Распределение студентов по их будущей профессии




ВОСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ АНАЛИЗ?

 

Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия ана­лиза. Различие понятий «анализ данных» и «логика анализа» (ло­гическая схема анализа). Первичный анализ как составная часть любой стратегии. Признак. Анализ «поведения» отдельно взятого признака. Вариационный ряд. Одномерное распределение. Показа­тели распределения. Абсолютная, относительная и накопленная частоты. Деление на интервалы. Цели первичного анализа дан­ных. «Язык» анализа распределений.

 

Следует особо остановиться на использовании пары понятий: восходящая стратегия анализа ¾ нисходящая стратегии анализа.

Пара понятий «восходящая стратегия ¾ нис­ходящая стратегия» используется в эмпирической социо­логии в разных контекстах.

Например, для обозначения выбороч­ной стратегии в исследовании. Если сбор информации осуществляется по так называемому методу «снежного кома», то это пример восходящей выборочной стратегии. Такая стратегия используется обычно для изучения латентных социальных групп (наркоманов, скрытых алкоголиков и т. д.).

С нисходящей выбо­рочной стратегией сталкиваемся при формировании выборки, исходя из структуры генеральной совокупности. Это является ти­пичным для изучения общественного мнения. В рам­ках одного и того же исследования одновременно могут использоваться как нисходящая, так и восходящая стратегии формирова­ния выборки.

Такую пару терминов можно использовать и для характеристи­ки логики исследовательского процесса в целом, а именно для обо­значения двух подходов к изучению социальной реальности: статистическая и гуманитарная традиции (подхо­ды, парадигмы) в эмпирической социологии. Известно, что латент­ные социальные группы, в отличие от других, целесообразнее изу­чать по восходящей стратегии, т. е. не только стратегия формирования выборки носит восходящий характер, но и все ис­следование в целом построено по восходящей стратегии изучения таких групп.

Эта пара терминов применяется и в достаточно узком смысле в так называемых методах многомерной классификации для обозна­чения процедуры деления эмпирических объектов на группы. О по­нятии «классификация» пойдет речь в последней части книги. Это пока ремарка для «всезнаек». Пара «восходящая стратегия анализа данных ¾ нисходящая стратегия анализа данных» составляет основу для формирования в социологическом исследовании логики анализа данных, логической схемы анализа. Социолог выбирает стратегию анализа данных исходя из специфики своего исследования (цели, зада­чи, гипотезы). Рассмотрим несколько исследовательских ситуаций.

Первая ситуация

Предположим, у социолога нет четко обозначенных гипотез ни описательного, ни объяснительного характера. Разумеется, в рас­плывчатой форме они всегда существуют. Ведь социолог, желая «взглянуть» на социальную реальность через призму какого-то под­хода, отвечает на вопросы «Что изучать?» и «Зачем и для дости­жения каких целей изучать?». Отсутствие четкости в гипотезах тре­бует определенной стратегии при работе с эмпирическим материалом. Сначала социолог в «мешке» с информацией наводит «космети­ческий» порядок ¾ ищет простые эмпирические закономерности. Их можно назвать и регулярностями. Прежде всего он выделяет сами эмпирические индикаторы, если их нет. С этой ситуацией мы стал­киваемся при работе с текстовой информацией. Мы с вами выделя­ли элементарные обоснования и элементы в контексте применения метода неоконченных предложений. Первые из них и являлись эм­пирическими индикаторами.

При работе с биографиями людей, с текстами полуформализо­ванных и свободных интервью естественным образом появляется необходимость в анализе, условно говоря, «поведения» отдельно взятого эмпирического индикатора. Затем возникает потребность в анализе совместного «поведения» двух эмпирических индикато­ров, в анализе их взаимосвязей. Таким образом, логика анализа эмпирии строится по восходящей (от частного к общему) стратегии. Начальный этап такой стратегии ¾ первичный анализ / первичная обработка данных.

Социолог, исходя из восходящей стратегии, последовательно ищет ответы на вопросы, такие как: не объединяются ли эмпирические индикаторы в какие-то группы, а объекты ¾ в классы. К примеру, похожие в определенном смысле объекты представляют собой некий класс, а взаимосвязанные между собой эмпирические индикаторы могут образовать некую группу. Вполне возможно, что объекты, отнесенные к одному и тому же формальному классу, являются однотипными. А группа эмпирических индикаторов может интерпретироваться как некий специфический социальный фактор. О содержании понятий «тип» и «фактор» пойдет речь в последней главе. Главная задача в таких исследовательских сюжетах ¾ проблема интерпретации разного рода эмпирических закономерностей, ибо они выражают какие-то тенденции, синдромы.

 

Вторая ситуация

У социолога могут быть четко обозначены гипотезы исследования. В этом случае логика анализа может строиться как в рамках восходящей, так и нисходящей стратегий. Выбор стратегии зависит от характера гипотез и от того, какими априорными знаниями (знания, имевшиеся до проведения исследования) располагает исследователь. Допустим, что источником эмпирической информации является индивид; техника сбора данных жестко структурирована; в исследовании проверяются только описательные гипотезы. Тогда также необходимы восходящие, от частного к общему, стратегии анализа. Вспомним из предыдущего материала, что в процессе прямого ранжирования для принятия решения о присвоении рангов нам непременно требовалось изучить степень единодушия респондентов в оценке объектов ранжирования. Для этих целей в процессе анализа опять же требуется движение по восходящей стратегии.

Пусть гипотеза звучит следующим образом: политические пристрастия населения в основном определяются возрастом и происхождением. Для проверки этой гипотезы социолог определяет всевозможные связи этих «пристрастий» с огромной совокупностью различных эмпирических индикаторов. Если из всех связей оказываются самыми сильными связь с возрастом и с происхождением, то считается, что гипотеза подтвердилась. К примеру, сформулируем другую гипотезу: в России существуют типы электорального поведения областей, интерпретируемые как объекты социального управления. В том смысле, что механизм воздействия на отдельные области одинаков, если они отнесены к одному и тому же типу. Для проверки такой сложной гипотезы необходимую основу для логики

анализа составляет нисходящая стратегия анализа (от общего к частному). Такой пример будет приведен в последней главе.

Ясно одно: проверка такого рода гипотез предполагает «продумывание» всей логики анализа априори (до сбора эмпирической информации). Это очень не просто. Вместе с тем такое «продумывание» нужно и важно даже в описательных исследованиях. А в серьезных аналитических исследованиях для проверки сложных гипотез тем более.

Если вернуться к модели изучения свойства социального объекта, то в контексте рассуждений, логика анализа позволяет уточнить не только саму такую модель, но и предполагает продумывание заранее логики получения эмпирических закономерностей и, соответственно, переход от них к теоретическим обобщениям. Речь идет о сложных эмпирических закономерностях, получаемых на основе всей системы изучаемых в исследовании свойств.

В зависимости от логической схемы анализа социолог определяет и то, какого рода эмпирический материал ему нужен, и то, какие приемы «обработки» информации необходимы, и то, в какой последовательности будет строиться логика изучения и объяснения того или иного социального феномена. Главным является концептуальная схема, теория «видения» социальной реальности, так как идет поиск ответа на вопрос «Почему это?». Для такого случая необходима нисходящая (от общего к частному) стратегия анализа. Поиск ответа на вопрос «Почему это?», проверка объяснительных гипотез социологического исследования возможны только в рамках нисходящей стратегии анализа. Все, что с этим связано, будет обсуждаться в последней части книги.

В отдельно взятом социологическом исследовании возможно сочетание восходящей и нисходящей стратегий анализа. Та и другая стратегии могут быть реализованы на практике с помощью одних и тех же методов, приемов, способов «обработки» информации.

Например, к таковым относятся методы математической статистики и методы многомерного анализа.

Вся совокупность техни­ческих приемов (по сути, это использование математического фор­мализма или математических методов в социологии) называется методами анализа данных.

Социо­логу, изучающему различные социальные феномены, приходит­ся строить модели изучения их свойств, пользоваться различны­ми типами информации, применять совокупность приемов измерения латентных, непосредственно не наблюдаемых призна­ков, выбирать стратегию анализа. Это и есть начало начал ана­лиза данных.

Наблюдаемые признаки называются эмпирическими инди­каторами. Здесь и далее таковыми будут признаки. Признаком может быть и отдельно взятый эмпирический индикатор, и произ­водный от них показатель.

Например, признаком будем называть любые показатели, индексы, коэффициенты, возникающие в рам­ках работы с данными типа «государственная статистика», «бюд­жет времени». Признак, как и любой эмпирический индикатор, имеет для нас те же три уровня измерения: номинальный, порядковый, «метрический». Как минимум, мы должны научиться изу­чать «поведение» всех трех типов признаков, измеренных по трем типам шкал.

Представляется важным еще раз повторить следующее. Несмотря на многообразие шкал (в данном случае как линеек для измерения чего-то) в социологии, мы рассматриваем только три типа шкал и к «метрическим» относим все шкалы, уровень измерения по которым выше порядкового, т.е. то, что очень похоже на числа, на «количе­ства».

С чего же начинается анализ «поведения» отдельно взятого при­знака тогда, когда информация «лежит» на столе социолога? Такой анализ необходим практически всегда независимо от исследователь­ских задач, типов информации, выбора стратегии анализа. Речь идет как бы о «социальной бухгалтерии», азы которой вы должны осво­ить. Практически в любой книге, в название которой входят слова «...статистические методы в...», вы найдете определенный матери­ал по освоению этих азов [2, 3, 7, 8, 9, 11].

Несмотря на то, что ниже рассматривается пример, имеющий отношение к данным анкетирования, все выводы относятся к ана­лизу любых вариационных и динамических рядов.

«Структура времяпрепровожде­ния студентов: сравнительный анализ вузов», придуманного (модельного) нами в качестве примера. Сбор данных осуществлялся в нем как по использованию бюджета времени, так и по вопроснику «сложной структуры»; генеральная совокупность - студенты вузов России. В этом исследовании будут интересовать только сту­денты-гуманитарии, т. е. некоторая подвыборка.

Рассмотрим всего три признака из этого исследования: буду­щую профессию студента-гуманитария, его удовлетворенность уче­бой и продолжительность времени на учебу. Относительно третье­го признака нужно подчеркнуть следующее. Продолжительность в данном случае представляет собой сумму затрат времени на про­слушивание лекций, на участие в семинарских занятиях, на до­полнительные самостоятельные занятия, а также на перерывы между аудиторными занятиями. В качестве примера будем рассматривать среднесуточную, например за неделю, продолжитель­ность. «Продолжительность» имеет метрический уровень измере­ния. «Будущая профессия» как признак имеет номинальный уровень измерения. «Удовлетворенность учебой» может быть измерена посредством логического квадрата по пятибалльной по­рядковой шкале. Тогда она понимается только как удовлетворен­ность учебой в «родном» вузе (вернитесь к тому разделу, где обсуждается логический квадрат). Вместо этих признаков можно было бы выбрать и любые другие.

Что о значает анализ «поведения» профессии на совокупности объектов? Это означает, что мы должны обработать эмпиричес­кие данные, чтобы получить распределение изучаемых объектов (в нашем случае студентов-гуманитариев) по профессиональным груп­пам и по характеру этого распределения судить о профессиональ­ной структуре опрошенных студентов. Для простоты изложения буду приводить цифры модельного характера, т. е. в реальном исследовании они не были получены. Предположим, что нас интересует восемь профессий, все они закодированы цифрами от 1 до 8, а число студентов-гуманитариев среди всех опрошенных равно 1000. Таким образом, исходно мы имеем матрицу данных типа «объект ¾ признак». Из нее выделяем для анализа столбец матрицы в соответствии с анализируемым признаком. Подсчиты­ваем в этом ряду число респондентов, которые в недалеком буду­щем будут иметь ту или иную профессию. Тем самым получаем частоту встречаемости в выборке студента той или иной будущей профессии.

Распределение опрошенных по профессиям представлено в таб­лице 3.1.1. Это результаты самого первого этапа систематизации эмпирических данных. Распределение может быть представлено и описано на «языке» четырех показателей. Первый ¾ абсолютная частота, т. е. число студентов с определенной «будущей» профес­сией. Среди опрошенных студентов оказалось 100 будущих политологов (профессия I), 200 социологов (профессия 2), 300 культуро­логов (профессий 3), 100 филологов (профессия 4), 50 психологов, (профессия 7) и 250 историков (профессия 8). Студенты с будущи­ми профессиями, обозначенными как 5 и 6, в выборку не попали. В этом нет ничего удивительного, если при формировании выборочной совокупности не учитывалась будущая профессия студента. Эти шесть обозначенных и встречающихся в выборке профессий, будем использовать в процессе дальнейшего анализа.

Таблица 3. 1. I

Распределение студентов по их будущей профессии

 

 

Второй показатель в таблице ¾ относительная частота в до­лях, или частость, т. е. это доля респондентов определенной про­фессии среди всех опрошенных студентов-гуманитариев. Очень ча­сто в социологических исследованиях наряду или вместо числа опрошенных используется число ответивших. Для нашего приме­ра не имеет значения, по отношению к какому «числу» считается доля, ибо число ответивших совпадает с числом опрошенных. В массовых опросах различение этих величин носит принципиаль­ный характер, так как число неответивших бывает достаточно большим. Сама же проблема неответивших является серьезной проблемой в массовых опросах. Мы касались этой проблемы при обсуждении так называемой (нами) проблемы социологического нуля. Относительная частота в долях ¾ это важный показатель для последующих этапов работы с данными.

Доля интерпретируется как оценка вероятности обладать опре­деленной профессией. Последняя фраза только для тех, кто случайно прослушал курс по теории вероятности.

Третий показатель ¾ относительная частота в процентах определяет, какой процент респондентов будет иметь ту или иную профессию. Это самый любимый показатель социолога, и вы в этом могли убедиться, если уже успели принять участие в каком-нибудь социологическом исследовании. Процент и частость ¾составные элементы языка анализа социолога.

И наконец, четвертый показатель ¾ накопленная частота впроцентах. С такой частотой мы сталкивались при построении шкалы Терстоуна. Для номинального уровня измерения она почти никогда не имеет смысла. Чисто технически ее можно подсчитать для нашей таблицы. Это и будет маленьким примером неадекват­ности математики. Прямо говоря ¾ чушь. Отсюда и вывод, что, живя в век потрясающих компьютеров, слепо нажимать на кноп­ки для запуска «модерновых» математических методов недопус­тимо. Компьютер может подсчитать все, только есть ли в этом смысл. Вот в чем вопрос.

Накопленная частота имеет «прозрачный» содержательный смысл только для шкал начиная с порядковых. Рассмотрим рас­пределение студентов по степени их удовлетворенности учебой, полученной с помощью применения логического квадрата. В таб­лице 3.1.2 представлено распределение респондентов по степени «удовлетворенности» по тем же четырем показателям (и в этом случае цифры не реальные, а модельные). Все показатели имеют смысл. Число опрошенных так же, как и в случае первого призна­ка, совпадает с числом ответивших. Степени удовлетворенности обозначены цифрами от 1 до 5. При этом 1 соответствует мини­мальному уровню удовлетворенности, а 5 ¾ максимальному.

Таблица



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: