Выбор варианта осуществляется по первой букве фамилии студента в пределах приведенных ниже вариантов. Выполнение собственных вариантов не допускается.
Вариант 1: Понятие международного публичного права
(Фамилии студентов — К; Ч).
План:
1. Понятие международного публичного права и его функции.
2. Основные особенности международного публичного права: особенности объекта, субъекта процессов правотворчества и правоприменения.
3. Причины повышения роли международного публичного права в современном мире.
Задача:
Правительство государства А распространило в средствах массовой информации своей страны сведения о том, что оно назначило г-на Х своим Чрезвычайным и Полномочным Послом в государстве В. МИД государства В заявил в этой связи протест, поскольку правительство государства В не давало своего предварительного согласия на упомянутое назначение. Правомерен ли протест? Каков порядок назначения посла?
Вариант 2: Субъекты международного публичного права
(Фамилии студентов — Г; А).
План:
1. Понятие и виды субъектов международного публичного права.
2. Основные субъекты международного публичного права: государства, нации и народы, борющиеся за самоопределение.
3. Производные субъекты международного публичного права.
Задача:
В одной из статей договора государства А и государства В о границах была ошибочно дважды повторена одна строка вместо пропущенной другой. Есть ли основания считать договор недействительным согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года?
Вариант 3: Источники международного публичного права
(Фамилии студентов — М; Ф).
План:
1. Понятие и виды источников международного публичного права Содержание ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
2. Основные источники международного публичного права: международный договор и международный обычай – их соотношение.
3. Вспомогательные источники международного публичного права.
Задача:
В результате распада государства А и образования независимых государств вместо бывших субъектов федерации встал вопрос о правопреемстве. Что является объектом правопреемства?
Вариант 4: Соотношение международного и внутригосударственного права (Фамилии студентов — Р; Ш).
План:
1. Соотношение международного и внутригосударственного права: основные теории.
2. Пути внутригосударственной имплементации норм международного публичного права.
3. Проблемы имплементации международного права во внутригосударственное законодательство Республики Беларусь.
Задача:
В результате распада государства А и образования независимых государств вместо бывших субъектов федерации встал вопрос о правопреемстве. Каков порядок правопреемства международных договоров?
Вариант 5: Организация Объединенных Наций (ООН)
(Фамилии студентов — П; Щ).
План:
1. Причины и основные этапы создания ООН.
2. Главные органы ООН, структура и функции.
3. Специализированные учреждения ООН.
Задача:
При рассмотрении дела о рыболовстве в прилегающих к государству А водах, государство А, ссылалось на изменения, происшедшие в технике рыболовства по сравнению с теми, которые существовали ранее как основание для прекращения договора или выхода из него. Обоснованы ли действия государства А в соответствии с Конвенцией о праве международных договоров 1969 года?
Вариант 6: Актуальные проблемы дипломатического права
(Фамилии студентов — Н; Ж).
План:
1. Понятие и источники дипломатического права.
2. Органы внешних сношений. Структура и функции органов внешних сношений Республики Беларусь.
3. Дипломатическое представительство: структура и функции.
Задача:
После получения независимости государством В встал вопрос о юридической силе международных соглашений как многосторонних, так и двусторонних, заключенных бывшей метрополией и распространенных на территорию государства В. 10 из этих соглашений еще не вступили в силу. Как будет осуществляться правопреемство названных типов договоров?
Вариант 7: Международное воздушное право
(Фамилии студентов — С; Ц).
План:
1. Понятие международного воздушного права, его источники и принципы.
2. Правовой режим воздушного пространства над территорией государства.
3. Международные авиационные организации. Конвенции по борьбе с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.
Задача:
Государством А был заявлен дипломатический протест по поводу неприменении властями государства В одной из статей его Уголовного Кодекса, запрещающей какие-либо критические высказывания в адрес президентов, в том числе и зарубежных стран. Есть ли в этом случае основание ответственности государства и права требовать возмещения ущерба с другой стороны?
Вариант 8: Международное морское право
(Фамилии студентов — Д; Я).
План:
1. Понятие международного морского права, его принципы и источники.
2. Классификация морских пространств и их характеристика;
3. Международные проливы и международные каналы
Задача:
Водителю Посла государства А в государстве В была направлена повестка о вызове в суд за превышение скорости во время одной из поездок с Послом. Водитель, как член обслуживающего персонала пользуется иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Однако Посол предпочел отказаться от иммунитета водителя, суд признал его виновным в превышении скорости и оштрафовал. Правомерно ли решение суда?
Вариант 9: Международное космическое право
(Фамилии студентов — Т; Е).
План:
1. Понятие международного космического права, его источники и принципы.
2. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
3. Правовой режим космических объектов и статус космонавтов
Задача:
Латвия настаивает на абсолютной недействительности Пакта о ненападении между СССР и Германией 1939 г., ссылаясь на противоправность секретных протоколов, подписанных совместно с Пактом. Каковы основания недействительности? Насколько правомерны претензии Латвии в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.?
Вариант 10: Проблема беженцев в современном международном праве
(Фамилии студентов — Л; Э).
План:
1. Зарождение проблемы беженцев в нач. XX ст. Состояние проблемы на современном этапе.
2. Международно-правовое регулирование проблемы беженцев.
3. Правовой статус беженцев в Республике Беларусь.
Задача:
Между государством А и государством В был заключен договор о выплате средств, вложенных во время Второй мировой войны гражданами государства А в банки государства В. Договор был подписан главами государств. В дальнейшем государство В отказалось исполнить договор. Государство А обратилась в Международный суд ООН с просьбой обязать государство В исполнить договор. Правомочен ли Международный суд ООН рассматривать данное дело? Какой вердикт вынесет Суд, если примет дело к рассмотрению?
Вариант 11: Мирное разрешение международных споров
(Фамилии студентов — Б; Я).
План:
1. Понятие международных споров и их классификация.
2. Мирные средства разрешения международных споров.
3. Международная судебная процедура (Международный суд ООН, международный арбитраж).
Задача:
Три гражданина государства А, члены команды судна «Фараон» (следовало под Панамским флагом) были уличены в совершении противоправных деяний. Они нанесли тяжкие телесные повреждения и затем выбросили за борт 3 представителей африканской расы, пытавшихся попасть в Европу нелегально, используя названное судно. Происшествие произошло в открытом море. Судно заходило в порт государства В, и местные власти были уведомлены о совершенном на борту судна преступлении. Имеют ли право власти государства В арестовать граждан государства А – членов команды? Могут ли они быть осуждены по законам государства В, в противном случае на каких условиях они могут отбывать наказание в государстве А?
Вариант 12: Международно-правовая ответственность
(Фамилии студентов — В; У).
План:
1. Понятие международно-правовой ответственности и основания ее возникновения.
2. Классификация международных правонарушений.
3. Виды и формы ответственности субъектов международного публичного права.
Задача:
Делегация государства А, которая следовала в Нью-Йорк на заседание Генеральной Ассамблеи ООН, прибыла в американский аэропорт. Таможенные власти США отказались признать законность дипломатических паспортов, выданных правительством государства А, ссылаясь на отсутствие дипломатических отношений между двумя государствами, и провели таможенный досмотр личных вещей дипломатов.
Правомерны ли действия таможенных властей США? Какими привилегиями и иммунитетами пользуются представители государств-участников ООН?
Вариант 13: Институт правопреемства в международном публичном праве
(Фамилии студентов — О; З).
План:
1. Понятие правопреемства, основные теории.
2. Правопреемство в области международных договоров.
3. Правопреемство государственной собственности, долгов и архивов.
Задача:
Три военных корабля государства А зашли в территориальные воды государства В. Подаваемые сигналы о приближении к Государственной границе государства В суда государства А игнорировали и углубились в территориальное море государства А на значительное расстояние. В протесте государства В ответственность за данные действия была возложена на государство А.
Насколько правомерен протест властей государства В? Укажите виновную сторону, если известно, что суда государства В нанесли материальный ущерб в ходе названного нарушения, а также порядок его возмещения.
Вариант 14: Право международных организаций и международных конференций (Фамилии студентов — И; Х).
План:
1. Понятие и классификация международных организаций.
2. Создание международной организации и прекращение ее существования.
3. Международные конференции как средство многосторонней дипломатии.
Задача:
В результате распада государства А и образования независимых государств вместо бывших субъектов федерации встал вопрос о правопреемстве. Каков порядок правопреемства государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов?