1. Начальный этап социологического исследования:
а) создание научной теории; б) выдвижение гипотез; в) создание программы прикладного социологического исследования.
2. Установите последовательность. Программа социологического исследования состоит из двух частей, методологический раздел включает следующие элементы:
а) изложение гипотез; б) формирование проблемы; в) операционализация понятий; г) определение цели и задач исследования; д) определение объекта и предмета исследования; е) эмпирическая интерпретация понятий.
3. Найдите латентную функцию. Функция высшего учебного заведения заключается в:
а) обучении студентов; б) оптимизации учебного процесса; в) оптимизации выбора брачного партнера.
4. На степень отклонения выборочной совокупности от генеральной указывает:
а) ошибка репрезентативности; б) ошибка в логике построения вопросов в анкете; в) ошибка в выборе объекта исследования.
5. Выборочная совокупность всегда:
а) больше генеральной совокупности; б) равна генеральной совокупности;
в) меньше генеральной совокупности.
6. Множество элементов (врачи Российской Федерации, занимающиеся частной практикой; работники адвакатуры и т.д.), подлежащих изучению согласно выдвинутым гипотезам в рамках программы исследования, называют:
а) статистической; б) генеральной; в) выборочной совокупностью.
7. Часть персонала от общего числа работников больницы; часть больных от их общего числа, находящегося в больнице; часть Домов ребенка от их общего числа, расположенного на территории области, которое избирается для эмпирического исследования, называют:
а) выборочной совокупностью; б) генеральной совокупностью; в) экскреторной совокупостью.
8. Численность взрослого населения областного города свыше 100000 человек. Какова должна быть выборочная совокупность при допустимой ошибке выборки 5%:
а) 400; б) 358; в) 385 единиц.
9. Какие ошибки выборки уменьшаются при возрастании объема выборочной совокупности:
а) случайные ошибки; б) систематические ошибки; в) целевые ошибки?
10. Какая главная систематическая ошибка была допущена при проектировании опроса избирателей журналом “Литерэри Дайджест” в 1936 году:
а) адреса респондентов брались из телефонного справочника; б) рассылка почтовых бюллетеней 2 миллионам американцам; в) не производилась дифференциация избирательных установок в зависимости от уровня доходов?
11. 5 августа 1918 года Уральский ревком принял постановление, ответить на вопросы специально разработанной анкеты. Заполнение проводилось на общих собраниях. Анкета заверялась подписями председателя и секретаря совета и печатью, к анкете прилагался протокол собрания. Опросом было охвачено 60 245 человек. Какие методические правила проведения социологического исследования нарушены?
а) все правила нарушены; б) систематическая ошибка выборки; в) нарушена репрезентативность выборки.
12. Объектом социологического исследования является:
а) совокупность респондентов; б) социальная проблема; в) социальные факты.
13. Логика построения вопросов в анкете:
а) соответствует целям исследования; б) служит получению информации, которая проверяет гипотезу; в) служит для проверки надежности измерения.
14. Этот метод является основным для тех, кто считает изучение прошлого таким же ценным ключом к пониманию общества и общественных отношений, как и изучение настоящего:
а) исторический; б) прогностический; в) эмпирический.
15. Отличительный признак этого метода – создание контролируемой ситуации. Здесь применяется искусственное моделирование условий:
а) эксперимент; б) включенное наблюдение; в) социометрия.
16. При исследовании этого типа люди, чьё поведение изучается, не знают об этом:
а) фокус-группа; б) опрос; в) скрытое наблюдение.
17. Интервью, в котором почти все вопросы закрытые называется:
а) фокусированным; б) стандартизованным; в) свободным.
18. Статистической обработке практически не поддаются результаты:
а) свободного; б) фокусированного; в) стандартизованного интервью.
19. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы и т.д. (в специальном бланке регистрирует все типы действий), то он проводит:
а) включенное; б) не включенное; в) лабораторное наблюдение.
20. Квазиэкспериментальный план наблюдения одной и той же группы респондентов на протяжении длительного времени получил в социологических исследованиях наименование:
а) панели; б) эксперимента; в) тренда.
21. Для изучения установок избирателей на президентских выборах в небольшом городке исследователи сформировали постоянную группу из 600 человек и опрашивали их ежемесячно с мая по ноябрь, чтобы установить изменения электоральных предпочтений. Как называется подобное исследование?
а) экспериментальное; б) повторное; в) панельное исследование.
22. К какому типу гипотезы относится определение класса принадлежности субъекта по заданным параметрам типа загадки – “без тела, а живет оно, без языка – кричит”, -
а) идентификация; б) умозаключение; в) объясняющая гипотеза.
23. Необходимость задать эти вопросы возникает в том случае, если искомая информация должна быть получена не от всей совокупности опрашиваемых:
а) вопросы-фильтры; б) закрытые вопросы; в) альтернативные вопросы.
24.Сущность социометрии как метода прикладного социологического исследования состоит:
а) в исследовании малых социальных групп с помощью описания межличностных отношений; б) в изучении трудовых отношений людей на предприятиях; в) в изучении сложных свойств и качеств личности.
25.Что такое объект социологического исследования:
а) область социальной реальности, представляющая интерес для исследователя, содержащая в себе противоречие; б) человек, общество, окружающая его среда; в) осознание потребности человека в каких-то действиях.
26. Обоснованное предположение о структуре социального объекта называется:
а) гипотеза; б) система; в) вопрос.
27. Основное предназначение этой шкалы измерение национальных и расовых установок:
а) шкала Богардуса; б) шкала Тёрстоуна; в) шкала Осгуда.
28. Когда определена тема, план и основные ключевые вопросы, а все остальное интервьюер придумывает по ходу дела, говорят о:
а) стандартизированном; б) свободном; в) фокусированном интервью.
29. Этот способ отбора выборочной совокупности позволяет воспроизводить структуру генеральной совокупности в виде пропорций распределения изучаемых признаков:
а) вероятностный; б) случайный; в) целевой.
30.С помощью этой шкалы находят связь между двумя рядами свойств:
а) ранговая; б) интервальная; в) номинальная.
31.Дана интервальная шкала. Найдите лишний показатель, фиксирующий величину интервала. Сколько лет Вы являетесь подписчиком газеты “Комсомольская правда”?
а) до 5 лет; б) 5 – 10; в) 10 – 15; г) затрудняюсь ответить; д) давно; е) более 15 лет.
32. Посредством этого метода исследователь изучает субъективный мир людей, сквозь призму оценок, мнений и суждений респондента:
а) социометрии; б) опроса; в) наблюдения.
33. Недостатками этого опроса принято считать небольшой возврат анкет и невозможность помочь респонденту разобраться со сложными вопросами:
а) почтовый опрос; б) телефонный опрос; в) раздаточный опрос.
34. Все анкеты подразделяются на:
а) открытые; б) закрытые; в) ничего из предложенного не подходит.
35. “Паспортичка” в анкете содержит вопросы:
а) касающиеся установления фамилии, имени, отчества респондента, его местожительства, пола, семейного положения; б) касающиеся профессии, образования, пола, возраста, семейного положения; в) направленные на установление контакта с респондентом, установление уровня образования, пола, семейного положения, снятие психологического напряжения;
36. Анкета – это:
а) любой перечень вопросов; б) ряд вопросов и высказываний, составленный по желанию исследователя; в) система взаимосвязанных, тщательно отобранных и сформулированных вопросов.
37. Открытые вопросы
а) легче обрабатывать на компьютере, в них предлагаются варианты ответов; б) не поддаются компьютерной обработке, в них не дают возможных вариантов ответов; в) не подходит ни один из вариантов ответов.
38. Дана классификация вопросов социологической анкеты. Найдите лишние типы вопросов.
а) по содержанию, по форме, по функциональному назначению; б) по форме, по надежности, по функциональному назначению; в) по надежности, по содержанию, по качественному назначению.
39. Социолог обнаруживает погрешности правильности, когда совершает следующее:
а) обрабатывает результаты опроса, задает тождественные вопросы, различающиея местоположением в анкете; б) применяет неадекватный метод, готовит выборку, обрабатывает результаты опроса; в) варьирует порядок подсказов, задает тождественные вопросы, готовит выборку.
40.Найдите лишние показатели.
В исследовании было установлено, что непосредственными субъективными коррелятами экономического благополучия выступают:
а) удовлетворенность тем, насколько собственный образ жизни соответствует общепринятому стандарту; б) недоверие правительству, выражающееся в проявлении левого радикализма; в) ожидания, связанные с доходами; г) ощущение справедливости денежного вознаграждения за труд; д) престижность района проживания и качество соседства.
41. Выделяют несколько этапов социологического наблюдения. Сделайте правильный выбор.
а) подготовительный, полевой, результирующий; б) подготовительный, описательный, разведывательный; в) разведывательный, полевой, результирующий.
42. Контент – анализ – это:
а) разновидность сплошного опроса; б) формализованный анализ документальных источников; в) разновидность наблюдения.
43. Для успешного применения метода экспертных оценок необходимо соблюсти следующие требования:
а) компетентность экспертов; б) большая по – количеству группа экспертов; в) выдвижение самых “безумных” идей.
44. Назвать метод, в организации которого учитываются важные для исследования признаки и большое значение придается формальным требованиям:
а) фокусированное групповое интервью; б) фокус – группа; в) брейн – сторминг.
45. Организатора группового интервью называют:
а) интервьюер; б)социолог; в) модератор.
46. Статистические методы обнаружения зависимости между двумя или более случайными признаками или факторами называют:
а) алгоритмом; б) корреляционным анализом; в) группировкой.
47. Определение численности однородных групп единиц анализа по интересующим исследователя признакам называют:
а) социологическое измерение; б) идентификация; в) группировка.
48. При слабой дифференциации мнений респондентов в зависимости от социально – демографических признаков небольшой перекос выборки:
а) привносит серьезные искажения в получаемые результаты; б) вынуждает заново повторять процедуру проектирования выборки; в) практически не снижает надежности усредненных данных.
49. Самые безупречные расчеты точности весьма поверхностно характеризуют надежность измерения при отсутствии:
а) валидности; б) идентификации; в) корреляции.
50.К процедуре контент – анализа относится выявление смысловых единиц. Определите, что не относится к смысловым единицам в политической сфере:
а) демократия; б) технический прогресс; в) форма собственности; г) выборы; д) достижения.
51. Соотнесите смысловые единицы контент – анализа некоторых деловых качеств с индикатором “инициатива”. Назовите те, что не соотносятся.
а) имеет патенты и изобретения; б) усидчивый; в) самостоятельный; г) думающий; д) исполнительный.
52. Своеобразие этого этапа социологического исследования заключается в том, что вносится погрешность в результат измерения и осуществляется “ремонт” первичной информации. Этот этап называют:
а) этап кодирования; б) этап формализации; в) этап интерпретации.
53. Метод строгого измерения и оценки отдельных качеств индивида называется:
а) социометрия; б) тест; в) шкала.
54. Установите корреляционную зависимость между увеличением доходов семьи и:
а) увеличением количества детей; б) престижем профессии; в) числом потребляемых товаров и услуг.
55. Признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения называется – переменная. Найдите независимые переменные.
а) посещение лекций; б) здоровье; в) возраст.
56.Эти исследования ставят своей целью максимальное описание социальных групп, образцов культуры и проч., для привлечения внимания общественности к социальным проблемам:
а) социологические; б) социальные; в) маркетинговые.
57. Описательное социологическое исследование – это:
а) простой вид анализа, решающий ограниченные по своему содержанию задачи; б) глубокий вид социологического исследования, выявляющий причины, состояние, остроту и направленность явления; в) вид социологического исследования, предполагающий получение информации об изучаемом объекте и его структурных элементах.
58. Цель исследования – изучение эффективности работы кризисного центра для женщин. Определите, какие из названных задач соответствуют цели прикладного социологического исследования.
а) анализ состава работников; б) выяснение методов работы; в) анализ экономического положения региона, в котором расположен центр.
59. Даны следующие данные:
Студент, мужчина, 18-25 лет, незаконченное высшее образование, 2 человека. Определите, какому методу конструирования выборки они соответствуют:
а) лотерейный; б) квотный; в) гнездовой.
60. Определите, что является эталоном измерения количественных свойств.
а) доверие к властям; б) доллар; в) трудовая активность.
61. Уточнение понятий и их соотнесение с экспериментальными операциями относится к способу:
а) интерпретации; б) операционализации; в) корреляции.
62. В качестве источника первичной информации в процессе опроса выступает:
а) символ; б) респондент; в) анкета.
63. Метод социометрии был создан:
а) Дж. Морено; б) Т. Парсонсом; в) Г. Спенсером.
64. Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности:
а) реальная совокупности; б) репрезентативность; в) системность.
65.Цель исследования – социальная защита населения. В каком случае социолог поступит правильно, опросив по выборке:
а) пенсионеров; б) инвалидов; в) безработных; г) все эти категории вместе; д) опрашивая различные слои населения.
66. Совокупность конкретных целевых установок в программе прикладного исследования называется:
а) гипотеза; б) задача; в) проблема.
67. К какому типу относиться этот вопрос: Вы всегда переходите улицу в положенном месте?
а) вопрос – фильтр; б) вопрос на проверку искренности; в) альтернативный вопрос.
68. Для какого метода сбора первичной информации характерны эти недостатки: не получит информации о мотивах и ценностях, повторение исследования в такой же обстановке невозможно.
а) экспертный опрос; б) эксперимент; в) наблюдение.
69.Достоинства этого метода состоят в том, что получаемая информация уже обобщена и систематизирована и обладает высокой степенью надежности.
а) контент-анализ; б) экспертный опрос; в) тестирование.
70. Возможность получения оперативных и объективных данных о процессах общественной жизни дают:
а) специальные социологические теории; б) социальные исследования; в) конкретные социологические исследования.
В ходе знакомства с процессами социального действия в обществе у студента формируется системное представление о том, что исходным для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов в процессах социального действия в обществе.
Даются знания об основных элементах общественной структуры, к которым принадлежат: личность, социальная общность, социальные группы, социальные институты.
Личность – это функция множества социальных ролей. Личность – это совокупность социально-типических и индивидуальных свойств. Социальная общность является единицей социального измерения массовых процессов, управления, поведения, ценностных ориентаций индивидов. Она складывается на основе общности условий жизнедеятельности, системы общих норм и культуры, социальной идентификации членов общности. В социологии выделяют номинальные и реальные общности, фиксированные (объединение профессионалов, территориальные общности, этнические) и нефиксированные (толпа, аудитория массовых зрелищ). Строительным материалом для общностей служат маргиналы. Понятие впервые использованное Р. Парком.
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющая общественно значимые функции, направленные на достижение целей, сохранения стабильности в обществе. Примерами социальных институтов являются: государство, собственность, брак, семья, религия.
Литература.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.
Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.
Мертон Р. Социальная структура и аномия. //Социология преступности. М., 1966.
Смелзер Н. Социология. М., 1994.
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.