. В психологии выделяют природные (врожденные) и вторичные, производные от природных причины страха.

К природным причинам страха относятся одиночество, незнание или изменение обстановки, внезапное приближение, высота и боль. Среди производных причин различают темноту, животных, незнакомые предметы, незнакомых людей. Одной из распространенных причин страха являются познавательные процессы человека. Страх (в отношении индивида или ситуации) может быть вызван мысленным образом, воспоминанием, предвидением, предвосхищением опасного события. Результатом познавательных процессов может быть не точная или относительно точная оценка реальности, степени возможности наступления неблагоприятных последствий. Наличие конкретной опасности снижает страх, а неопределенность ситуации - усиливает.

Одним из важнейших факторов преодоления страха в поведении персонала в экстремальных условиях являются его своевременная, по возможности более ранняя, диагностика и применение соответствующих психокоррекдионных приемов. Диагностическое значение имеет наблюдение за мимическим выражением лица человека. При страхе брови подняты и сдвинуты. Горизонтальные морщины занимают 3/4 лица, глаза раскрыты более широко, чем в обычном состоянии. Верхнее веко приподнято, а нижнее - напряжено, рот раскрыт, губы напряжены и слегка раскрыты. Показатель интенсивности страха - степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих и выпрямляющих губы. В качестве дополнительных показателей чувства страха могут выступать конкретные действия и поведенческие реакции человека в опасной ситуации (бег, суетливость, хаотические действия; модуляция голоса, крик, изменение цвета лица, тремор рук, ног, лица, повышенное потоотделение, бегающий взгляд).

Считается, что локализация "страха" возможна на уровне достижения согласия с самим собой по принципу "будь, что будет". В этом случае интеллект перестает просчитывать варианты угрозы здоровья и жизни человека, останавливается мыслительный поток, и резко обостряется восприятие окружающей обстановки. В силу этого происходит эффективное включение человека в работу, что устраняет страх.

Проблема состоит только в том, как добиться согласия с самим собой. Одной фразы тут явно не достаточно. Сознание будет продолжать просчитывать все возможные варианты до тех пор, пока не останется только один выход из создавшейся ситуации, на который волей-неволей решаться надо или когда в силу характерологических особенностей человек получает удовлетворение от опасной ситуации, тем самым отодвигая на второй план эмоцию страха.

Однако, опасная ситуация в большинстве случаев оставляет человеку несколько вариантов поведения, а удовлетворение от нее получают далеко не все сотрудники, работающие в экстремальных условиях. Кроме того, люди, получающие эмоциональные удовлетворения от риска, зачастую не в состоянии объективно оценить степень опасности этого риска и обоснованности своего поведения в сложившейся ситуации. Часто такие люди необоснованно рискуют не только своей жизнью, но и жизнью окружающих.

Накопленные практические и теоретические знания позволяют найти выход из этой ситуации.

Страх невозможно преодолеть только логическим путем, с помощью убеждений, приказов, рассуждений и волевым напряжением.

Для его преодоления можно выделить два основных пути: самовоспитание и применение специальных психотехнических приемов.

В экстремальных условиях у недостаточно подготовленных специалистов может произойти резкая перестройка мотивационной сферы деятельности. Если на ранних стадиях работы в экстремальных условиях у большинства специалистов сохраняется адекватная "деловая" мотивация, то потом преобладающими могут стать мотивы прекращения деятельности или ухода от нее, что приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Наиболее интенсивные изменения личность претерпевает именно в сверхординарных ситуациях, где существование человека приобретает черты аномальности, катастрофичности и запредельности и тем самым выходит за пределы повседневности. Это неординарное состояние создается различными катастрофическими событиями, включающими военные конфликты, террор, землетрясение, аварии, физическое и сексуальное насилие, утрату близких родственников, тяжелые операции и другие бедствия.

К сожалению, в последние годы в мировой психологии неординарное существование личности нашло лишь узкоклиническую трактовку, отразившуюся в понятии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). ПТСР было выделено в виде нозологической формы расстройства в диагностическом статистическом руководстве (DSM-3) американской психиатрической ассоциацией в 1980 году. Человек проживает свою экзистенцию (экзистенция от лат. - существование) в пограничных и экстремальных состояниях: борьба, страдание, смерть. Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор его сущности. Проблемы личности неправомерно рассматриваются как болезнь - тем не менее, понятие ПТСР имеет большое значение для изучения личности в целом.

Большинство психологических последствий экстремальных событий концентрируются вокруг понятия "психологическая травма" или "травматический невроз", изучение которой проводил еще Платон в своей теории "истерии". Систематическое изучение этого явления относится к 80-м годам IX века. Значительная роль здесь принадлежит английскому неврологу Д. Дриксону, который описал функциональные расстройства нервной системы у лиц, перенесших железнодорожную катастрофу. Он описал органическое понимание "психической травмы".

Но уже Ж. Шарко в 1885 году, отрицая нозологическую самостоятельность травматического невроза, аргументировал это тем, что подобные реакции имеют типично истерический характер и должны рассматриваться как истерия.

Тоже указывал наш соотечественник А.И. Озерецковский, изучающий травматизацию солдат во время войны в 1891 году.

Однако впервые психологическую трактовку травматического невроза дал 3. Фрейд. После его определения стала ключевой идея "о фиксации человека на травме" или о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).

Во время второй мировой войны психотравму стали связывать с нервно-психическим истощением и усталостью (Р. Грипкер, П. Шпигель), которые в 1945 году ввели понятия 19 симптомов фронтовиков.

В 1965 году был представлен отсроченный характер психических последствий после психической травмы Г. Арчибальдом и Р. Таденхэмом. Однако наиболее важным шагом в изучении психических последствий воздействия травматических событий на человека явилось выделение нозологической формы DSM-3 (ПТСР) в 1980 году.

Позже в DSM-3 уточнялись критерии ПТСР; были добавлены характеристики сновидений, конкретизированы проявления расстройств у детей. В DSM-4 была введена категория острого стрессового расстройства, отличающегося от хронического временным возникновением и

продолжительностью (острое - до 1 месяца, хроническое - более 1 месяца, отсроченное - спустя несколько лет).

Наиболее значимым изменением в концепции ПТСР стало признание в качестве главного агента развития расстройства - события лежащего за пределами индивида независимо от его предрасположенности или слабости.

При этом разводились понятия ординарных стрессоров (болезни, разводы, безработица) и травматических стрессоров (землетрясения, авиакатастрофы, ураганы, извержения, промышленные аварии).

По определению Г. Селье стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

В соответствии с этим ПТСР стало определяться как нормальная реакция организма на нежелательное травмирующее событие.

Психотравмирующее воздействие может быть:

  • - мощным и однократным (применение оружия, стихийное бедствие и т.д.);
  • - интенсивным и многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса (участие в боевых действиях, работа на территории боевых действий, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.).

Психотравмирующее воздействие характеризуется различной степенью внезапности и масштабности.

Наиболее мощными стрессорами являются:

  • - угроза собственной жизни и жизни окружающих;
  • - гибель окружающих людей или их ранения;
  • - ситуация заложника;
  • - применение оружия с гибелью или ранением людей;
  • - катастрофы или другие стихийные бедствия, связанные с гибелью или ранением людей.

Лиц, переживших подобные ситуации, принято относить к группе повышенного риска возникновения психических нарушений или посттравматических стрессовых расстройств.

Таким образом, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) определяют как состояния, формирующиеся в результате переживания человеком психотравмирующих событий.

Наиболее характерные переживания травмирующих событий могут проявляться в сновидениях или воспоминаниях; в виде избежания всего, что может напомнить о них; как тревога; как нарушение сна; как эмоциональные расстройства со стремлением к изоляции и ограничению контактов с миром, со стремлением вернуться в экстремальную ситуацию, где чувствовал себя комфортно. Эти типы последствий называют обратной вспышкой. Для них характерны: эмоциональное онемение, или

нечувствительность (все безразлично), повышенная возбудимость, бессонница, чувство вины, ослабленная память, пониженная способность концентрировать свое внимание, стремление уклоняться от деятельности, напоминающей о травме.

В клинико-динамическом плане различают острые, хронические и отсроченные ПТСР. Острые ПТСР могут перейти в хронические, отсроченные через годы.

Следует помнить, что сам по себе стресс проявляется в общем адаптационном синдроме, как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение общей внешней психологической нагрузки. Он выражается в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиения и систолического давления крови, расширении кровеносных сосудов, в увеличении содержания лейкоцитов в крови, - т.е. стресс может проявляться в ряде положительных физиологических сдвигов в организме специалиста, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных заданий.

Однако, положительное действие стресса ограничивается критическим уровнем. Выше этого уровня стресс превращается в дистресс, при котором в организме развивается процесс гипермобилизации, вызывающий нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности. У человека при дистрессе понижается точность движений; возможны невротические расстройства, которые проявляются в виде повышенной утомляемости, сниженного настроения, раздражительности, возбудимости, чувства тревоги и неуверенности в себе.

По данным некоторых ученых (Бергманн) стрессовую реакцию человека на критические происшествия практически невозможно предотвратить. Поэтому сейчас, в основном, уделяется повышенное внимание профилактике и снижению последствий тяжелых стрессовых переживаний, т.е. проблеме посттравматической реабилитации специалистов. Однако, практика свидетельствует, что немалую роль в предотвращении посттравматических расстройств может и должна сыграть предварительная профессионально-психологическая подготовка специалистов, которая при правильной ее организации может привести если не к предотвращению ПТСР, то к значительному снижению этих расстройств.

Американский исследователь Д. Митчел дал следующее определение "критическому инциденту" - это всяческая встречающаяся на практике ситуация, вызывающая необычайно сильные эмоциональные реакции, которые могут отрицательно повлиять на выполнение обязанностей либо непосредственно на месте событий, либо позже.

К критическим инцидентам относят события, которые подвергают человека или его ближайшее окружение физической и психологической опасности и способны вызвать отрицательные психологические последствия, требующие принятия специальных мер по оказанию помощи их участникам или очевидцам. Это понятие часто отождествляют с понятием "психологическая травма", но оно имеет более широкое содержание.

Инцидент содержит три фазы:

1. Психологический шок:

  • - угнетение активности, дезорганизация деятельности:
  • - отрицание происшествия.

2. Воздействие:

  • - эмоциональная реакция на события (страх, ужас, тревога, гнев);
  • - интенсивность эмоций.

3. Фиксация на травме и хронификация на ПТСР или выздоровление.

Иногда на ПТСР смотрят как на трансформацию личности в экстремальных неординарных условиях. Личность, подвергнутую ПТСР, в этом случае рассматривают как уцелевшую, психологические коллизии которой детерминированы ее психологической трансформацией (М.Ш. Магомед-Эминов).

К немедленным психическим реакциям в экстремальных условиям относятся действия человека, направленные на спасение самого себя и находящихся рядом людей (это адекватное - требуемое поведение); а также дезадаптивные формы поведения (паническое бегство от опасности, "застывание", ситуационные психозы). Так, Кинстон и Россер считают, что в экстремальных условиях лишь небольшая часть людей (от 12 до 25%) оказывается в состоянии действовать эффективно. Остальные же остаются в значительной степени дезориентированными.

Некоторые авторы считают даже саму такую дезориентацию нормальной реакцией в ответ на экстремальное воздействие среды (Д. Кенстнич).

На качество реакции человека в экстремальной ситуации оказывают влияние и личностные особенности людей. К признакам, определяющим межиндивидуальную вариабильность реакций организма в экстремальных условиях, можно отнести некоторые особенности нервной системы. Поэтому, наряду с подготовкой и профилактикой дистресса важнейшим элементом выступает отбор специалистов для работы в экстремальных условиях, в том числе и психологов. Кроме того, немаловажное значение имеет подбор команды и руководителя, от чего зависит создание оптимального социально-психологического климата, а это чрезвычайно важно в экстремальной ситуации.

Кроме профессионально-психологической подготовки существуют два основных метода профилактики стресса: противострессовая перестройка дня и оказание первой помощи при остром стрессе.

Тема 3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния; их особенности.
Приемы регуляции благоприятных психических состояний

Для рассмотрения стресса, как благоприятного для экстремальных условий деятельности психического состояния, представляют интерес два положения Г. Селье:

  1. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
  2. Стресс не является просто синонимом дистресса.

Как справедливо замечает Г. Селье, каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием: мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Эти требования неспецифичны, они состоят в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Специфическими свойствами обладает и экстремальные ситуации. Но, независимо от того, какого рода изменения в разных людях вызывают экстремальные ситуации, они всем предъявляют определенные требования к этим изменениям. Эти требования неспецифичны и состоят в адаптации к изменившимся условиям существования.

Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса, который является характерным признаком для экстремальных ситуаций.

Как известно стресс - это не просто нервное напряжение или процесс. Его можно рассматривать и как вполне определенное психическое состояние.

При этом стресс следует отличать от дистресса.

Любая нормальная деятельность - игра в шахматы и даже страстное объятие - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют "дистресс".

Из опыта следует, что мы стараемся избежать ситуаций, которые вызывают негативные состояния и отрицательные эмоции и стремимся к тем условиям деятельности, тем ситуациям, которые приводят к возникновению у нас позитивных эмоций и состояний и вызывают положительные чувства. Мы привыкли искать причины своих бед вовне, а не внутри самих себя, изменять условия своей деятельности, а не регулировать свои состояния.

Существует стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от его причины. Исход взаимодействия со средой зависит в такой же мере от наших реакций на стрессор, как и от природы этого стрессора.

Однако, качество наших реакций на стрессор зависят как от психофизиологических свойств человека, так и, причем в большей степени, от того состояния, в котором он находится в момент действия стрессора.

Как следует из многочисленных наблюдений и практической деятельности, позитивное мотивационное психическое состояние позволяет не покорно испытывать дистресс и даже не сопротивляться ему, так как это в большинстве случаев не приносит желаемого результата, а воспринимать ситуацию, адекватную действительности, как умеренно напряженную или нормальную.

На автоматическом, непроизвольном уровне в организме позитивный эффект от стрессовой ситуации достигается с помощью химических реакций (иммунитет, разрушение ядов, заживление ран и т.д.), которые обеспечивают выживание человека. Эти реакции либо спонтанны, либо направляются рукой опытного врача.

В экстремальных условиях деятельности персонала регуляция - настрой на позитивные психические состояния - вызывает тот же эффект выживания посредством адекватной адаптации к ситуации. При этом подготовленный человек сам является своим собственным врачом или ему в этом помогает опытный психолог.

Большинству людей в равной мере не нравится как отсутствие стресса, так и избыток его; требуется оптимальное "количество этого стресса". Но люди имеют разные психофизиологические возможности, типы нервных систем. Поэтому многие страдают от дистресса, вызванного чрезмерной перегрузкой в экстремальных условиях деятельности. Здесь и проявляются недостатки отбора персонала для работы в экстремальных ситуациях, который еще не учитывает всех особенностей работы в условиях, опасных для жизни и здоровья людей.

Экстремальная ситуация вызывает определенное физическое и психическое напряжение у человека. Однако, степень этого напряжения, - а следовательно и результат стрессового воздействия - зависит, в большей степени, от того, в каком состоянии человек его встретит.

Позитивное состояние че



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: