Определение и сущность ЗР




Закон Равновесия

Используемые сокращения

ЗР – Закон Равновесия

ЗНВ – Закон Неизбежности Воздаяния

ЗКР – Закон Круговости Развития

ТЗБ – Три Закона Бытия

Определение и сущность ЗР

Закон равновесия – это правило соотношения между категориями, действиями, явлениями, процессами и тому подобным, при котором они распределяются по двум противоположным сторонам и находятся в равных количествах и/или качествах с небольшими отклонениями в ту или иную сторону.

Количество: «сколько существует одного, столько же наличествует и другого, противоположного».

Качество: при неравенстве в количестве может проявляться уравновешивание в качестве. Например, одна монетка от бедной женщины в притче равна кучам золотых от богачей (хотя может даже перевешивать их качественно).

ЗР проистекает из общей двойственности бытия, так как отношение равновесия предполагает наличие двух уравниваемых противоположных сторон.

Из сути ЗР происходят два тесно взаимосвязанных следствия:

А) обязательность наличия второй приблизительно равной противоположной стороны.

Примечание. Двумя противоположными сторонами этого следствия являются:

1. обязательность наличия недостатка при общей близости к идеалу (пята неуязвимого Ахилла свела на нет всю прочность его тела) либо

2. обязательность наличия достоинства при общей близости к антиидеалу (король Лир, кажущийся деспотом вначале, имел благородную душу, которая потом проявилась, пробуждённая страданиями, и искупила его грехи).

Дополнение к следствию А): это следствие объясняется тем, что познание одной стороны чего-либо можно осуществить только на фоне знания другой, противоположной стороны того же чего-либо. Иначе нет равновесия.

Б) невозможность существования абсолютных пределов (максимумов либо минимумов), так как предел исключает возможность наличия уравновешивающей противоположной стороны.

Пример: по представлениям, скажем, древних исландцев, после конца света мир возродится, и в нём останется только доброе, разумное и вечное. Но это – идеал, рай, предел, это исключает возможность наличия зла, что неправильно, ибо нарушается равновесие. Более того, добро ведь нельзя познать без понимания зла.

Примечание: если же допустить существование предела - максимума (напр., идеала, Бога), то тогда обязательно должен будет появиться предел - минимум (напр., антиидеал, Дьявол). Мир стремится уравновесить одно другим, следовательно, при наличии идеала должен быть и антиидеал.

Приложение к Закону Равновесия

Действие данного закона (и иных двух – о них ниже) можно рассматривать согласно двум подходам:

I. Реально-прикладному;

II. Гипотетически-ирреальному.

Реально-прикладной подход предполагает рассмотрение действия Законов с учётом настоящей действительности и реальной жизни без сверхъестественного. Это большею частью, так сказать, для «материалистов».

Гипотетически-ирреальный подход предрасполагает к отвлечённым размышлениям, предположениям, выходящим за грани реальных ситуаций. Это скорее для «идеалистов».

В свете этого приложения к ЗР и следствия Б) мы видим, смотря на вещи прямо, что нет в мире реальном ни абсолютного страдания, ни абсолютного счастья, лишь относительные. Но люди склонны к преувеличениям и определённому пессимизму, поэтому в их сознании существуют и помещаемое на Землю, в реальную жизнь, абсолютное страдание, и вытесняемое за пределы нашего бытия, в загробную жизнь, абсолютное счастье (Рай, нирвана и т.п.). Поскольку это пределы, максимумы, то их нет в действительности, то есть это лишь фантазии. Но что интересно: отрицательный предел люди помещают в реальную жизнь, а предел положительный выносится за её грани, в эфемерные и мифические реальности типа Рая и нирваны. Это говорит об определённой доле пессимизма, а ведь быть столь пессимистичным не совсем хорошо.

Но как же быть с различными предположениями? Это уже область абстрактнейшей теории. Например, вышеприведённое рассуждение о рае, который придёт после конца света. Ирреально? Да. Гипотетично? Да.

Приведём ещё одно любопытное отвлечённое раздумье: если одна из противоборствующих, но связанных ЗР сторон вдруг исчезнет, то оставшаяся станет пределом и вскоре тоже пропадёт. Это было предсказано в «Борьбе со злом»: злой противник в итоге самоуничтожается, а «относительное добро» (!) торжествует. И это (гипотетически) похоже на правду, поскольку суть зла такова, что, оставшись наедине с собою, оно начнёт уничтожать самоё себя. Однако мы ещё пофилософствуем. А если останется лишь добро? И оно, скорее всего, тоже самоустранится, так как тогда мир станет излишне идеальным, выхолощенным, и как следствие однобоким, однообразным и скучным, даже ничтожным в какой-то мере. Незачем тогда жить, не за что бороться.

Важное дополнение к ЗР: если где-то что-то прибыло, то где-то что-то убыло, причём количество и/или качество прибывающего-убывающего должно быть примерно равным.

Данное дополнение представляет собою истолкование закона сохранения (энергии, материи – не суть важно) в свете Закона Равновесия.

Закон Равновесия равно приложим к теории и практике. Примеры теории и рассуждений выше уже приведены.

Рассмотрим действие ЗР на несколько приземлённой практике: был плохой день, значит, скоро будет хороший. Или вот в ресторане принесли костлявую курицу. Не очень? Зато быстро! То есть работает этот закон как в малом, так и в большом.

Два плана действия ЗР

Существует два плана действия ЗР (да и иных Законов тоже):

1. Индивидуальный (касающийся жизни только одного человека);

2. Групповой – когда действие Законов (о двух из которых – см. ниже) распределяется между:

2.а) человеком и человеком (пятёрочник и двоечник),

2.б) человеком и группой (гений и глупцы),

2.в) группой и группой (см. трагедию «Квадрат страдания»).

Что это значит?

Индивидуальный план действия Законов касается только одного из нас. Когда равновесно прошёл мой день (дописал-таки курсовую, но зато, напр., с соседом поссорился), это есть действие ЗР в индивидуальном плане.

Что касается группового плана действия ЗР и иных Правил, то здесь возможны три вышеуказанных варианта развития событий. Пример: вот я, скажем, вступил на путь относительного добра, и добрых дел стал совершать больше. А примерно в то же время, например, кто-то другой из семи миллиардов землян ступил на путь относительного зла (скажем, стал преступником, но не полным же злодеем!), и стал для уравновешивания количественно или качественно моих добродеяний совершать злодеяния. Действие ЗР распределилось по группе из меня и него/неё. И воздаяние (см. ниже) за добро – мне, а за зло – ему/ей тоже распределилось.

Кстати, заметим, что мы ранее отметили, учитывая следствие Б), «относительного » добра или зла, ибо зло/добро абсолютные суть ирреальные максимумы, нарушающие Равновесие.

Добавление: возникает с этими планами одна проблема – где граница между ними и как её определить? Приведу простой пример, заставивший меня задуматься. Сидят пятёрочник и двоечник. Это групповое равновесие или индивидуальное? Если остаться в переделах одной категории (ума), то отличник уравновешивается двоечником, тогда план групповой. Но если выйти за пределы категории (напр., пятёрочник – плохой человек, а двоечник-то – добрый), то здесь будет два индивидуальных плана с уравновешиваниями между разными категориями в рамках одного, подчеркну это ещё раз, индивидуального плана. И как это понимать? Данную неясность, кстати, моими набросками сейчас полуразрешённую, можно сделать ярким примером того, что ЗР подвержен действию самого себя и неидеален, как и всякая теория.

Тут возникает некое подобие парадокса: утверждается неидеальность ЗР, при этом таковое утверждение проистекает из его же сути, что должно бы доказывать обратное, но ЗР сам утверждает, что идеала быть не должно, ибо это нарушает равновесие. В итоге имеем безвыходное положение. Этот парадокс идеальности ЗР можно развивать бесконечно, и будет абсурд.

Выход из положения может быть найден таким способом: ЗР может быть признан близким к идеалу с определенными недостатками. Однако данный вопрос в принципе можно оставить и открытым.

В соответствии с вышесказанным стоит отметить, что в человеке изначально заложены два начала: доброе и злое, причём они равновесны, равноправны. И человек актуализирует, реализует своим выбором то или иное начало. Иногда оба начала поровну актуализируются в индивидуальном плане, а иногда получается, что они реализуются в плане групповом (см. примеры выше).

Два аспекта действия ЗР

Более того, ЗР (как и ЗНВ) действует в двух аспектах:

1. Синхроническом;

2. Диахроническом.

Приведём примеры. Как только у одного человека происходит что-то очень хорошее, то у другого в то же время может случиться что-то плохое. Или когда один человек делает что-то полезное, другой может творить зло. Это что касается одновременности (синхронии) в групповом плане. В индивидуальном это тоже бывает, например: «Ура! Я закончил писать конспект!» – и вдруг разбивается упавшая столь некстати чашка.

Хотя мало что происходит или совершается действительно синхронно, т.к. время линейно и есть теория относительности одновременности. Поэтому намного лучше действие Законов прослеживается в диахронии. Например, когда хороший день сменяет плохой в нашей жизни (план индивидуальный), или в стране время упадка сменяется эпохой подъёма (план групповой). Кстати, ЗКР работает, пожалуй, лишь в диахронии.

Конечно, Закон Равновесия не совсем совершенен, иначе он был бы всегда и во всём действующим и идеальным, что несколько противоречит его сути. Именно поэтому существует поправка на отклонения в определении Закона Равновесия.

Таким образом, некоторое несовершенство ЗР проистекает из его же сущности. На сам закон действует следствие об обязательности наличия недостатка. Вот где исключения будут действительно подтверждать правило!

Наконец, стоит сказать о направленности закона: она оптимистическая (плохо всё не бывает!). Более того, этот закон нельзя использовать в софистических целях.

О связях с Двумя Другими Законами

Существуют ещё два Закона, связанных с ЗР: это Закон Неизбежности Воздаяния (ЗНВ) и Закон Круговости Развития (ЗКР).

ЗНВ – правило, согласно которому за всё в нашей жизни и Бытии вообще наступает, в зависимости от ситуации и характера явлений, действий и т.п., неминуемая расплата или обязательное вознаграждение.

ЗР связан с ЗНВ. «Коемуждо по делом его», «Аще какою мерою меряете, тою вам и воздастся» - это суть ЗНВ. Неминуемо воздаётся за зло злом, а за добро добром, но и не только! За плохой день воздаётся хорошим, а вот за счастье, особенно нечестно полученное, часто надо заплатить чем-то (ср. «За радость испокон веков страданьем платит мир» - идея «Песни о Нибелунгах»). С этой точки зрения ЗНВ можно даже назвать «Законом Восстановления Равновесия». То есть воздаяние есть возмещение.

ЗКР – правило, согласно которому различные события, ситуации, категории и иные элементы Бытия повторяются в определённых циклах.

ЗР связан и с ЗКР. Как верно подметили древние, наблюдая смену времён года, всё в мире циклично, «возвращается ветер на круги своя». Причём тут равновесие? Оно разлито кровью по жилам круговости Бытия: всё повторяется, в итоге восстанавливается равновесие, ибо сколько холодных зим пережито, столько придёт тёплых и животворных вёсен. Или вспомните экономические циклы, где есть подъём (положит.) и упадок (отриц.). Круг, колесо Бытия позволяет Равновесию вновь быть восстановленным, причём не без помощи ЗНВ, то есть ЗКР и ЗНВ тоже связаны между собою, ибо помогают в восстановлении и поддержании Равновесия и Справедливости.

Дополнение к ЗКР: прибывание и убывание из Дополнения к Закону Равновесия, как и действие ЗНВ, повторяются в определённых циклах. Так ЗКР поддерживает ЗНВ и ЗР.

Таким образом, ЗНВ и ЗКР помогают восстановить и поддержать Равновесие, а следовательно, и Вселенскую Справедливость. Вспомним рассказ «Точка невозврата. Останкино» из сборника «Москва нуар», где сначала не везло Бессонову (всё лучшее доставалось его приятелю), а потом всё изменилось – и тот, кому всегда везло, получил «по заслугам» и пал. А удача повернулась лицом к Бессонову. Так сработали ЗР и ЗНВ в групповом плане. Заметим, что как кажущееся абсолютное счастье одного, так и совершеннейшее несчастье другого равно преходящи, что свидетельствует о том, что даже если их вообразить себе, то они обязательно будут быстротечны, не вечны. Поэтому и говорят, что удача поворачивается то к одному, то к другому человеку.

Этот рассказ примечателен и тем, что в нём прослеживается действие 1-ой стороны следствия А): получавший всё лучшее парень был астматиком, что портило ему идиллию. То есть абсолютного счастья не было! А Бессонов не был полностью несчастлив: его приятель как бы делился с ним своим успехом. Значит, мы наблюдаем и наличие действия следствия Б). Таким образом, мы приходим к выводу об иллюзорности пределов в реальном мире, допуская, однако, наличие того факта, что иногда пределы всё же существуют – но только на очень малое время, т.е. их существование скоротечно, поэтому и стоит в целом говорить об иллюзорности пределов.

В итоге, объединим Законы в схему, а именно – в треугольник Трёх Законов Бытия (ТЗБ):

Данная схема прекрасно показывает суть работы Правил, ибо треугольник цикличен и замкнут, так что находящемуся в самом средоточии его не вырваться за границы действия Законов. Тем более что стоящий в центре треугольника находится и в средоточии круга, который можно вписать в равносторонний треугольник. Заметим, что ЗР расположен наверху, ибо этот Закон есть, пожалуй, главнейший из Трёх.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: