Перечень общепрофессиональных компетенций (магистратура)




ОПК-1. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

ОПК-2. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

ОПК-3. Способен разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении

ОПК-4. Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК-5. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений

ОПК-6. Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

Перечень профессиональных компетенций выпускника основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы СПО уровней образования магистратура по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в рамках УГСН «Образование и педагогические науки»

ПК-1. Способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ.

ПК-2. Способен разработать или подобрать из числа имеющихся, локализовав их к конкретным условиям, инструменты оценочных средств и мониторинга, для установления уровня достижения обучающимися образовательных результатов. При необходимости, установить адекватность этого набора результатов профессиональным компетенциям, которые определяются квалификационными характеристиками и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами.

ПК-3. Способен организовать мониторинг динамики освоения обучающимися профессиональных компетенций, дать рекомендации преподавателям по коррекции образовательного процесса в целях повышения его результативности.

ПК-4. Способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса.

ПК-5. Проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форме.

 


Связь общепрофессиональных и разработанных профессиональных компетенций выпускника по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень магистратура) с требованиями профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»)

Уровень (подуровень) квалификации Трудовые функции по профстандарту "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО" Обобщенные трудовые функции по профстандарту Общепрофессиональные компетенции Профессиональные компетенций
6.3   Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) дополнительного профессионального образования (ДПО) и(или) профессионального обучения Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации F Выпускник, освоивший программу магистратуры, -способен и готов самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1); -готов к коммуникациям в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2); -способен и готов использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОПК-3); -способен и готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации (ОПК-4); -способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-5); -способен и готов демонстрировать навыки работы в научном коллективе (ОПК-6); -способен и готов эксплуатировать современное оборудование (приборы) в соответствии с целями магистерской программы (ОПК-7); -готов взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-8) Выпускник, освоивший программу магистратуры -способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ (ПК-1). -способен разработать или подобрать из числа имеющихся, локализовав их к конкретным условиям, инструменты оценочных средств и мониторинга для установления уровня достижения обучающимися образовательных результатов. При необходимости, установить адекватность этого набора результатов профессиональным компетенциям, которые определяются квалификационными характеристиками и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами (ПК-2). -способен организовать мониторинг динамики освоения обучающимися профессиональных компетенций, дать рекомендации преподавателям по коррекции образовательного процесса в целях повышения его результативности (ПК-3). -способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса (ПК-4). -проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форм (ПК-5).  
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик
7.1 Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации H
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДПП
7.2 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации I
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП
7.3 Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП G
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДПП Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации I
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации J
8.1   Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации I
8.2 Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДПП Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации J
Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану
Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов
Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану
8.3 Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП

 


Преемственность уровней образования и уровней сформированности компетенций компетенций выпускника по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» УГСН «Образование и педагогические науки»

Профессиональные компетенции, разработанные в соответствие профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО». Уровень «Бакалавриат» Уровни сформированности компетенции Профессиональные компетенции, разработанные в соответствие профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО», уровня «Магистратура», соотнесенные с профессиональными компетенциями уровня «Бакалавриат» Уровни сформированности компетенции
Выпускник, освоивший программу бакалавриата,   Выпускник, освоивший программу магистратуры,  
ПК-1. Способен планировать и осуществлять учебный и учебно-производственный процесс в соответствии с программами профессионального обучения, профессионального образования и ДПО. Базовый ПК-1. Способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ; Продвинутый
ПК-4. Способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса. Продвинутый
ПК-5. Проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форме. Продвинутый
ПК-2. Используя адекватные задачам инструменты, способен провести экспертизу профессиональной деятельности студентов, в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональными стандартами («World Skills», др.). Продвинутый ПК-2. Способен разработать или подобрать из числа имеющихся, локализовав их к конкретным условиям, инструменты оценочных средств и мониторинга для установления уровня достижения обучающимися образовательных результатов. При необходимости, установить адекватность этого набора результатов профессиональным компетенциям, которые определяются квалификационными характеристиками и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами; Базовый
ПК-3. Способен организовать мониторинг динамики освоения обучающимися профессиональных компетенций, дать рекомендации преподавателям по коррекции образовательного процесса в целях повышения его результативности.  
ПК-3. Способен осваивать, для использования в образовательном процессе и в производственной деятельности, учебно-технологическое оборудование. Базовый ПК-1. Способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ. Базовый
ПК-4. Способен планировать учебную деятельность, включая разработку и реализацию учебных программ на основе примерных образовательных программ. Продвинутый ПК-4. Способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса; Базовый
ПК-5. Проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форме. Базовый
ПК-5. Способен локализовать примерные основные образовательные программы подготовки, применительно к определенному уровню квалификации. Реализация этих программ осуществляется с учетом потребностей рынка труда, квалификационными характеристиками, стандартами профессиональной деятельности, уровня подготовки обучаемых, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные. Базовый ПК-1. Способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ. Базовый
ПК-4. Способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса; Базовый
ПК-5. Проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форме. Пороговый

Механизм определения дополнительных компетенций (для различных отраслей, соответствующих списку наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»)

 

Механизм определения дополнительных компетенций разработан на основе сформированного перечня задач профессиональной деятельности и трудовых функций, перечня универсальных (общекультурных), общепрофессиональных компетенций определены перечни профессиональных компетенций, для различных отраслей, соответствующих списку наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования») выпускника основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров для системы СПО уровней образования бакалавриат и магистратура по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» УГСН «Образование и педагогические науки».

При разработке механизма определения дополнительных компетенций для различных отраслей и критерием их выделения также учитывался перечень принципиально новых критических технологий, производственных процессов в высокотехнологичных секторах экономики и активно развивающихся в мире, соответствующий Перечню критических технологий Российской Федерации [1].

Отрасли Критические технологии
Энергетика Базовые технологии силовой электротехники Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
Электроника, радиотехника и связь Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам
Машиностроение и материалообработка Декоративно-прикладное искусство Дизайн Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств Технологии диагностики наноматериалов Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов Технологии наноустройств и микросистемной техники
Информатика и вычислительная техника Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
Транспорт и транспортные средства Строительство и промышленность строительных материалов Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Технологии информационных, управляющих, навигационных систем Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.  
Бытовое обслуживание населения непроизводственных видов (сервис) Торговля и общественное питание Дизайн Технологии биоинженерии

 

1. Распределение 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования и классификация по группам отраслевой принадлежности, уровню технологичности и уровню подготовки квалифицированных рабочих и служащих:

 


Отрасли: Энергетика, Машиностроение и материалообработка Транспорт и транспортные средства Отрасли: Электроника, радиотехника и связь Информатика и вычислительная техника Отрасли: Дизайн Информатика и вычислительная техника Отрасли: Бытовое обслуживание населения непроизводственных видов (сервис) Торговля и общественное питание Отрасли: Машиностроение и материалообработка Строительство и промышленность строительных материалов Отрасли: Декоративно-прикладное искусство Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Строительство и промышленность строительных материалов Отрасли: Энергетика Электроника, радиотехника и связь Машиностроение и материалообработка Информатика и вычислительная техника Транспорт и транспортные средства Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Строительство и промышленность строительных материалов
По уровню подготовки квалифицированных рабочих и служащих По уровню технологичности специалистов среднего звена -высокие технологии По отраслевой принадлежности специалистов среднего звена -полиграфия По отраслевой принадлежности-сервис По отраслевой принадлежности специалистов среднего звена -контроль качества По отраслевой принадлежности-строительство По отраслевой принадлежности специалистов среднего звена -приборостроение, точное машиностроение
-Автомеханик -Наладчик-ремонтник промышленного оборудования -Оптик-механик -Сантехник -Сварщик -Слесарь -Токарь-универсал -Фрезеровщик-универсал -Электромонтажник -Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей -Специалист по производству и обслуживанию авиатехники - Специалист по холодильно-вентиляционной технике -Техник авиационных двигателей   -Администратор баз данных -Программист -Разработчик Web и мультимедийных приложений -Сетевой и системный администратор -Специалист по информационным ресурсам -Специалист по информационным системам -Специалист по обслуживанию телекоммуникаций - Техник по защите информации - Специалист по тестированию в области информационных технологий   -Графический дизайнер -Техник-полиграфист -Технический писатель   -Косметолог -Парикмахер -Повар-кондитер -Специалист по гостеприимству -Лаборант химического анализа - Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист) -Специалист по техническому контролю качества продукции -Специалист по технологии машиностроения   -Мастер декоративных работ -Мастер столярно-плотницких работ -Плиточник-облицовщик   -Метролог -Мехатроник -Мобильный робототехник -Оператор беспилотных летательных аппаратов -Оператор станков с программным управлением -Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам) -Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям) -Техник по обслуживанию роботизированного производства -Техник-конструктор -Техник-механик в сельском хозяйстве - Специалист по аддитивным технологиям -Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами -Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам -Техник по композитным материалам

 

2. Определение влияния данной классификации на формирование дополнительных компетенций с использованием научно-методической базы - профессиональных стандартов, ФГОС, рекомендаций Минобразования РФ, ФИРО, программ учебных дисциплин, профессиональных модулей.

3. Разработка рекомендаций с конкретными работодателями и отраслевыми кафедрами профильных университетов по определению дополнительных профессиональных компетенций (способность выпускника бакалавриата и магистратуры выполнять новые или дополнительные трудовые функции, связные с изменением или расширением требований к квалификации по указанным профессиям, специальностям);

4. Определение особенностей требований к квалификации по указанным профессиям, специальностям на конкурентном рынке применительно к конкретным региональным условиям, уровню и специфики развития производственной, технологической базы и требованиями конкретного работодателя – социального партнера по данным квалификациями в той отрасли, для которой готовится специалист.

5. Уточнение структуры дополнительных компетенций на основе изучения требований конкретных работодателей, профессиональных сообществ (объединений работодателей), анализ профессиональных стандартов, классификаторов профессий и специальностей, справочников квалификационных характеристик. Анализ дополнительно-социально-экономической ситуации регионального рынка труда и занятости населения, интересов обучающихся, возможностей образовательных ресурсов и организационно-педагогических условий.

6. Обследование запросов работодателей (группы работодателей), представляющих предприятия одной отрасли различных форм собственности и обработку результатов опросов. Обследование может проводиться следующими способами: анкетирование, интервьюирование, анализ рынка труда и рынка профессиональных образовательных услуг. Анкеты и планы интервью должны быть созданы основной группой разработчиков вариативной части ОПОП. Отправной точкой разработки анкет или планов для интервью является перечень видов профессиональной деятельности и компетенций, предложенный в инвариантной части ФГОС. В результате обследования определяется перечень дополнительных компетенций по квалификации с учетом запросов работодателей, выпускников филиалов, колледжа и поступающих на обучение абитуриентов. Кроме определения дополнительных компетенций в результате опроса, определяется приоритетность компетенций в сформированной инвариантной части программы.

7. Определение приоритетности компетенций и соответствующее распределение объема времени на освоение того или иного профессионального модуля тоже является вариативной особенностью образовательной программы по конкретной специальности. Определение приоритетности, значимости компетенции позволяет разработчикам ОПОП рационально распределить объем часов, выделенных в ФГОС на профильные модули. Формирование структурных элементов вариативной части напрямую зависит от содержания дополнительных компетенций

8. Если опрос региональных работодателей выявляет дополнительные профессиональные компетенции, соответствующему новому виду деятельности, не прописанному в федеральной части образовательного стандарта, вариативная часть направляется на освоение дополнительных профессиональных модулей. Для реализации дополнительного вида деятельности вводится новый профессиональный модуль. Введение дополнительных профессиональных модулей предполагает и одновременное введение дополнительных МДК для реализации этих модулей, введение дополнительных дисциплин в различные циклы и увеличение объема часов федеральных дисциплин. При введении дополнительных профессиональных модулей предполагается увеличение не только объема теоретической части ОПОП, но и производственной практики за счет вариативной части.


[1] https://www.kremlin.ru/supplement/988 Перечень критических технологий Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 7 июля 2011 года № 899



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: