Методы и формы регулирования естественных монополий




В Российской Федерации

Выделяют три метода регулирования естественных монополий:

- прямое государственное регулирование (возможности и границы);

- торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях);

- ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

- охрана и поощрение конкуренции;

- контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

- контроль над ценами;

- защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

В РФ деятельность государства прописана и ограничена Федеральным законом №147 от 15.08.1995 «О естественных монополиях» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 г. №230-ФЗ). Этот закон направлен на «достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Закон при помощи органов регулирования (федеральные комиссии), наделенных высокими полномочиями, отслеживает и при необходимости корректирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии.

Цель государственно-правового регулирования – удерживать или установить равновесие между интересами потребителей и интересами субъектов естественных монополий, упорядочить их деятельность путем ввода правил поведения.

Контроль государства над естественными монополиями осуществляется посредством методов государственно-правового регулирования федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий, использованием которых Федеральные антимонопольные органы не наделены.

Специально созданные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливают потолки цены на продукцию монополистов и выделяют группы потребителей, которым субъекты монополий обязаны поставлять свою продукцию.

На рисунке 1 изображены кривая отраслевого спроса, понижающаяся кривая средних издержек, кривая предельного дохода и кривая предельных издержек.

 

D
AC
P=MC
Q
 
PM
P=AC
MR

Рисунок 1 Равновесие естественной монополии

 

Кривая предельных издержек (МС) проходит таким образом, что она все время ниже кривой средних издержек (AC) (иначе кривая АС начала бы повышаться после пересечения с кривой МС). Как и для любой другой фирмы, пересечение кривой МС и кривой MR показывает точку равновесия фирмы. Если монополия не регулируется государством, равновесная цена будет равна Рм. Но с точки зрения общества такой уровень цен является завышенным, и ведет к неэффективному распределению ресурсов и потере общественного богатства. Очевидно, что государство будет пытаться регулировать цены на продукцию естественной монополии. На каком же уровне следует устанавливать эти цены?

Первый вариант состоит в установлении цен на уровне предельных издержек производства. Такие цены будут низкими в силу особенностей предельных издержек естественной монополии, отмеченных выше. Низкие цены будут стимулировать производителей, потребляющих электроэнергию, газ, связь, воду. Будет одновременно расти и благосостояние индивидуальных потребителей этой продукции. Более того, цены на уровне предельных издержек означают аллокативную эффективность, что способствует нормальному функционированию экономики в целом и наилучшим образом отвечает потребностям общества.

Однако государство не может установить цены на таком уровне, поскольку фирма просто закроет производство. Если Р = МС ни при каком уровне производства фирма не получит дохода, достаточного для покрытия совокупных издержек. Отсутствие прибыли и появление экономических убытков приведет к закрытию производства.

Равновесная цена фирмы не приемлема для общества, оптимальная цена общества не реальна для фирмы. Как же решается противоречие? Одним из способов нахождения компромисса является установление цены на уровне предельных издержек и введение субсидий и компенсаций для фирмы-производителя. Естественная монополия поддерживается тем самым на плаву и не уходит из отрасли, но общество все равно несет бремя потерь, поскольку субсидии выплачиваются из бюджетных средств, т.е. в конечном счете оплачиваются налогоплательщиками.

Другой вариант компромисса состоит в установлении потолка цен на уровне средних издержек фирмы-монополиста. Общество выигрывает, поскольку эта цена ниже нерегулируемой цены монополии. Фирма получает доход, равный издержкам, что позволяет ей получать нормальную, или справедливую, прибыль и продолжать производств.

В последние годы активизировалась дискуссия относительно того, какую фирму можно считать естественной монополией. Противники сохранения естественных монополий справедливо указывают на изменения в технике и технологии, которые устраняют один из важнейших критериев естественной монополии - большие капиталовложения и фиксированные издержки. В современных условиях произошло существенное их понижение, что приближает все кривые издержек фирмы к типичным их формам. В результате господство на местном или даже национальном уровне лишь одной телефонной компании или одной электрокомпании не может быть более оправданным на основе положительного эффекта масштаба.

Признавая справедливость этого замечания, противники разукрупнения и децентрализации естественных монополий приводят следующие аргументы:

- во-первых, сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь энергетику, связь, коммуникации, транспорт;

- во-вторых, наличие естественной монополии позволяет унифицировать и стандартизировать, например, железнодорожную колею, вагоны, напряжение в сети электропередач и т.д., что также имеет немаловажное народнохозяйственное значение;

- в-третьих, в качестве, быть может, главного аргумента выдвигается принцип равного доступа граждан к основополагающим товарам и услугам. Считается, что в современном обществе все сограждане должны иметь право и возможность пользоваться в равной степени достаточно дешевыми и доступными каждому электроэнергией, водой, связью, транспортными средствами.

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Если существует объективная естественная монополия и соответственно единственный производитель на рынке, то конкуренция может быть инициирована на начальном этапе при организации торгов за право быть поставщиком, то есть за получение франшизы на естественную монополию. Основной критерий отбора победителя торгов - удельная цена поставки услуг. Победитель, предложивший наименьшую цену, не заинтересован в увеличении своих издержек и оптимизирует размещение ресурсов в условиях естественной монополии.

Франшиза – это бизнес-система, включающая в себя производственные элементы, рекламные технологии, корпоративные методики, стилевые направления и т.д., которая в полной мере предоставляется предпринимателю корпорацией в соответствии с подписанным франчайзинговым договором. Понятия «франчайзинг» и «франшиза» зачастую используются как синонимы и обозначают суть одного рода деятельности. Однако франчайзинг рассматривается в качестве содержания проекта, самой системы взаимодействия, а франшиза – это договорная составляющая сотрудничества.

Торги за франшизу - это контрактная система, рассматриваемая как форма экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).

Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

В каждом из отмеченных случаев победитель торгов мог быть заменен без серьезных проблем в оценке активов при передаче их новому предпринимателю, так как основные производственные сооружения находятся в собственности государства, а другие активы могут быть сравнительно легко проданы (куплены) на рынке подержанного имущества. Именно эти положения и заставляют нас внимательно отнестись к торгам за франшизу как возможной форме решения проблем некоторых видов естественных монополий в России, прежде всего локального, местного уровня.

Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации.

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться.

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

- продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

- блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;

- покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов (и в первую очередь, государства) для снижения общего негативного эффекта от деятельности конкретного предприятия естественного монополиста.

Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и соответственно, пониженных тарифов - для граждан. Возможно также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и другие).

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и государством, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Однако очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. К настоящему времени количество «льготников» уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Практика использования ценовой дискриминации может быть применена государством не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и государством для достижения своих целей. В результате возникает определенный «баланс интересов», и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается.

Реально государственный контроль над естественными монополиями состоит как в государственном владении контрольным пакетом акций, так и в существовании специального антимонопольного законодательства, регламентирующего методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а так же определяющего список потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Российское законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное тарифное регулирование, но так же ограничение их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации).

В тоже время, если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

 

В Республике Казахстан

Режим регулирования, предусмотренный Законом, включает две основные составляющие: (1) регулирование как таковое, и (2) надзор и контроль в форме предварительного согласования определенных действий субъектов естественных монополий.

Формы регулирования

Положения, отражающие общий подход к регулированию, предусматриваются, в частности в статьях 5, 6, 7 Закона («Ограничение деятельности субъектов естественных монополий», «Права субъекта естественной монополии» и «Обязанности субъекта естественной монополии»), которые по существу являются требованиями:

- предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), производимых в условиях естественных монополий (кроме случаев предоставления льгот и преимуществ определенным категориям потребителей, в соответствии с законодательством);

- обеспечивать обслуживание потребителей в соответствии с требованиями к качеству, с учетом цен, установленных регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;

- применять эффективные методы и технологии производства;

- направлять в регулирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, информацию о своей деятельности.

Государственное регулирование субъектов естественных монополий в соответствии с Законом осуществляется посредством:

1) утверждения тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня, в том числе с применением метода сравнительного анализа, дифференцированного и инвестиционного тарифов (цен, ставок сбора);

2) утверждения тарифной сметы;

3) утверждения временного понижающего коэффициента;

4) утверждения особого порядка формирования затрат;

5) утверждения порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности;

6) согласования учетной политики;

7) утверждения временного компенсирующего тарифа.

Формы контроля

На субъектов естественных монополий налагаются особые ограничения и дополнительные обязанности, например, субъектам естественных монополий запрещается (с учетом некоторых исключений, предусмотренных статьей 5 Закона), помимо прочего:

- оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий;

- иметь на праве собственности имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ);

- владеть акциями (долями участия) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций;

- взимать за регулируемые услуги (товары, работы) плату, превышающую установленный размер;

- взимать дополнительную плату или иным образом навязывать дополнительные обязательства, которые не касаются предмета оказываемых услуг;

- допускать превышение средств, предусмотренных статьями тарифной сметы, утвержденной уполномоченным органом, более чем на пять процентов, за исключением региональной электросетевой компании, случаев увеличения расходов на используемые стратегические товары, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением;

- допускать нецелевое использование средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах), утвержденных в установленном порядке;

- признавать коммерческой тайной информацию: содержащуюся в тарифной смете; о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг; о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах).

Следует отметить, что с целью гибкого регулирования маломощных предприятий Закон предусматривает упрощенный порядок для так называемого «субъекта естественной монополии малой мощности», которым считается субъект естественной монополии, оказывающий, к примеру, услуги по производству, передаче, распределению и/или снабжению тепловой энергией от отопительных котельных с общей установленной мощностью до двадцати Гкал/час включительно.

И наконец, стоит отметить, что деятельность естественных монополий в Казахстане регулируется жесткими правилами, и, например, субъекты естественных монополий должны получить согласие регулирующих органов на совершение определенных типов сделок, в частности, реализация, сдача в наем или иное отчуждение имущества субъекта естественной монополии, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), если балансовая стоимость такого отчуждаемого имущества превышает 0,05 процента от балансовой стоимости всех активов субъекта естественной монополии на начало текущего года. Для согласования таких сделок, субъект естественной монополии должен представить ходатайство в АРЕМ и предоставить последнему необходимую информацию (перечень которой определяется АРЕМ) о предполагаемой сделке. Регулирующий орган может отклонить ходатайство, если решит, что сделка отрицательно скажется на интересах потребителей или конкурентном развитии рынка, в этом случае заявитель может обратиться в суд. Аналогично, уведомление АРЕМ необходимо, например, в случае любого приобретения третьими лицами акций субъекта естественной монополии, наделяющих их более чем десятью процентами голосов в уставном капитале такого субъекта.

 

Заключение

От этой работы мы узнаем о естественной монополии, что это отрасль, в которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственно важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

И так, естественная монополия должна регулироваться соответствующими органами: Федеральной антимонопольной службой России и Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции при Министерстве национальной экономики Казахстана, в России и Казахстане соответственно. Если эти органы не будут или будут работать некорректно то рано или поздно это приведет к хаосу в экономике и к краху всей экономической системы страны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: