Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих




Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.

Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.

Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.

Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки.

Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.

Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.

Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам.

Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву.

Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.

Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.

Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

>16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.

Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.

Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.

Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых

Толкование Лопухина А.П.:

Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор.30:15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст.17,Пс 40:2; Мф 10:42; 35:40).

Вторым по важности - после милостыни и благотворения - делом долга для человека служит воспитание детей, о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (13:25; 23:13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст.18) - подобным же образом делает это и апостол (Еф 6:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20).

Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни - Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис23:19), которым Он управляет всем (ср.Притч 16:1).

Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения - чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение.

Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели - страхе Божием и его спасительности для человека (притч.14:27: Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти).

Ст.24 имеет также в виду обычай востока - не употреблять вилок и ножей при принятии пищи.

Заключительные стихи (25-29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).

 

Просто жизнь и духовная жизнь - в чем разница?

Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих

23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Правильней было бы перевести этот стих как «Страх Господень — жизнь, и имеющий его спит спокойно ». (страх Божий как присутствие Бога). Человек, пребывающий в Божьем присутствии и его ощущающий, редко бывает встревожен или обеспокоен, если, конечно, речь идёт именно о реально ощущаемом реальном же присутствии, а не о теоретической уверенности в Божьей близости или соответствующих эмоциях. Такая близость даётся Богом и без всякой заслуги, как Божий дар, а вот удержит ли её человек — зависит от него самого. Хотя в данном случае скорее надо было бы говорить не о том, как удержать у себя Божье присутствие или Божью благодать, а о том, как самому удержаться в этом присутствии, как не оказаться вне его.

Тут на первый план выходит путь, которым человек идёт по жизни, и Божьи заповеди, которым человек следует (или не следует). Поэтому говорится, что хранящий заповедь хранит свою жизнь (душу, выражаясь языком Библии), а идущий по жизни наобум, не думающий о своём пути погибает (16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: