Под стандартами следует понимать правила выполнения конкретных мероприятий, входящих в ту или иную технологию.




СЛАЙД 2

Принято считать, что качество – это свойство товара или услуги, удовлетворять спрос потребителей. В настоящее время существуют разнообразные методические подходы к оценке качества медицинской помощи. Однако, основой каждой из этих методик является определение объекта качества медицинской помощи, т.е. необходимо решить вопрос: что должно оцениваться?

Для определения и содержания деятельности по обеспечению качества имеют в виду четыре компонента:

- выполнение профессиональных функций (техническое качество),

- использование ресурсов (эффективность),

- контроль степени риска (опасность травмы или заболевания в результате медицинского вмешательства),

- удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.

Очень важно, чтобы все четыре компонента в программах учреждений или территорий были равными среди остальных при распределении ресурсов или выборе будущих направлений медико-санитарной помощи.

СЛАЙД 3

При этом в управленческой деятельности концепция обеспечения качества по существу является процессом выявления и решения тех или иных проблем, связанных с вышеперечисленными компонентами.

Отечественный и зарубежный опыт позволяет выделить три подхода к контролю качества в здравоохранении: структурный, процессуальный, по конечному результату.

СЛАЙД 4

Структурный подход предполагает лицензирование и аккредитацию ресурсной базы учреждений здравоохранения, аттестацию и сертификацию специалистов. Ресурсная база позволяет определить потенциальные возможности имеющихся ресурсов медицинского учреждения для выполнения поставленных перед ним целей по оказанию медицинской помощи. Из этого следует, чем совершеннее структура ресурсов, тем выше вероятность получения хороших результатов.

СЛАЙД 5

Цель лицензирования - определение медицинского учреждения по оказанию лечебно-профилактической помощи и услуг с наделением права заниматься медицинской практикой в объеме и функциях, адекватных уровню подготовки медицинского персонала, состоянию материально-технической базы и оснащенности учреждения.

Аккредитация медицинских учреждений – это определение соответствия конечных результатов деятельности медицинских учреждений установленным медико-экономическим стандартам.

 

Значимость аттестации повышается при определении размера должностного оклада каждого медицинского работника.

СЛАЙД 6

Процессуальный подход дополняет структурный подход к контролю качества и основан на определенных технологических стандартах. Процессуальный подход призван ответить на вопрос: как соблюдается технология лечебно-диагностического процесса?

Основным методом в рамках процессуального подхода является метод экспертной оценки медицинской помощи по первичной документации, требующий участия экспертов. Сознавая все недостатки такого источника информации как история болезни (карта амбулаторного или стационарного больного), тем не менее, никто пока не может предложить другого, более эффективного метода оценки качества медицинской помощи.

 

 

СЛАЙД 7

В задачи экспертного метода входит выявление дефектов в работе ЛПУ, отделений, кабинетов или отдельных врачей. Применение метода экспертных оценок может быть широко использовано при анализе полноты и сроков обследования, качества лечебного процесса, правильности и сроков диагностики, адекватности сроков пребывания больного в стационаре и на больничном листе в поликлинике, обоснованности госпитализации, анализе летальных исходов в стационаре и на дому, преемственности в работе лечебно-профилактических учреждений и т.д.

СЛАЙД 8

Однако повсеместное распространение этого метода затрудняется необходимостью привлечения высококвалифицированных специалистов, трудоемкостью, экономическими и временными затратами. В работе экспертной комиссии применяются, как правило, готовые разработанные карты экспертных оценок, соответствующих поставленной задаче экспертизы. В качестве примера можно привести «Карту экспертной оценки качества стационарной медицинской помощи».

Экспертная оценка является оперативным методом и может быть широко использована органами и учреждениями здравоохранения, страховыми компаниями для решения самых различных вопросов организации медицинской помощи на всех уровнях.

Анализ результатов экспертных оценок является основанием для разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе.

СЛАЙД 9

Контроль качества по конечному результату точнее было бы назвать контролем эффективности, как элемента качества. Направление прогрессивное, но весьма трудно реализуемое на практике. Эта трудность заключается в сложности определения, что есть цель и конечный результат деятельности ЛПУ и отдельных специалистов. Гораздо легче определить конечные результаты деятельности стационаров, то есть это проведенное лечение и выбытие из стационара. Исходя из поставленной цели, конечные результаты могут быть выражены в показателях, характеризующих исход лечения различных болезней или клинико- диагностичнских групп больных: больничная летальность, процент осложнений, процент выздоровления и т.д. Наряду с этим деятельность стационаров оценивается показателями эффективности использования ресурсов учреждений: средний койко-день по нозологиям, оборот койки, число дней работы койки в году и др. Планирование конечных результатов деятельности требует реальной оценки и факторов, влияющих на него (факторов, не поддающихся воздействию работников системы здравоохранения).

Слайд 10

Оценка качества и эффективности медицинской помощи основана на сопоставлении фактически осуществленных мероприятий и достигнутых результатов с установленными «стандартами» или «эталонами». Следовательно, качество медицинской помощи – это степень адекватности технологий, выбранных для достижения поставленной цели, и соблюдения принятых медико-экономических (профессиональных) стандартов.

СЛАЙД 11

Под стандартами следует понимать правила выполнения конкретных мероприятий, входящих в ту или иную технологию.

Медико-экономические стандарты имеют непосредственное отношение и к структурному, и к процессуальному подходу, и к контролю качества медицинского обслуживания по конечному результату. Медико-экономический стандарт состоит из трех основных частей: медицинской технологии, результатов ее выполнения и стоимости реализации. Медико-экономические стандарты медицинских учреждений разрабатываются учреждениями и являются их собственностью.

Выросшая на основе диагностически родственных групп (клинико-статистических групп) система медико-экономических стандартов используется не только в контроле качества, но и в ценообразовании. Большое значение приобретает при этом выбор критериев для оценки различных объектов. Такими критериями могут быть:

- динамика состояния пациента в ходе лечебно-диагностического процесса,

- перевод лиц, состоящих под диспансерным наблюдением (ДН), из одной группы ДН в другую,

- адекватность выбора той или иной технологии и т.д.

Система оценки эффективности медицинской помощи должна включать набор универсальных показателей, имеющих количественное выражение для дальнейшей математической обработки полученных данных. Оценка эффективности медицинской помощи обязательно должна включать изучение удовлетворенности потребителя ею и уровней условий, в которых она оказывалась. Это является одной из основных задач всей системы здравоохранения.

 

СЛАЙД 12.

Для разрабатываемых систем оценки качества и эффективности медицинской помощи предлагаются следующие основные показатели:

- коэффициент медицинской результативности – отношение числа случаев с достигнутым медицинским эффектом к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи,

- коэффициент социальной удовлетворенности – отношение числа случаев удовлетворенности потребителей к общему числу оцениваемых случаев,

- коэффициент соотношения затрат – отношение нормативных затрат с фактически произведенным на все оцениваемые случаи оказания медицинской помощи,

Слайд 13

- коэффициент качества – отношение числа случаев полного соблюдения адекватных технологий к общему числу оцениваемых случаев оказания медпомощи,

- интегральный коэффициент эффективности – обобщенный показатель, представляющий собой производное коэффициентов медицинской результативности, социальной удовлетворенности и соотношения затрат,

Использование универсальных показателей позволяет применять систему оценки качества и эффективности медицинской помощи как на уровне отдельных медицинских учреждений, их структурных подразделений и различных категорий медицинских работников, так и на территориальном уровне. Такая система оценки качества и эффективности медицинской помощи при медицинском страховании помогает решению задач по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, составлению договоров по медицинскому страхованию, определению цен на медицинские услуги, разработке ответственности сторон в системе медицинского страхования.

В то же время аккредитация медицинского учреждения предполагает, что любому пациенту, прошедшему через гарантированную систему, гарантированно и качественное лечение, уровень квалификации персонала и достаточный уровень сопутствующих немедицинских услуг. При такой постановке лечебно-профилактическое учреждение будет глубоко заинтересовано в достижении и поддержании высоких уровней качества медицинской помощи и квалификации персонала, что обеспечит им конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.

 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: