Последовательность выполнения работы




Институт транспорта

 

 

Кафедра сервиса автомобилей

и технологических машин

 

 

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТИТТМО В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

 

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Эксплуатация ТиТТМО в зимних условиях" для студентов направления подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"

 

Составитель А.А. Панфилов,

Кандидат технических наук

 

г. Тюмень

ТИУ


Эксплуатация ТиТТМО в зимних условиях: метод. указ. по выполнению контрольных работ по дисциплине по дисциплине "Эксплуатация ТиТТМО в зимних условиях" для студентов направления подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" / сост. А.А. Панфилов; Тюменский индустриальный университет. – 1-е изд. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2017.– 16 с.

 

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры сервиса автомобилей и технологических машин
«__» ________ 2017 года, протокол № ___.

 

Аннотация

 

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Эксплуатация ТиТТМО в зимних условиях" для студентов направления подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов". Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Приведены варианты заданий для выполнения контрольных работ студентов по дисциплине. Даны методические указания к выполнению контрольной работы.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1. Методические указания к выполнению контрольной работы.. 5

2. Конструктивные особенности котлов-подогревателей. 5

3. Расчет котла-подогревателя. 7

Список литературы.. 9

Приложение 1. 10

Приложение 2. 14

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе изучения дисциплины «Эксплуатация ТиТТМО в зимних условиях» следует учесть, что эта дисциплина достаточно тесно связана со многими другими дисциплинами, читаемыми в рамках образовательной программы.

Дисциплина «Эксплуатация Т и ТТМО в зимних условиях» относится к вариативной части, в том числе по выбору студента - профиль ЭТМ. Б.1.В/В.2

Для полного усвоения данной дисциплины студенты должны знать следующие разделы ФГОС: Б.1.Б.9 – математика, Б.1.Б.10 – физика, Б.1.Б.11 – химия, Б.1.Б.15 – прикладная механика, Б.1.Б.20 – теплотехника.

Знания по дисциплине «Эксплуатация Т и ТТМО в зимних условиях» необходимы студентам данного направления для усвоения знаний по следующим дисциплинам: Б.1.В.2 – Эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования; Б.1.В.5 – Технологические процессы технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования; Б.1.В/В.7 – Технология, техническое обслуживание и ремонт специальной нефтепромысловой техники; для выполнения выпускной квалификационной работы.

Особое внимание в процессе изучения дисциплины следует уделить специфике эксплуатации техники в зимних условиях. К настоящему времени издано много учебников и учебных пособий по данной дисциплине, однако они не учитывают специфику работы предприятий, занимающихся технической эксплуатацией ТиТТМО.

Цель дисциплины:

Дисциплина «Эксплуатация ТиТТМО в зимних условиях» имеет своей целью формирование основ компетенций для оптимизации эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования в зимних условиях. Предметом изучения дисциплины являются основные направления научно-технического прогресса на автомобильном транспорте при эксплуатации ТиТТМО в зимних условиях.

Задачи дисциплины:

- изучитьконструктивные особенности машин и оборудования северного исполнения;

- изучить комплекс мероприятий по подготовке эксплуатации этих машин и оборудования в зимних условиях;

- уметь выполнять инженерные расчеты по определению термодинамических условий пуска энергетических установок из холодного состояния;

- подбор подогревателей по тепловой производительности;

- требования к эксплуатационным материалам при их использовании при низких температурах.

Результаты обучения

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: критерии оценки климатических условий и приведение их к стандартным условиям; требования, предъявляемые к эксплуатационным материалам в условиях низких температур; конструктивные особенности транспортно-технологических машин и оборудования северного исполнения.

Уметь: выполнять расчеты, связанные с подбором предпусковых подогревателей и условий движения по снежной целине и ледяной переправе.

Владеть: компьютерными программами для обработки результатов испытаний топливной аппаратуры на стенде, расчетами при проектировании энергоустановок.

Выполнение заданий по контрольной работе позволяет студенту уточнить знания и приобрести практические навыки принятия технических решений на автотранспортных предприятиях при эксплуатации транспортных машин в зимних условиях.

 


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа предусматривает расчет котла-подогревателя для соответствующего двигателя согласно варианту по исходным данным.

В результате выполнения контрольной работы студент должен

знать конструктивные особенности котлов-подогревателей современных двигателей, порядок пуска двигателя с тепловой подготовкой при низких температурах окружающей среды;

уметь подбирать котел-подогреватель для соответствующего двигателя.

Контрольная работа выполняется на стандартных листах формата А4 (210*297) мм в машинописном виде. Расчеты должны сопровождаться используемыми формулами с соответствующими пояснениями и указанием литературных источников.

Последовательность выполнения работы

1. Изучить конструкцию котла-подогревателя.

2. Знать назначение каждого агрегата и прибора котла-подогревателя.

3. Изучить порядок подготовки котла-подогревателя к пуску, работе и его выключению.

4. Выполнить расчет котла-подогревателя на тепловую производительность (исходные данные берутся по данным двигателя-прототипа). Определить расход топлива на работу котла-подогревателя.

 

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОТЛОВ-ПОДОГРЕВАТЕЛЕЙ

 

Общие положения. Пусковой подогреватель предназначен для подогрева жидкости в системе охлаждения и масла в поддоне картера двигателя перед его пуском при температуре окружающей среды ниже (–250С – для дизелей и –30оС для бензиновых двигателей). Подогреватель состоит из следующих узлов и систем:

1- Котла в сборе с горелкой.

2- Электромагнитного топливного клапана с форсункой и электронагревателем топлива в сборе.

3- Насосного агрегата с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами.

4- Системы зажигания.

5- Пульта управления котлом –подогревателем.

Котел представляет собой теплообменник, состоящий из двух цилиндрических рубашек, заполняемых жидкостью и газохода. Схема котла-подогревателя представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. - Схема котла-подогревателя

 

Горелка котла обеспечивает процесс смесеобразования и сгорания топлива. Горелка соединяется с котлом болтами. В горелке устанавливается электроискровая свеча и форсунка в сборе с электромагнитным клапаном и электронагревателем топлива.

Насосный агрегат обеспечивает подачу топлива и воздуха в горелку котла, а также обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя в период его предпускового подогрева.

Система зажигания котла обеспечивает воспламенение смеси в горелке за счет высоковольтного разряда, образуемого между электродами свечи.

Пульт управления обеспечивает ручное дистанционное управление работой подогревателя. Управление осуществляется с помощью одного переключателя, имеющего четыре положения:

0 – все выключено;

1 – розжиг. Включены искровая свеча (контакт СТ), насосный агрегат (контакт АМ), электромагнитный топливный клапан (контакт КЗ). Это положение переключателя нефиксированное, подпружиненное. При прекращении воздействия на тумблер переключатель автоматически устанавливается в положение 2.

2 – работа. Включены насосный агрегат (контакт АМ) и электромагнитный топливный клапан (контакт КЗ).

3 – продувка и подогрев топлива. Включены насосный агрегат и электронагреватель топлива (контакт АМ).

 

  1. РАСЧЕТ КОТЛА-ПОДОГРЕВАТЕЛЯ

 

Необходимое количество тепла на подогрев двигателя, КДж/ч:

, (1)

где Сдв условная теплоемкость двигателя, кДж/град;
  ΔТ необходимая величина подогрева двигателя;
  tкор.п температура коренных подшипников принимается равной –10 0С;
  to начальная температура двигателя, принимается равной –40 оС;
  t продолжительность тепловой подготовки двигателя, час;
  α коэффициент теплоотдачи от поверхности двигателя в окружающую среду (в зависимости от скорости ветра и качества утеплительных средств двигателя принимается в пределах 15…80 кДж/м2*ч*град);
  F площадь охлаждаемой поверхности двигателя, м2.

Сдвмет·Мметм·Ммж·Мж, (2)

где смет, см, сж удельная теплоемкость соответственно металла, масла, охлаждающей жидкости, кДж/кг*град, (смет=0,83; см=2,08; сж=4,17);
  Ммет,, Мм,, Мж масса соответственно металла, масла, охлаждающей жидкости.

, (3)

Продолжительность тепловой подготовки двигателя принять 30 мин. Массы рассчитываются с учетом данных таблицы 1.

 

Таблица 1

Данные для определения массы двигателя

Тип двигателя Уд.масса, кг/кВт Емкость смаз. системы, л Емкость системы охл. л
Бензиновый 1,5…2,5 (0,06…0,1)·Ре (0,13…0,25)·Ре
Автом. дизель 3…5 (0,14…0,2)·Ре (0,15…0,3)·Ре
Тракт.(стац) дизель 5…6 (0,18…0,3)·Ре (0,5…0,7)·Ре

Плотность охлаждающей жидкости (антифриза) и масла соответственно принимается 1,0 и 0,9 кг/л.

, (4)

где i число цилиндров двигателя;
  D,S соответственно, диаметр и ход поршня двигателя;
  Кп коэффициент, учитывающий действительную поверхность; двигателя, принимается равным 1,25…1,3.

По найденной теплопроизводительности подогревателя необходимо проверить температуру головки блока цилиндров в конце разогрева.

, (5)

где сгол условная удельная теплоемкость головки блока;
  t продолжительность тепловой подготовки двигателя, час;  

Найденная температура головки не должна быть ниже +40 0С!

, (6)

где В постоянный коэффициент принимаемый для головки из чугуна –0,45, алюминиевого сплава –0,5.

Расход топлива на подогрев двигателя при определенной температуре окружающей среды в заданное время:

, (7)

где Hu теплотворная способность топлива (для дизтоплива 42,5*103 кДж/кг, для бензина 44*103 кДж/кг);
  ηп КПД подогревателя, принимается равным 0,6.

Расчетная мощность отопителя:

Рот=·Q /t, кВт, (8)

 

где t = 1800с.

Техническая характеристика двигателей для выполнения контрольной работы представлены в приложения 1. Номер варианта заданий выбираются по порядковому номеру студен та в зачётно-экзаменационной ведомости.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература.

1. Бакуревич Ю.Л. и др. Эксплуатация автомобилей на Севере [Текст] / Ю.Л. Бакуревич. ‑ М. Транспорт. 1973. - 180с

2. Влияние режимов прогрева автомобильного двигателя зимой на расход топлива: учебное пособие [Текст] / Н. С. Захаров [и др.]; ТюмГНГУ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 148 с.

3. Двигатели внутреннего сгорания [Текст] / Под редакцией В.Н. Луканина. ‑ М. Высшая школа. 2004. ‑ 311с

4. Колобов М.П. Эксплуатационные материалы для автомобилей и специальных машин [Текст] / М.П. Колобов ‑ М. 1997. ‑ 167с.

5. Корректирование давления воздуха в шинах при эксплуатации автомобилей зимой: монография [Текст] / Н.С. Захаров, Г.В. Абакумов - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 162 с.

6. Приспособленность автомобилей к зимним условиям эксплуатации по температурному режиму двигателей: монография [Текст] / С. А. Эртман. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - 128 с.

7. Штайн Г.В. Эксплуатация транспортных, транспортно-технологических машин и оборудования в зимних условиях [Текст] / Г.В. Штайн, А.А. Панфилов – Тюмень, ТИУ, 2016. – 52 с.

 

Дополнительная литература

8. Сервис транспортных, технологических машин и оборудования в нефтегазодобыче [Текст]: учебное пособие / Н.С. Захаров [и др.]; ред. Н.С. Захаров; ТюмГНГУ. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 508 с.

9. Методические указания к практическим работам.

10. Конспект лекций.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Техническая характеристика двигателей

Таблица П1.1

Бензиновые двигатели

Вариант                  
Параметры ВАЗ-11194 ВАЗ-21124 ВАЗ - 2123 ЗМЗ 406.10 ЗМЗ-511 ЗМЗ-402 ЗМЗ-409 УМЗ-4218 УМЗ-4178
Номинальная мощность, кВт       106,6   73,5   65,5 60,3
Номинальная частота вращения мин-1                  
Число и расположение цилиндров Р-4 Р-4 Р-4 Р-4 V-8 Р-4 Р-4 Р-4 Р-4
Степень сжатия e 11,5 10,5 9,3 9,3 7,6 8,2     8,2
S/D 0,98 0,92 0,97 0,93 0,93   0,98 0,92  
Диаметр цилиндра D, мм 76,5           95,5    
Ход поршня S, мм 75,6 75,6              
Рабочий объем цилиндров Vh, л 1,3 1,6 1,7 2,28 4,25 2,44 2,693 2,89 2,445
Максимальный вращ. момент, Н·м     127,5 200,9   182,4      
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт×ч                  

 

Продолжение таблицы П1.1

Вариант                  
Параметры УМЗ А2755 ВАЗ 21179 ВАЗ 21129 ВАЗ 21126 МеМЗ-307 МеМЗ-317 МеМЗ -A13L ГАЗ -14 ЗИЛ - 114
Номинальная мощность, кВт 78,5       51,5 56,6   161,4 220,0
Номинальная частота вращения мин-1                  
Число и расположение цилиндров Р-4 Р-4 Р-4 Р-4 Р-4 Р-4 Р-4 8-V 8-V
Степень сжатия e   10,3 10,5   9,8 9,8 10,5 8,5 9,5
S/D 0,95 1,03 0,92 0,92 0,98 0,95 1,03 0,880 0,880
Диаметр цилиндра D, мм 96,5         77,5 77,4    
Ход поршня S, мм     75,6 75,6 73,5 73,5 79,5    
Рабочий объем цилиндров Vh, л 2,69 1,8 1,6 1,6 1,3 1,4 1,5 5,526 6,959
Максимальный вращ. момент, Н·м 220,5       107,8 112,7   451,3 559,2
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт×ч         278,8 273,4      

 


Таблица П1.2

Дизельные двигатели

Вариант                  
Параметры ЯМЗ-6561 ЯМЗ-6582 ЯМЗ-856 ЯМЗ- ЯМЗ-536 ЯМЗ-651 КамАЗ 740.10 КамАЗ 740.30 КамАЗ 7403.10
Номинальная мощность, кВт 220,6 242,6         154,4    
Номинальная частота вращения мин-1                  
Число и расположение цилиндров V-6 V-8 V-12 P-4 P-6 P-4 V-8 V-8 V-8
Степень сжатия e 17,5 17,5 16,4 17,5 17,5 16,4   16,5  
S/D 1,07 1,07   1,22 1,22 1,26      
Диаметр цилиндра D, мм                  
Ход поршня S, мм                  
Рабочий объем цилиндров Vh, л 11,15 14,86 25,86 4,43 6,65 11,12 10,86 10,86 10,86
Максимальный вращ. момент, Н·м                  
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт×ч         213,5        

 

Продолжение таблицы П1.2

Вариант                  
Параметры КамАЗ 740.70 КамАЗ 740.602 Д-245 Д-243 F4L-912 Дейтц МАN Т928 Татра ОМ401 М. Бенц ЗМЗ-514
Номинальная мощность, кВт         46,3       83,5
Номинальная частота вращения мин-1                  
Число и расположение цилиндров V-8 V-8 Р-4 Р-4 Р-4 6-Р 8-V 10-V  
Степень сжатия e 16,8 17,9 15,1       16,5 17,2  
S/D 1,08 1,08 1,14 1,14 1,2 1,24 1,08 1,04 1,08
Диаметр цилиндра D, мм                  
Ход поршня S, мм                  
Рабочий объем цилиндров Vh, л 11,76 11,76 4,75 4,75 3,77 10,35 11,76 15,95 2,235
Максимальный вращ. момент, Н·м     385,5            
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт×ч 194,5                

Таблица П1.3

Современные автотракторные двигатели

Вариант              
Параметры ЯМЗ-8401 ЯМЗ-8424 ЗИЛ-645 КАЗ-642 ГАЗ-542.10 АЗЛК-21423 (диз.) ЗМЗ-4024 (инж.)
Номинальная мощность, кВт              
Частота вращения, мин-1              
Число и расположение цилиндров 12-V 8-V 8-V 6-V 4-P 4-P 4-P
S/D, мм 140/140 140/140 115/110 120/120 120/105 82/89,5 92/92
Рабочий объем цилиндров Vh, л 25,86 25,86 8,74 8,4 6,23 1,9 2,445
Максимальн. вращ момент, Нм   1412,2     314,4 103,8 181,4
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч              
Среднее эффективное давление при номинальной мощности, МПа 1,08 1,03 0,87 0,71 0,634 0,687 1,0

 

Продолжение таблицы П1.3

Вариант              
Параметры ЯМЗ-850 ЯМЗ-238НД3 ЯМЗ-238НД4 ЯМЗ-238НД5 ЯМЗ-238ГМ2 ЯМЗ-236А ЯМЗ-236Г
Номинальная мощность,кВт              
Частота вращения, мин-1              
Число и расположение цилиндров V-12 V-8 V-8 V-8 V-8 V-6 V-6
Степень сжатия e 15,5 15,5 15,5 15,5 16,5 16,5 16,5
S/D 1,0 1,077 1,077 1,077 1,077 1,077 1,077
Диаметр цилиндра D, мм              
Ход поршня S, мм              
Рабочий объем цилиндровVh, л 25,86 14,86 14,86 14,86 14,86 14,86 14,86
Максимальный вращ. момент, Н×м              
Удельный расход топлива при номин. мощности г/кВт.ч              

 


Продолжение таблицы П1.3

Вариант              
Параметры КамАЗ-740.11-240 КамАЗ-740.13-260 КамАЗ-7401 Д-145Т Д-260Т СМД-21 СМД-83
Номинальная мощность, кВт       62,5   106,6  
Частота вращения, мин-1              
Число и расположение цилиндров V-8 V-8 V-8 Р-4 Р-6 Р-4 V-8
Степень сжатия e       16,5   16,5 16,5
S/D 1,0 1,0 1,0 1,14 1,136 1,166 0,88
Диаметр цилиндра D, мм              
Ход поршня S, мм              
Рабочий объем цилиндров Vh, л 10,85 10,85 10,85 4,15 7,12 6,33 12,2
Максимальный вращ. момент, Н×м              
Удельный расход топлива при номин. мощности, г/кВт.ч              

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ЗАДАНИЙ ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет»

Институт транспорта

 

 

Кафедра сервиса автомобилей

и технологических машин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Эксплуатация ТиТТМО в зимних условиях»

 

 

Выполнил студент:

Проверил: к.т.н., доцент кафедры

 


 

 

Методическое издание

Составитель

Панфилов Александр Анатольевич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: