Образец записи в ботаническом словаре




 

Название термина Содержание термина
Мацерация Процесс разъединения ткани на отдельные клетки вследствие разрушения средней пластинки
   
   

 

Для перевода латинских слов (ботанических терминов) на русский язык можно использовать словарь:

1. Кирпичников М.Э., Забинкова Н.Н. Русско-латинский словарь для ботаников (с примерами и пояснениями). М.: Наука, 1977.

2. Латинский язык для аграриев / Ред. Проф. Соколов И.Д.-Луганск: Элтон, 2005.- 384 с.

3. Интернет-ресурсы.

Ботанический словарь является важным средством организации и проверки самостоятельной работы студентов в межсессионный период, а также контролирующим, обучающим и справочным пособием во время сессии.

 

 

При оформлении контрольной работы следует выполнять общие требования, которые изложены выше в методических указаниях. Весь программный материал разбит на 100 вопросов. В каждом варианте имеется 7 вопросов, которые охватывают различные разделы курса. Кроме того, после ответа на все вопросы, необходимо выполнить общее для всех студентов задание.

 

В качестве общего для всех студентов задания:

 

1. Из числа растений флоры вашего района назовите два-три известных вам вида (естественно растущих или культивируемых) на русском и латинском языках, например:

Крапива двудомная – Urtica dioica L.

Щавель курчавый – Rumex crispus L.

Люцерна посевная – Medicago sativa L.

– со стержневой и мочковатой корневой системой; с радиальной и плоскостной симметрией побегов, с моноподиальным, симподиальным и ложнодихотомическими типами их ветвления, с очередным, супротивным и мутовчатым почко- и листорасположением; образующих на побегах колючки и шипы;

– с простыми цельными, перисто-лопастными (раздельными, рассеченными), с пальчатолопастными (раздельными, рассеченными) листьями; с непарноперистосложными, парноперистосложными, пальчатосложными листьями;

– с цветками, собранными в неопределенные и определенные соцветия (для каждого характеризуемого вида растения указать конкретный тип соцветия: кисть, завиток и т.д.); – с беспокровными (голыми) цветками, с цветками, имеющими двойной и простой околоцветник;

– с двуполыми, однополыми, однодомными и двудомными цветками (у хвойных с микроспорофиллловыми колосками и макроспорофилловыми шишечками);

– с настоящими сухими односемянными, не раскрывающимися плодами (сборная листовка, сборная семянка, боб, стручок, коробочка);

– с настоящими сухими, многосемянными, распадающимися плодами (зерновка, семянка, орешек, орех, желудь);

– с сочными настоящими плодами (костянка, ягода);

– с ложными коробчатыми, семянковидными, костянковидными, ягодовидными, яблоковидными, земляниковидными плодами и соплодиями;

– с семенами, содержащими эндосперм или не содержащими его; с зародышем семени, несущим одну, две, более двух семядолей; с семядолями, которые выносятся на поверхность почвы или остаются в почве при прорастании семени.

2. Назовите по два-три известных вам вида растений флоры вашего района:

а) анемофильных и энтомофильных;

б) анемохорных, зоохорных, гидрохорных, автохорных;

в) способных к вегетативному размножению корневыми отпрысками, естественными отводками, плетьми, усами, корневищами, клубнями, луковицами, выводковыми почками и луковичками;

г) способных к вегетативному возобновлению.

3. Растения каких жизненных форм растут естественно или культивируются в районе вашего места жительства или работы? Назовите по два-три известных вам растений каждой из указанных жизненных форм.

 

Вопросы к контрольной работе

 

1. Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Роль ботаники для специалистов сельского хозяйства.

2. Значение растений в природе (экосистемах) и жизни человека. Задачи курса ботаники на современной этапе.

3. Клетка как основная структурная и функциональная единица растительного организма. Основные особенности строения растительной клетки, отличие растительной клетки от животной.

4. Что такое протопласт? Компоненты протопласта. Перечислите производные протопласта.

5. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.

6. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.

7. Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.

8. Форма, размеры, число ядер в клетке. Перечислить компоненты ядра, от- метить физико-химические особенности. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.

9. Хромосомы, строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный на- бор хромосом.

10. Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.

11. Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений.

12. Запасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.

13. Физиологически активные вещества клетки.

14. Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост, поры, плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.

15. Понятие о поступлении веществ в растительную клетку. Осмотические явления в клетке. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз.

16. Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.

17. Типы образовательных тканей: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Характерные особенности меристематических тканей, их строение и функции. Инициальные клетки, гистогены апексов, прокамбий, камбий, феллоген, перицикл. Значение для вегетативного размножения растений.

18.Типы покровных тканей: эпидерма, эпиблема, перидерма, корка.

19. Типы основных тканей: поглощающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная и водоносная. Расположение в органах, строение, функции.

20. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Рас- положение в органах, строение, функции.

21. Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки. Рас- положение в органах, строение, функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.

22. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.

23. Типы выделительных тканей внешней и внутренней секреции.

24. Морфологическое строение корня. Типы корней и корневых систем. Зоны корня. Функции корня.

25. Первичное анатомическое строение корня. Функции коры, перицикла и проводящего пучка.

26. Вторичное анатомическое строение корня двудольного растения.

27. Метаморфозы, корня в связи с функциями. Использование видоизмененных корней. Микориза и клубеньки, значение их в жизни растений, природе и хозяйстве.

28. Понятие о побеге, его морфологическое строение, расположение листьев. Закономерности строения побега, типы ветвления.

29. Классификация растений по типам побегов и продолжительности жизни.

30. Почки, строение и классификация. Биологическая роль почек.

31. Стебель, его основные и дополнительные функции, классификация стеблей.

32. Первичное анатомическое строение стеблей однодольных и двудольных растений.

33. Вторичное анатомическое строение стебля травянистого двудольного растения (пучковый и непучковый тип).

34. Вторичное анатомическое строение деревянистого двудольного растения па примере липы.

35. Лист, его строение и функции. Морфология листа. Простые и сложные листья.

36. Анатомическое строение листа. Лист как орган фотосинтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в жизни растений.

37. Метаморфозы побега и листа. Их экологическое значение. Использование побегов в питании человека и животных.

38. Понятие о размножении. Способы размножения. Биологическое значение размножения.

39. Соцветия, их типы. Биологическая роль соцветий. Привести примеры соцветий у растений.

40. Строение и биологическая роль цветка. Формула цветка.

41. Андроцей. Строение тычинки и пыльника. Число тычинок в цветке. Функции андроцея.

42. Микроспорогенез. Микроспора и развитие мужского гаметофита (пыльцы) у цветковых растений.

43. Гинецей. Строение пестика. Типы завязи. Плодолистик, его листовая природа. Число плодолистиков в цветке. Типы гинецея.

44. Мегаспорогенез. Мегаспора. Развитие женского гаметофита — зародышевого мешка у цветковых растений. Типы зародышевых мешков.

45. Основные пути эволюции цветка (по стробилярной теории).

46. Строение и развитие семязачатка (семяпочки) покрытосеменных растений. Биологическая роль семязачатков. Типы семязачатков. Значение покрытосемянности.

47. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Типы опыления. Привести примеры культурных и дикорастущих растений.

48. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений (амфимиксис). Ра- боты С.Г. Навашина. Эволюционная и биологическая оценка двойного оплодотворения.

49. Развитие семян из семязачатка. Строение семени. Основные типы семян. Биологическая роль. Кормовое и пищевое значение семян.

50. Классификация плодов (морфологическая и филогенетическая), их биологическая роль. Использование плодов и семян в питании человека и кормлении животных.

51. Способы распространения плодов и семян в природе. Биологическая роль распространения плодов и семян.

52. Систематика растений как наука. Таксономические (систематические) единицы растительного мира. Задачи ботаники на современном этапе.

53. История развития систематики растений как науки.

54. Понятие о виде растений. Филогенетические системы растительного мира.

55. Строение первых сухопутных растений (Проптеридофиты, Риниевые).

56. Укажите отличия низших растений от высших (среда обитания, строение тела, окраска, питание, размножение).

57. Опишите одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли из отдела зеленых водорослей. Дайте рисунки и пояснения к ним. Народнохозяйственное значение зеленых водорослей.

58. Кратко охарактеризуйте бурые и красные водоросли (среда обитания, строение тела, размножение), укажите их практическое значение.

59. Какие растения относятся к группе архегониальных, что для них характерно? Схематично изобразите жизненный цикл архегониального растения.

60. Происхождение и пути развития высших растений. Классификация высших растений.

61. Приспособления высших растений к жизни на суше (морфологические, анатомические, биологические особенности этой группы растений).

62. Что такое спорофит и гаметофит? Как они чередуются в жизненном цикле разных отделов высших растений? Нарисуйте схему жизненного цикла одно- го растения.

63. Сравните жизненный цикл мохообразных и папоротникообразных растений, изобразите жизненный цикл в виде схемы.

64. Перечислите современные разноспоровые архегониальные растения. Сделайте рисунки микро- и макроспор, мужских и женских заростков.

65. Строение и эволюция гаметофитов современных высших споровых растений. Приведите рисунки однополых и обоеполых гаметофитов.

66. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Приведите рисунки семяпочки и пыльцевого зерна.

67. Сравните голосеменные и покрытосеменные растения по морфолого-анатомическим признакам и способу оплодотворения.

68. Укажите семейства голосеменных и покрытосеменных растений, распространенные в умеренных широтах и отметьте их роль в сложении различных растительных сообществ (лес, луг, болото, водоем).

69. Эволюция гаметофита у высших растений (показать на примере растений различных отделов).

70. Характерные признаки покрытосеменных растений. Отличие Однодольных от Двудольных. Перечислите наиболее важные культурные растения вашего района и укажите семейства, к которым они относятся.

71. Характеристика семейства Лютиковые. Нарисуйте разные типы цветков и плодов. Напишите формулу цветка. Укажите представителей (15 видов) и их практическое значение.

72. Характеристика семейства Бобовые (Мотыльковые). Зарисуйте разные типы листьев, типичное строение цветка и плода. Напишите формулу цветка. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из этого семейства (20 видов). Роль бобовых в повышении плодородия почв.

73. Охарактеризуйте семейства Капустные (Крестоцветные), укажите культурные, сорные, дикорастущие виды из этого семейства (15 видов). Нарисуй- те разные типы плодов, типичное строение цветка с околоцветником и без него. Напишите формулу цветка.

74. Характеристика семейства Розанные (Розоцветные, Розовые). Укажите важнейшие плодовые, ягодные и дикорастущие растения из этого семейства. Нарисуйте разные типы цветков, напишите их формулы.

75. Характеристика семейства Крыжовниковые. Укажите по латыни и по-русски важнейшие плодовые и ягодные растения из различных семейств.

76.Характеристика семейства Виноградные. Нарисуйте схему побега и цвет- ков. Напишите по-русски и по-латыни названия важнейших овощных растений и укажите семейства, к которым они относятся (20 видов).

77. Характеристика семейства Пасленовых. Укажите практическое значение культурных и дикорастущих растений из этого семейства. Нарисуйте цветок и плод. Напишите формулу цветка.

78. Характеристика семейства Яснотковые (Губоцветные). Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите практическое значение представителей.

79.Характеристика семейства Льновые. Нарисуйте цветок и плод. Формула цветка. Напишите русские и латинские названия волокнистых растений, распределив их по семействам.

80. Характеристика семейства Маревые. Нарисуйте цветок, соплодие, корне- плод. Напишите формулу цветка. Дайте по-русски и по-латыни список кормовых растений и укажите семейства, к которым они относятся (20 видов).

81. Характеристика семейства Сельдерейные (Зонтичные). Напишите фор- мулу цветка. Нарисуйте цветок, плод, соцветие (схема). Укажите важнейшие культурные и дикорастущие растения.

82. Характеристика семейства Гречишные. Опишите важнейшие дикорастущие и культурные растения этого семейства.

83. Характеристика семейства Гвоздичные. Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите декоративные и сорные растения.

84. Характеристика семейства Тыквенные. Нарисуйте женский и мужской цветки. Напишите формулу цветка. Укажите овощные растения из этого семейства.

85. Охарактеризуйте семейства Астровые (Сложноцветные). Нарисуйте разные типы корзинок, основные типы цветков и плод. Укажите представителей и их практическое значение (20 видов).

86. Характеристика семейства Лилейные. Охарактеризуйте наиболее распространенные овощные, дикорастущие и декоративные растения (15 видов). Нарисуйте цветок, плод и подземные видоизменения побегов.

87. Характеристика семейства Осоковые. Нарисуйте цветок, плод. Напишите формулу цветка. Укажите важнейшие кормовые растения.

88. Характеристика семейства Мятликовые (Злаковые). Укажите важнейших представителей и отметьте их практическое значение (20 видов). Нарисуйте цветок, напишите схему простого колоска злака.

89. Опишите способы размножения сорных растений из класса однодольных и двудольных. Сделайте рисунки.

90. География растений как наука. Понятие о флоре и растительности. Ареал и его типы.

91. Дайте понятие о растительном сообществе. Приведите примеры расти- тельных сообществ вашего района и укажите, как они используются.

92. Вода как экологический фактор. Экологические группы растений по от- ношению к воде. Охрана воды как необходимого фактора жизни.

93. Температура как экологический фактор. Типы растений по отношению к этому фактору.

94. Свет как экологический фактор. Морфолого-анатомические различия светолюбивых и тенелюбивых растений.

95. Воздух как экологический фактор. Охрана воздуха от загрязнения.

96. Почва как экологический фактор. Растения как индикаторы почвенных условий.

97. Кратко охарактеризуйте лесную зону, укажите основные типы растительности. Охрана лесов.

98.Охарактеризуйте основные типы лугов и их практическое значение. Охрана лугов.

99. Кратко охарактеризуйте степную зону. Опишите особенности степных растений. Охрана степей.

100. Что такое фитоценоз (растительное сообщество)? Основные признаки фитоценоза. Что такое биоценоз, биогеоценоз, биосфера?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: