Познание
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Пояснительная записка
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;
- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
- расширение представлений о геометрических фигурах;
- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
К концу года дети пяти лет могут:
• различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
• раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
• различать левую и правую руки;
• определять части суток.
Время проведения | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цели занятия 2-й недели | Тема и цели занятия 3-й недели | Тема и цели занятия 4-й недели | Обеспечение интеграции направлений) | Целевые ориентиры | |
Сентябрь | Тема | Адаптационный период | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Познание: формировать умение ориентировки в пространстве и во времени; учить сравнивать предметы и группы предметов по величине, по цвету. Коммуникация: учить правильно употреблять в речи сравнительные прилагательные | Умеет правильно употреблять слова, обозначающие результаты сравнения: поровну, столько, больше, меньше и составлять с ними словосочетания. Умеет определять и правильно называть части суток; владеет умением определять положение предметов по отношению к себе |
Цели | Подготовить детей к организованным занятиям по формированию элементарных математических представлений (способы измерения величин, количественные представления, ориентировка в пространстве и во времени и т. п.) | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа | Учить: - сравнивать две группы предметов, разных по цвету; - обозначать результат сравнения словами: больше - меньше, поровну, столько - сколько. Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь) | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче, широкий - узкий, шире -уже |
Октябрь | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4 | Чтение: закреплять представление о составе числа 3 во время чтения сказки «Три медведя». Познание: учить опреде- лять простран- ственные на- правления, ис- пользуя систе- му отсчёта. Физическая культура: в двигательном режиме закре- плять понятия «вверху-внизу», «слева-справа» | Эмоционально воспринимает сюжет сказки «Три медведя» и умеет интонационно выделять речь персонажей; владеет навыком правильного согласования числи тельных в роде и падеже; проявляет интерес к эксперимен- тированию при определении пространственных направлений; умеет выполнять упражне ния, ориентируясь в пространстве, и находить левую и правую стороны | |
Цели | Продолжать учить: - сравнивать две группы предметов, разных по форме; - называть отдельные части своего тела, в том числе симметрич-ные (правая или левая рука, нога и т. д.); - использовать сис- тему отсчета про- странственных на- правлений «на себя» в разных жизненных стуациях при выполне-нии заданий ориента-ции в пространстве. Закреплять умение различать и называть плоские геометриче-ские фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравне-нии двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий - низ кий, выше - ниже. Помочь детям овладеть ориентиров-кой в окружающем «на себя» | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в уме- нии определять геомет- рические фигуры (шар, куб, квадрат, треуголь- ник, круг) осязательно- двигательным путем. Закреплять умение различать левую и пра- вую руку, определять пространственные на- правления и обозначать их словами: налево - направо, слева - справа | Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по по- рядку; согласовывать их в роде, числе и падеже. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). Расширять пред- ставления о частях суток и их последовательности | - самостоятельно обозначать итоговое число; - осваивать собствен- ное тело как точку отсчетапространствен-ных направлений («на себя»). Развивать умение определять простран- ственные направления в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета («от себя», «от другого человека», «от любых предметов»): вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа | ||||
Ноябрь | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4 | Коммуникация: формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос; учить правильно употреблять в речи числительные и составлять словосочетания с ними. Музыка: на примере музыкальных произведений закреплять понятия «быстро-медленно» | Владеет уме- нием состав- лять короткие предложения с использованием порядковых числительных; умеет в игре со сверстниками использовать в речи считалочки; умеет петь и выполнять движения в соответствии с музыкальным темпом произведения (медленно, быстро) |
Цели | Закреплять уме- ние считать в преде- лах 3. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопрос: «Который по счету?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом | Показать образова- ние числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоуго-угольнике на основе сравнения его с треугольником | Закреплять умение считать в пределах 4. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий: быстро, медленно | Познакомить с об- разованием числа 5. Учить считать в пределах 5. Закреплять представление о последовательности частей суток. Развивать воображение, наблюдательность |
Декабрь | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4 | Коммуникация: учить составлять рассказ-описание по картинке с использованием понятий «вверху, внизу, слева, справа, впереди сзади». Физическая культура: закреплять представление о порядковых числительных при построениях и перестроениях, в подвижной игре | Умеет использовать в речи прилагательные и составлять словосочетания с ними для обозначения результатов сравнения предметов (длиннее, шире, короче); умеет договариваться и согласовывать действия со сверстниками во время проведения подвижных игр |
Цели | Продолжать учить считать в пределах 5. Познакомить с порядковым значением числа 5. Учить: - сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине); - обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже. Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади | Закреплять умение счетной деятельности в пределах 5. Формировать: - представления о равенстве и неравенстве двух групп на основе счета; - понятие числа. Упражнять: - в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг); - сравнении предметов, фигур по размерам, формам, цветам, разному количеству. Способствовать формированию представлений о количественных отношениях | Формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5). Познакомить с цилиндром. Учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, четко выделять признак, по которому проводится сравнение. Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре. Развивать: - представление о последовательности частей суток; - умение действовать с предметами, сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей |
Январь | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4 | Чтение: формировать умение сравнивать предметы по форме и величине во время чтения сказки «Три медведя». Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов вчера, сегодня, завтра; правильно употреблять в речи прилагательные в превосходной степени | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов (сенсорно-моторные действия). Умеет самостоятельно придумывать условие игры, используя понятия «далеко-близко»; проявляет инициативу в организации игры с группой сверстников | |
Цели | Познакомить с пространственными отношениями, выражениями, словами: далеко - близко. Развивать внимание, память, мышление. Помочь детям усвоить необходимую информацию о предметно-пространственном окружении, о способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях | Упражнять в счете на слух в пределах 5. Уточнять представления о пространственных отношениях: далеко - близко. Учить: - сравнивать три предмета по величине; - раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности; - обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, самый короткий | Закреплять получен-ные навыки при выполнении игровых упражнений и заданий. Развивать математические и логические способности, смекалку детей. Воспитывать интерес и увлеченность занятиями математикой | Упражнять в счете на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению | ||||
Февраль | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4 | Художествен- ное творчест- во: учить со- ставлять из час- тей или на час- тях целостное изображение предмета; в ри- сунке закреп- лять понятие «части суток». Физическая культура: фор- мировать уме- ние двигаться в заданном на- правлении или со сменой на- правления; ра- зучивание ком- плекса ритмиче- ской гимнасти- ки из 5 упраж- нений | Умеет состав- лять неболь- шой рассказ на тему «Моя семья» с ис- пользованием слов вчера, сегодня, зав- тра; умеет в рисунке и аппликации передавать несложный сюжет, объе- диняя 3-4 предмета; вы- полняет ко- манды «впе- рёд, назад, кругом, нале- во, направо» во время вы- полнения двигательных упражнений |
Цели | Закреплять представление о значении слов: вчера, сегод- ня, завтра. Учить: - сравнивать 3 пред- мета по ширине; - раскладывать их в убывающей и воз- растающей последо- вательности; - обозначать резуль- таты сравнения сло- вами: самый широ- кий, уже, самый уз- кий | Учить считать разли- ные движение в преде- лах 3. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в воз- растающей последова- тельности | Учить: - воспроизводить ука- занное количество дви- жений в пределах 5; - двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). Упражнять в умении составлять целостное изображение предмета на отдельных частях | Учить воспроизво- дить указанное коли- чество движений в пределах 5. Упражнять в уме- нии называть и разли- чать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямо- угольник. Совершенство- вать представления о частях суток и их последовательности |
Март | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4 | Чтение: закреп- лять умение сравнивать пред- меты по величи- не во время чте- ния сказки «Три поросён- ка». Художествен- ное творчест- во: изготовле- ние игрушек цилиндричес- кой и круглой формы | Умеет исполь- зовать в речи слова, обозна- чающие пре- восходную степень сравнения, слова с умень- шительно-лас- кательными суффиксами | |
Цели | Объяснить, что результат счета не зависит от величины предмета. Учить сравнивать предметы по разме- ру, обозначать ре- зультаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький | Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: са- мый высокий, ниже, самый низкий. Развивать память, мышление | Показать независи- мость результата счета от расстояния между предметами (в преде- лах 5). Закреплять полу- ченные умения в обра- зовании, сравнении чи- сел, в определении об- щего количества чего- либо | Закреплять пред- ставление о том,что результат счета не за- висит от расстояния между предметами. Познакомить с цилиндром на осно- ве сравнения его с ша- ром | ||||
Апрель | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3 | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4 | Социализация: формировать навык ролевого поведения в ди- дактической игре «Магазин». Физическая культура: про- водить спор- тивные и под- вижные игры с обучением ориентирования в пространстве | Владеет уме- нием согласо- вывать дейст- вия с детьми и распреде- лять роли для участия в игре «Магазин»; умеет выпол- нять опреде- лённое коли- чество уп- ражнений; делать оста- новку на счёт «четыре» | |
Цели | Упражнять в умении видеть равные группы предметов при раз- ном их расположе- нии (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилин- дром на основе сравнения его с ша- ром и кубом | Закреплять навыки количественного и по- рядкового счета в пре- делах 5. Упражнять в уме- нии устанавливать по- следовательность час- тей суток | Учить соотносить форму предметов с гео- метрическими фигура- ми: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, вели- чине | Закреплять представле-ния о том, что результат счета не зависит от качествен-ныхпризнаков предме-та.Совершенствовать умение ориентиро-ваться в пространстве, обозначать пространст венные отношения от- носительно себя соот- ветствующими сло- вами |
Май | Тема | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 1 Количе- ство и счет | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 2 Величина | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 3. Сходства и различия геометриче- ских фигур | Взросло-детская (партнерская) деятельность № 4. Ориенти- ровка в пространстве, во времени | Художествен- ное творчест- во: выполнить аппликацию с использовани- ем геометриче- ских фигур. Физическая культура: ор- ганизовать спортивную игру на участке детского сада с использова- нием ориенти- ров; учить вы- полнять прыж- ки в длину, в высоту под счёт | Умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и пла нировать последователь-ность действий для достижения ре- зультата |
Цели | Закреплять умение в счете предметов. Упражнять в счете на слух, на ощупь, а также в счете движений | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания (убывания) их длины (ширины, высоты или величины в целом), ориентируясь на обра- зец | У п р а ж н я т ь в уста- новлении признаков сходства и различия между кругом и шаром, квадратом и цилиндром, квадратом и кубом. Узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг (тарелка,блюдце), прямоугольник (крышка стола, дверь, окно), шар (мяч, арбуз), цилиндр (стакан, башня), треугольник | Развивать ориен- тирование в простран- стве на участке дет- ского сада, сочетая с понятиями «далеко- близко». Формировать: - обобщенное пред- ставление о сутках; - опыт восприятия размеров предметов и оценку их величины; - навык дифференци- ации предметов |