Традиционная культура
| Цивилизация
|
Главное отличие ТК от ЦИВ – способ сбора, хранения и передачи информации
|
Устные знания
|
Миф, фольклор
| Письменность (книги)
|
Тип поселения
|
Деревня
| Город
|
Тип этнической общности
|
Племя
| Народность и нация
|
Государство
|
-
| +
|
Иерархия
|
Простая
(все родственники, все равны и одна семья, по возрасту, полу, роду)
| Сложная:
Главный принцип – род деятельности (проф.специализация)
Старое деление по роду, возрасту и полу сохраняется, но дополняется более важным: по сословиям, кастам, корпорациям, классам.
|
Правовые нормы
|
Традиционное (обычное) право, основанное на табу, где мораль = закон.
| Государственное (писанное) право, основанное на запретах гос-ва для граждан, где мораль не = закону.
|
Достаток
|
Бедность, самосохранение
| Излишки, досуг
|
Экономика
|
Натуральное хозяйство
(самообеспечение: все знают и умеют все)
| Производство сверхпотребления (для продажи) – узкая специализация, ремесло как профессия
|
Обмен
|
Натуральный
| Торговля
|
Этнический состав
|
Этническая гомогенность (моноэтническая культура и моноэтническое общество, все одного происхождения, все земляки)
| Этническая гетерогенность
(полиэтническое общество), сосуществование людей разного этнического происхождения и иностранцев, консолидирующий фактор (единая религия или идеология)
|
Ксенофобия
|
Непреложность, дихотомия «свои-чужие», ксенофобия – положительное качество, воспитываемое в каждом человеке, чужаки – представители иного рода или племени
| Отказ от этнической ксенофобии, ксенофобия остается возможной по религиозному или расовому признаку, чужаки – представители иных цивилизаций
|
Идентичность
|
Доминирует коллективная, социальная или групповая идентичность
| Личная идентичность
|
Отношение к ценности индивидуума
|
Все равнозначны, равноценны и являются частью целого, возможность замены одного члена другим
| Поскольку появляется личная идентичность, появилось представление о ценности и уникальности одного человека, возникает представление о выдающихся и незаменимых людях
|
Нарушение правовых и моральных норм
|
Нарушитель табу перестает быть членом общества, поэтому нет прощения, нет преступности.
| Нарушитель моральных и религиозных (если они не указаны в законе) не подвергается наказанию, а нарушитель не перестает быть членом общества, возникают тюрьмы и ссылки (пенитенциарная система). Появляется представление о возможности исправления человека
|
Фатализм
|
Предопределенность, запрограмированность, судьба
| Личный выбор жизненного пути
|
Авторство
|
Анонимное творчество
| Личностное начало
|
Время
|
Кольцевое (зацикленное, бесконечное, вечное)
| Линейное время, идея развития, эволюции, если у времени есть начало, то появляется идея о конце времени
|
Количество жизни
|
Много
| Одна
|
Лучшее время
|
Прошлое (illud tempus)
| Идея о лучшем будущем
|
Праздник
|
Праздник как машина времени, регулярного возврата в светлое прошлое
| Формальная церемония, несущая исключительно гедронистический (приносящий удовольствие) характер.
|
Искусство
|
Лучшие образцы уже есть, они созданы предками
| Нет предела совершенству
|
Основная ценность
|
Теоцентризм
| Антропоцентризм
|
Местонахождение Бога
|
Бог всюду, отсюда разнообразие религиозных практик, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, распространены боги-животные, боги-растения, боги-стихии, характерен политеизм, в религиозных церемониях участвуют все, Бог доступен каждому, понятен каждому, вера = религия
| У Бога появляется место обитания, что означает уход сакрального из сферы профанного. Об этом говорит локализация священных мест, предметов, ограничение времени и религиозных действий. Богослужение – специализированная деятельность, прерогатива немногих. Религия обособляется от веры. Возникает институт (специализированная система удовлетворения духовных нужд) в виде церкви
|
Отношение к знаниям
|
Теоретические знания сосредоточены, заключены в мифе. Практические – в магии и реализуются через ритуал. Создание теоретических и практических знаний приписывается Богу или богам.
| Появляются специализированные сферы креативной деятельности, создание нового знания (теории и практики). Человек таким образом берет на себя функцию, ранее принадлежавшую демиургу (бог-создатель мира). Знание – не дар богов, а непрерывный процесс.
|
Обучение
|
Утилитарный (прикладной) характер обучения
| Универсальный (фундаментальный), обучение всему, везде и всегда
|
Создание нового
|
Создание нового – воссоздание забытого старого
| Разрушение старого
|
Тип солидарности
|
Механическая (объединении по крови, внешности, месту рождения…) Человек приписан к своему обществу.
| Появляется органическая солидарность. Человек объединяется с людьми по-своему
|
Синкретизм
|
Нераздельность представлений о человеке и обществе, о человеке и природе
| Разделенность
|
Взаимоотношения материальной и духовной культуры
|
Единство
| Разделенность
|
Культура
|
Общая или единая
| Много культур (сословные, кастовые, корпоративные, элитарные, народные, молодежные и т.п.)
|
Сомнение и уверенность
|
Человек уверен, что все, что он знает – правильно и разумно. Существует догматизм.
| Сомневающийся человек, потому что постоянно познает и перепознает.
|