Тема 4. Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки сотрудников для работы в экстремальных условиях




Под психологической подготовкой сотрудников к действия." в экстремальных условиях понимают подготовку, направленную на создание у них совокупности сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям трудовой деятельности в экстремальных условиях.

Психологическая подготовка работников к действиям в экстремальных условиях - научно-организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности работников к решению служебных задач в экстремальных условиях.

Зачем нужна психологическая подготовка сотрудников к деятельности в экстремальных условиях, и должна ли она отличаться от психологической подготовки персонала к обычным или напряженным условиям деятельности? Вопрос - не праздный. Действительно у человека есть много компенсаторных психологических возможностей, чтобы справиться с трудными условиями работы. Но как показывает практика - далеко не со всеми. Если в обычных ситуациях здоровый человеческий организм способен справиться с большинством встречающихся нагрузок и успешно решить поставленную задачу, то в экстремальных ситуациях акценты изменяются. Не только деятельность, но жизнь и здоровье начинают зависеть от эффективного перераспределения сил, которые выражаются в эмоциональной активности. Кроме того, для эффективной работы в экстремальных условиях психологическая подготовка должна всецело ориентироваться на особенности профессиональной деятельности персонала, поэтому по своей сути она должна быть профессионально-психологической.

Всю профессионально-психологическую подготовку (ППП) по поддержанию высокой степени готовности сотрудников к деятельности в особых условиях можно представить по трем направлениям:

  1. Поддержание постоянной бдительности у сотрудников; поддержание профессионально-психологической готовности сотрудников в экстремальных условиях деятельности (предварительная ППП).
  2. Специальное обучение быстрому реагированию на внезапное обострение обстановки; переход от повседневного состояния ожидания к готовности действовать энергично и эффективно (предварительная ППП).
  3. Обеспечение повышения бдительности и готовности сотрудников до высшего уровня в ситуации обострения обстановки, угроз безопасности и жизни людей (непосредственная ППП).

По времени различают два вида профессионально-психологической подготовки: предварительную и непосредственную. Задача первой - формирование и поддержание психологической подготовленности сотрудников во всем ее объеме. Она решается в течение сравнительно длительного периода обучения. У непосредственной психологической подготовки задача другая: формирование состояния высокой профессиональной готовности сотрудников непосредственно перед началом выполнения ими ответственных действий в экстремальных условиях. Она проводится в ходе инструктажа при подготовке к операции путем мобилизации сил и возможностей перед началом действий. Формы и методы непосредственной профессионально-психологической подготовки приведены в лекционном материале по теме: "Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях".

Основной целью профессионально-психологической подготовки является формирование и повышение профессионально-психологической готовности работы, обеспечивающей успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач в экстремальных условиях.

Психологической готовностью называется совокупность морально-психических и профессиональных характеристик сотрудников, которые позволяют в любой момент и в любой обстановке выполнять все возложенные на них функции.

Целями профессионально-психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях являются обеспечение успешного выполнения служебных задач, а также сохранение здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия.

Задачи профессионально-психологической подготовки:

  1. Формирование зрелой и адекватной мотивации, актуализация психологической готовности к работе в конкретных чрезвычайных обстоятельствах.
  2. Формирование необходимых установок и направленности на успешность действий в экстремальных ситуациях.
  3. Развитие коммуникативной компетентности и навыков профессионального общения в критических ситуациях.
  4. Совершенствование профессионально значимых психологических качеств.
  5. Повышение психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, укрепление уверенности в себе, воспитание мужества, стойкости, смелости, разумной осмотрительности.
  6. Повышение уровня профессионально-психологических знаний, умений, навыков.
  1. Формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, снятие эмоционального напряжения.
  2. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников, углубление понимания их себя и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Все перечисленные задачи можно разделить на мотивационные и задачи профессионального мастерства. Но это разделение условно и призвано только облегчить понимание материала и его изложение.

К основным принципам профессионально-психологической подготовки следует отнести:

  1. Научную обоснованность, профессионализм (конкретные психологические факты, методики).
  2. Реалистичность (связь с конкретной экстремальной ситуацией, с другими видами подготовки, приближая условия подготовки к реальным; наглядность, моделирование).
  3. Активный характер (активные формы подготовки, ориентация на решение психологических проблем рабочей деятельности, формирование навыков саморегуляции психологического воздействия, оптимизация межличностного взаимодействия в группе).
  4. Гибкость и адаптивность (к широкому кругу чрезвычайных обстоятельств, к конкретным экстремальным ситуациям и видам деятельности, к категориям работников, к индивидуально-личностным особенностям).

Содержание, организация и методики психологической подготовки сотрудников и групп, направленных для работы в экстремальных условиях, должны уточняться с учетом общей психологической подготовленности, опыта действий в критических ситуациях, образовательного уровня, стажа работы, должностных и функциональных категорий обучаемых.

На условия результативности профессионально-психологической подготовки влияют:

  1. Получение объективной информации о чрезвычайной обстановке, экстремальных условиях работы и отдыха.
  2. Оперативное дифференцированное и индивидуализированное стимулирование сотрудников на всех этапах подготовки и работы.
  3. Характер выполняемых задач, времени пребывания в экстремальных условиях.
  4. Заблаговременное распределение обязанностей и определение руководителей.
  5. Материально-техническое обеспечение всего мероприятия.

Одних профессиональных знаний, умений и даже навыков для успешных действий в психически напряженной, опасной, экстремальной ситуации, как мы говорим, мало. Важно не допустить ухудшения их проявления под влиянием психического перенапряжения (дистресса), ярких и сильных эмоций.

Об этом свидетельствует тот факт, что примерно у одной трети от общего числа привлекаемых к службе и работе в экстремальных условиях наблюдаются различные нарушения психических состояний, отрицательно сказывающихся на работоспособности и психологической адаптации. По мнению некоторых специалистов эта цифра может возрастать до 50-60%, если обстоятельства характеризуются сверхэкстремальностью и отличаются внезапностью, большим числом человеческих жертв, разрушений; значительной интенсивностью и продолжительностью действия психотравмирующих факторов.

Исходя из этого, некоторые исследователи приходят к выводу, что ПТСР являются объективными последствиями нахождения человека в экстремальных условиях независимо от него самого.

Однако, это не так. Отечественный физиолог академик П.К. Анохин считал, что эмоциональным перегрузкам мы можем противостоять, воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые эмоциональные стрессы.

Да и сама успешность проявления знаний, умений и навыков в экстремальных условиях зависит у персонала от степени способности быстро регулировать свои благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния (от состояния причастности к ситуации до состояния повышенной и полной "включенности" в ситуацию).

Как Вы знаете, в настоящее время имеются методики, овладение которыми позволяет сотрудникам не только противостоять ПТСР, но и регулировать благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния.

Для этого важно не только повысить профессионально-психическую устойчивость к напряженным условиям работы, но и выработать способность к эффективным, профессиональным действиям, несмотря на большие нервно-психические нагрузки, опасность ситуации для жизни и здоровья ближайшего окружения.

Профессионально-психическая устойчивость - это сложная составляющая психологическая категория, отражающая специфический вид устойчивости психики человека, проявляющаяся в определенном виде профессиональной деятельности.

Психическая устойчивость человеческой личности - это, прежде всего, устойчивость к воздействиям социально обусловленных факторов.

В процессе формирования навыков регуляции благоприятных для работы в экстремальных условиях психических состояний требуется, как

уже говорилось, овладеть: различными приемами релаксации, различными способами дыхания (прежде всего связного и активизирующего), интровертированным и экстравертированным вниманием, профессиональным восприятием, психологической саморегуляцией, нацеленной на успешность деятельности в конкретной эмоционально значимой ситуации.

Кроме того, важно развить у персонала такие важные качества как внимательность, бдительность, разумная осторожность, находчивость, быстрота реакции, что достигается за счет формирования определенных умений и навыков.

В содержательном отношении в психологии различают мотивационные (побуждающие к действию), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические качества. Все они имеют место и в профессионально-психологической подготовке сотрудников.

Их сочетания делятся, в зависимости от соответствия общим требованиям профессионально-психологической подготовки и конкретному виду профессионально-психологической подготовки к экстремальным условиям деятельности, на основные (общие) и дополнительные (специальные).

Сочетание общих психологических качеств должно учитываться в профессионально-психологической подготовке личного состава в виде общей профессионально-психологической готовности к немедленным, решительным и высокоэффективным действиям в экстремальных условиях, которая характеризуется:

  1. Высокой бдительностью к наступающей угрозе (верной оценкой ее вероятности, настороженностью к ее признакам, пониманием роли личной готовности к встрече с ней).
  2. Знанием мер личной предосторожности и способов обеспечения личной безопасности.
  3. Обостренным чувством профессионального и гражданского долга, коллективизмом, ответственностью за успех дела.
  4. Мобилизацией воли, устремленностью, умеренным чувством возбуждения, профессионального азарта, прилива сил.
  5. Полным самообладанием.
  6. Обостренным восприятием, вниманием и тщательным наблюдением за лицом, представляющим потенциальную угрозу, и обстановкой, а также любыми изменениями в ней.
  7. Четкими планами действий, отчетливым их представлением и мысленным проигрыванием.
  1. Установкой на немедленные действия.
  2. Эмоциональными особенностями (способность к самоконтролю в ситуации повышенного нервно-психического напряжения).
  3. Личностными особенностями (активность личностной позиции, высокая поисковая активность, упорство и гибкость в достижении цели, дисциплинированность).
  4. Психофизиологическими или функциональными особенностями организма (хороший общий уровень физического состояния организма).
  5. Интеллектуальными особенностями (быстрая обучаемость; психическая выносливость; гибкость мыслительных процессов; хорошая память; умение прогнозировать последствия поведения; отсутствие эмоциональной деструкции; способность к анализу и обобщению информации, принимать правильные решения в ситуации дефицита времени и неполной информации, выбирать оптимальную тактику действий).

Сочетание дополнительных (специальных) психологических качеств должно учитываться в виде специальной профессионально-психологической готовности персонала к эффективной деятельности в экстремальных условиях по своей специализации в зависимости от требований профессии.

Например, психограмма деятельности милиционера-бойца ОМОН характеризуется следующими особенностями, которые следует учитывать при организации предварительной профессионально-психологической подготовки:

1. Направленностью, мотивацией, коммуникативными качествами:

  • - направленностью и интересом к работе в спецподразделении;
  • - умением быстро устанавливать контакты; способностью к эмпатическому восприятию лиц других национальностей; умением строить долгосрочные партнерские отношения с коллегами; тактичностью, склонностью к конструктивному поведению;
  • - легкостью включения в групповую активность;
  • - способностью убедить собеседника в беспрекословном подчинении предъявленному требованию или в целесообразности изменения его поведения;
  • - тактичностью.

2. Интеллектуальными качествами:

  • - полным пониманием происходящего и безошибочным разгадыванием намерений, хитростей и маскировок противника;
  • - умением принимать правильные решения в ситуации, опасной для жизни и здоровья, при дефиците времени и неполной информации;
  • - оптимистичным восприятием ситуации (умение подметить, вычленить из массы негативного и получить удовлетворение от позитивного).

3. Вниманием и наблюдательностью:

  • - повышенным уровнем произвольного экстравертивного и интровертивного внимания;
  • - способностью вести наблюдение одновременно за большим количеством объектов.

4. Волевыми качествами:

  • - склонностью к разумному риску, но с соблюдением осмотрительности, осторожности и бдительности;
  • - умением оценивать свои реальные, потенциальные качества и способности в обычных, напряженных и экстремальных условиях.

5. Эмоциональными особенностями:

  • - устойчивостью к повышенным нервно-эмоциональным нагрузкам;
  • - ситуативной надежностью (выполнение профессиональных задач без ошибок) в ситуациях, опасных для жизни и здоровья ближайшего окружения;
  • - отсутствием эмоциональной деструкции в дистрессовых ситуациях;
  • - низкой эмоциональной лабильностью;
  • - способностью к самоконтролю в экстремальных ситуациях.

6. Психомоторными свойствами и физическими качествами:

  • - хорошей физической выносливостью, устойчивостью к физической усталости;
  • - устойчивостью к тремору;
  • - способностью к быстродействию в условиях дефицита времени;
  • - быстрой реакцией на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений (высокая моторная реактивность);
  • - способностью использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;
  • - владением стрельбой из табельного и автоматического оружия из любого положения и в любых условиях;
  • - владением приемами самообороны;
  • - разумной жесткостью поведения и агрессивностью.

Противопоказания к деятельности:

  • - недостаточная мотивация к работе в специальном подразделении;
  • - недостаточные физические данные и акцентуации в поведении;
  • - повышенный уровень тревожности, допуск ошибок и неточностей в напряженных и экстремальных условиях.

Для развития общих профессионально-психологических качеств сотрудников используются все формы занятий от теоретических, семинарских, практических до деловых игр и учений в полевых условиях.

При этом применяются:

Методики, направленные на:

  • - развитие осязания (ощупать предметы с закрытыми глазами и затем сообщить преподавателю их предназначение);
  • - развитие точности восприятия времени (определить на слух интервалы ударов линейкой по парте);
  • - развитие глазомера (определить на глаз длину прочерченной линии на доске);
  • - развитие слуха (с закрытыми глазами определить предмет по характерному постукиванию по этому предмету карандашом или определить тип шума по магнитофонным записям);
  • - идентификация знакомых голосов людей с помощью магнитофонных записей или через дверь;
  • - развитие навыков ориентировки в пространстве (после хаотических поворотов с закрытыми глазами в темном помещении определить расположения в нем окон, дверей, иных предметов, обозначить стороны света);
  • - определение отличительных особенностей указанного преподавателем человека и составление его словесного портрета;
  • - определение возраста лица по фотографии.

Методики, направленные на развитие внимания:

  • - на избирательность внимания (прочитать текст при помехах с последующим его пересказом, пересчитать брюнетов и блондинов в зале);
  • - на устойчивость внимания (корректурная проба - подсчитать определенные цифры или буквы в тексте при ограниченном времени, на рисунке с перепутанными линиями проследить линии от начала и до конца при ограниченном времени);
  • - на распределение внимания (выбрать из предложенной матрицы цифры от 1 до 25 на время);
  • - на переключаемость внимания (из таблицы, состоящей из арабских и римских цифр, выбрать сначала все арабские, затем все римские цифры, затем провести операцию по выбору цифр в обратном порядке: сначала выбрать все римские, затем - все арабские).

Методики, направленные на развитие наблюдательности:

  • - подметить и перечислить существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов или явлений, указанных преподавателем;
  • - осуществить легкое соприкосновение от одного участника к другому локтем. Задача водящего - поймать взглядом это соприкосновение;
  • - в течение нескольких секунд произвести визуальный осмотр сидящих, после чего с закрытыми глазами рассказать о том, кто, где сидит, чем занимается, у кого какое выражение лица;
  • - вспомнить и рассказать о расположении домов, магазинов, киосков на какой-либо улице;
  • - в течение нескольких секунд ответить на вопросы по представленному преподавателем рисунку.

Методики развития памяти:

  • - запомнить предъявленные преподавателем рисунки, тексты, таблицы, цифры, предметы в предъявленном порядке с последующим их воспроизведением;
  • - запомнить группы людей, их приметы;
  • - запомнить текст, произнесенный вслух и воспроизвести его;
  • - запомнить произведенные преподавателем действия и повторить их. Методики развития мышления:
  • - развить умение устанавливать взаимосвязи (преподавателем одновременно произносятся строчки какого-либо знакомого стихотворения или произведения. Следует определить какое это стихотворение);
  • - быстро мыслить (перечислить за определенное время большее количество слов или рек, городов на одну букву);
  • - сообразительность (ответить на неожиданные вопросы преподавателя: например, как здоровье Алексея Петровича?);
  • - преодолеть шаблонность мышления (даны четыре квадрата. Следует переставить 3 грани квадратов, не нарушив количество квадратов);
  • - установить логические связи (дать логическое продолжение слову, предложенному преподавателем: например, лошадь-жеребенок, корова-теленок и т.д.);
  • - развить абстрактные связи по противоположностям, количеству, состояниям или другим признакам (например, свет-темнота, море-океан и т.д.);
  • - развить ассоциативное мышление (после того, как преподаватель предлагает два слова, требуется выдумать между ними связь, затем назвать другое слово и увязать его со вторым и т.д.);
  • - развить логическое мышление (решить логические задачи);
  • - развить умения анализировать (вычеркнуть из каждого ряда лишнее слово, логически не вписывающееся в ряд других слов, предложенных преподавателем);
  • - развить умение обобщать (назвать общий признак слов, предложенных преподавателем: например, медь, золото, латунь - металлы);
  • - развить гибкость мышления (подобрать слова противоположного значения: например, толстый - тонкий, грязный - чистый и т.д.);
  • - развить воображение (составить рассказ из слов, предложенных преподавателем).

Методики развития мотивационной сферы или личностного роста:

  • - записать 10 своих имен (как бы к вам могли обратиться различные люди);
  • - дать 10 ответов-определений на вопрос: "кто я такой";
  • - дать 10 оценочных определений себя друзьями, родителями, коллегами по работе. Затем найти сходства и различия в этих определениях, вычленить из них физические качества, психологические особенности, социальные роли и составить на их основе свой психологический портрет;
  • - вспомнить двух людей, которые вам нравятся и двух, которые не нравятся. Вычленить качества двух первых и затем двух вторых. В чем они схожи и в чем расходятся. После этого вычленить личностные параметры, важные для Вас;
  • - вычленить несколько дел, которые доставляют Вам удовольствие и несколько, которые выполняются с отвращением. Определить для себя: почему Вы делаете не достаточно первых дел и слишком много вторых;
  • - разработать личный жизненный план на ближайшие три-пять лет (работа, экономическое положение, физическое и психическое состояние, взаимоотношения с окружающими, общекультурное и профессиональное саморазвитие, семейная жизнь, формирование деловой целеустремленности, формирование идеальной модели);
  • - прояснить свои жизненные ценности (записать на бумаге, обсудить в группе, внести коррективы);
  • - заключить соглашение или контракт с собой ("что я хочу изменить в себе, какими средствами и в какие сроки").

Тренинги общения (поведенческий тренинг, игровые ситуации):

  • - вступительная разминка (приемы двигательного характера или психогимнастика, групповое пение, рецептивная музыка - в течение 10 минут прослушивание какого-либо музыкального произведения в группе; двигательные игры - перекидывание мяча; бессловесное общение - мимика на определенную тему; словесное общение на избранную тему - о себе, о друге, о доме);
  • - "кто есть кто" - игра на тему психических состояний, что бы взять на необитаемый остров; что сделать с крупным выигрышем и т.д.;
  • - "интуиция" - ориентирована на малознакомого члена группы - отгадывание ответов на вопросы, которые записываются, а затем сверяются: наличие детей, хобби, отношение к детям, женщинам, друзьям, свободному времени и т.д.;
  • - "таможня" - один человек три-пять раз входит в помещение, причем только один раз у него что-то спрятано в кармане, а остальные пытаются догадаться в какой раз и что спрятано;
  • - "шестое чувство" - определяется настрои людей на те или иные события, происшествия, заданные преподавателем;
  • - "кто ты" - все отвечают на вопрос "кто я" - записывают на бумаге свои качества и черты характера и знакомят друг друга с этими записями;
  • - "язык тела" - один участник игры мимикой выражает то или иное психическое состояние, а другой пытается догадаться, о чем идет речь;
  • - "атомная катастрофа" - моделирование экстремальной ситуации, где требуется мгновенное решение и распространение ролевых функций в группе;
  • - "за спиной" - обсуждение психологических характеристик сидящего спиной к коллективу;
  • - "стрессовые ситуации" - дается 15 секунд на высказывание какой-то мысли соседу, который должен понять о чем идет речь;
  • - "бессловесное выражение чувств" - прикосновение руки, кивок головы, поднятие руки;
  • - "двигательная социограмма" - из ряда или круга выделяются люди, которые подзываются ближе к лидеру, тем самым создается деловой круг общения;
  • - "психорисунок" - проективное рисование себя в будущем; наша группа в прошлом и теперь; место моих товарищей в группе; сплоченность, агрессия в группе и т.д.;
  • - "беспомощный" - один партнер изображает расстроенного человека, а другой успокаивает его;
  • - "доверие" - один участник падает назад с закрытыми глазами, другой в последнюю минуту ловит его;
  • - "поводырь" - один ведет другого с закрытыми глазами, подчиняясь всецело первому;
  • - "ежик" - один сворачивается на полу, другой пытается раскрутить его;
  • - "общение спинами" - оба партнера сидят спиной друг другу и пытаются пластикой передать другому какую-либо мысль;
  • - проникновение в круг и попытка вырваться из круга участников;
  • - "передать чувства по кругу" - с закрытыми глазами ощутить какую-либо эмоцию и передать ее другому любым невербальным способом.

Для обучения навыкам релаксации и мобилизации сотрудников проводится обучение методам аутогенной тренировки и психологической саморегуляции:

  • - активная и пассивная саморегуляция;
  • - ситуативно-образная психорегулирующая тренировка;
  • - психомышечная или нервно-мышечная саморегуляция;
  • - эмоционально-волевая регуляция;
  • - психогигиеническая саморегуляция;
  • - метод самовоздействия на биологически активные точки (БАТ);
  • - регуляция дыхания.

Подготовка дает наибольший эффект, если учение проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. Надо, чтобы еще в учебных условиях сотрудники пережили многие интеллектуальные, эмоциональные и волевые трудности и проблемы, с которыми они могут встретиться в экстремальных условиях.

Всякие условности должны быть максимально исключены из учебы. Следует предусмотреть проведение комплексных учений на местности с моделированием всех атрибутов экстремальной ситуации; работать над допущенными ошибками и промахами, тщательно их разбирая на местности. Каждый работник должен до мелочей знать: как, в какой последовательности и почему надо поступать в этих ситуациях, чтобы успешно решить поставленную задачу (вплоть до выработки движений рук, ног, корпуса, глаз; выработки индивидуальной тактики, оценки обстановки, уровня внимания). Необходимые знания и умелое владение инструментами и средствами защиты.

Это достигается использованием нестандартных, полевых условий при осуществлении тренировки.

1. Волевая закалка персонала достигается увеличением физических и нервно-психических нагрузок за счет:

  • - интенсивности световых и звуковых раздражителей, характерных для экстремальной ситуации;
  • - выполнения работ в трудных погодных и климатических условиях;
  • - выполнения нормативов или функциональных обязанностей в экстремальных условиях;
  • - длительной работы в средствах индивидуальной защиты (бронежилет, каска, противогаз, огнеупорные костюмы и т.д.);
  • - непрерывности дневных и ночных работ;
  • - постоянного противодействия стихийным силам или противнику;
  • - неожиданного применения отравляющих средств на незначительном удалении;
  • - быстрой смены вводной и тактической обстановки;
  • - неожиданного проведения тревоги;
  • - внесения в учение элементов опасности и риска;
  • - преодоления различных сложных препятствий;
  • - форсирования водных препятствий вплавь и на подручных средствах;
  • - проведения стрельб в ночное время;
  • - активной защиты от взрывных средств.

2. Развитие у обучаемых профессиональной бдительности, готовности действовать решительно и смело в любой момент достигается за счет:

  • - воспроизведения неожиданного возникновения сложных условий, требующих немедленного реагирования;
  • - внесения элементов внезапности, новизны, изменчивости в любые учебные упражнения;
  • - создания ситуаций, когда нет времени на сборы, но нужны действия;
  • - введения резких осложнений;
  • - требований действовать скрыто, тихо, не обнаруживая себя;
  • - поддержания высокого темпа деятельности на протяжении всего учения;
  • - действия в "рваном" ритме.

3. Находчивость и привычка к новому, неожиданному достигается за счет:

  • - разнообразия условий выполнения профессиональных действий в ситуациях неясности, запутанности;
  • - внезапных выездов и тревоги;
  • - смены мест и условий занятий;
  • - создания трудностей, делающих невозможным применения привычных способов решения задач;
  • - постановки необычных задач и их комбинирования;
  • - самостоятельного определения и принятия решений.

4. Формирование внутренней психологической уверенности в инструментах работы и средствах защиты достигается за счет:

  • - изучения инструментов и средств защиты в деятельности;
  • - систематической тренировки в их применении.

5. Психологическая готовность к ночным действиям достигается за счет:

  • - прочных навыков действий при плохой видимости;
  • - проведения ночных тактико-специальных учений.

6. Проведение занятий на местности целесообразно дополнять:

  • - ознакомлением обучаемых с фотографиями различных ситуаций;
  • - просмотром видео- и кинофильмов;
  • - прослушиванием фонограмм с записью звуков, характерных для предстоящих действий;
  • - имитацией элементов реальной обстановки (муляжи, макеты трупов, неприятные запахи);
  • - постоянным участием обучаемых в выполнении опасных и экстренных действий, операций по месту постоянной дислокации.

7. Формирование зрелой и адекватной мотивации целесообразно проводить с помощью:

  • - лекций по социально-гуманитарной подготовке на профессионально-этические, правовые, этические темы;
  • - выпуска и распространения среди учащихся оперативных полиграфических материалов (стенные газеты, боевые листки, плакаты, памятки);
  • - организации встреч с работниками, имеющими опыт решения профессиональных задач в экстремальных условиях;
  • - разбора и обсуждения конкретных ситуаций исполнения служебных обязанностей, когда особенно проявлялись позитивные или негативные мотивы деятельности персонала;
  • - организации "круглых столов" и групповых бесед на профессионально-этические темы;
  • - организации индивидуальной работы с обучающимися;
  • - использования средств поощрения и наказания, доведения информации до всех учащихся;
  • - формирования здоровых традиций;
  • - организации культурно-массовой работы.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: